Таганрог известен всему культурному человечеству прежде всего как родина великого писателя Антона Павловича Чехова. Здесь он родился и провел почти половину своей жизни. С Таганрогом неразрывно связана его литературная и общественная деятельность. В окрестностях родного города Чехов увидел неповторимую красоту русской степи, непревзойденным певцом которой он остался до конца своей жизни.
Отношение Чехова к Таганрогу дорого нам как образец высокого гражданского служения писателя своей Родине. «Пожалуйста, делайте из меня и со мной все, что только для Таганрога из меня можно сделать, отдаю себя в полное ваше распоряжение», — эти слова А.П. Чехова могут служить эпиграфом ко всем добрым делам писателя на родной земле.
Прошло много лет с тех пор, как Чехов покинул Таганрог, более чем на сто лет отдалился от нас в прошлое город детства и юности писателя. Город разросся, далеко шагнул с обрывистого прибрежного мыса в приазовскую степь. Его прямые улицы, как и в те далекие времена, тянутся к порту, неизменными остались многие одноэтажные и двухэтажные дома в густой зелени белых акаций, каштанов и тополей. Они, эти немые свидетели и носители богатой истории Таганрога, сохраняют его неповторимый облик.
Большой популярностью у более чем двухсот тысяч туристов и экскурсантов, ежегодно приезжающих на родину писателя, пользуются чеховские места города, бережно сохраненные до наших дней. Все они входят в союзный туристический маршрут — «Наша Родина — СССР».
Памятники культуры и архитектуры, связанные с пребыванием Чехова в Таганроге, в своей совокупности представляют уникальное явление. Это мемориальная экспозиция, расположенная под открытым небом. В чеховском комплексе в Таганроге каждый дом — памятник, свидетель определенного этапа жизни писателя и его творчества. Экспонаты памятного комплекса доносят до наших современников «дыхание давно минувших дней», помогают глубже почувствовать, понять внутренний мир великого гуманиста.
В комплекс входят дома М.Е. Чехова, Папкова, Кобылина, где жил и служил П.Е. Чехов, отец писателя. Домик на бывшей Полицейской улице, дом Моисеева, дом М.Е. и П.Е. Чеховых, где проходило детство, юность писателя, греческая школа, гимназия, где он учился, театр, дома Дросси, Дьяконова, Шедеви, Лободы. Эти и многие другие памятники как бы представляют в Таганроге жизненный и творческий путь писателя от рождения до бессмертия.
Знакомство с Чеховым мы начинаем с места его рождения. «Родился я в доме Болотова (так говорит моя мать) или Гнутова, около Третьякова В.Н., на Полицейской улице, в маленьком флигеле во дворе», — пишет Чехов в 1902 г. таганрогскому голове Л.Ф. Иорданову.
Полицейская улица в 1904 г. после смерти писателя была переименована в улицу имени Чехова. В настоящее время — это одна из красивейших улиц города и едва ли не самая зеленая. Но вот какова была эта улица: «С Полицейской улицы начинается засыхающая, а потому вязкая и бугристая грязь, по которой можно ехать шагом, да и то с опаской», — делится Чехов впечатлениями о Таганроге со своей сестрой в 1887 г. В то время в Таганроге считался достопримечательностью единственный замощенный участок против здания почтовой конторы. Но и по нему ездить было небезопасно: «...отделочные плиты выступали из своих ячей и плясали под колесами экипажей... иной раз дело доходило до того, что ездок в страхе кричал извозчику: «Куда едешь? Не видишь разве, что там мостовая?»
Домик, в котором родился писатель (ул. Чехова, 69), расположен в глубине двора. Построен дом в начале 50-х гг. XIX века из самана. Семья П.Е. Чехова арендовала его в 1859—1861 гг.
В домике три комнаты, кухня, небольшая кладовая. Скромное, но первое самостоятельное пристанище тридцатитрехлетнего, полного надежд разбогатеть П.Е. Чехова, поселившегося в этом домике с женой Евгенией Яковлевной и двумя сыновьями — четырехлетним Александром и двухлетним Николаем. В метрической книге соборной Успенской церкви была произведена соответствующая запись о рождении третьего сына: «Тысяча восемьсот шестидесятого года месяца Генваря семнадцатого дня рожден, а двадцать седьмого крещен Антоний. Родители его, таганрогский третьей гильдии купец Павел Егорович Чехов и законная жена его Евгения Яковлевна, оба православного исповедания». Ритуал крещения выполнялся, как принято было, по всем правилам. «Восприемниками» были таганрогский купеческий брат Спиридон Федоров Титов и таганрогского 3-й гильдии купца Дмитрия Кирикова Сафьянопуло жена Елизавета Ефимовна. Таинство крещения совершал «священник собора Михаил Орловский с диаконом Моисеем Егоровым и дьячком Федором Григорьевичем, что утверждается подписом и приложением печати». Таков был круг знакомых П.Е. Чехова.
Чеховы жили замкнуто, озабоченные необходимостью содержать возрастающую семью, достойно выглядеть в кругу конкурентов. Павел Егорович, занимаясь торговым делом, утомительными ежедневными подсчетами, тянется к искусству: любит церковное пение, поет сам, неплохо играет на скрипке, хорошо рисует, пишет иконы. Организует в Таганроге церковный хор из кузнецов. Любит в свободное от дел время по вечерам почитать вслух газету. Читает обстоятельно, подробно от первой до последней страницы. От домочадцев требует пересказа прочитанного. Чтения эти и ежедневные моления проходили в зале, самой большой комнате домика. Она служила одновременно и столовой, и гостинной, и рабочим кабинетом Павла Егоровича. В правом углу — конторка со счетами, неизменными спутниками его жизни, немыслимой без каждодневного учета рублей, копеек, доходов и расходов от торговли. В левом, переднем углу залы, — иконы; Павел Егорович был глубоко верующим человеком. На угловом столике — семейная реликвия — старинная книга «Четьи-Минеи», освещенная неугасимой лампадой. В небольшой спальне родителей, расположенной рядом с «залой», — деревянная кровать, комод со множеством ящичков. Над кроватью — портреты отца и матери Чехова. Открытое, красивое лицо Павла Егоровича — не без выражения упорства и настойчивости. Бывший крепостной, еще вчера мальчик в лавке купца-миллионера Кобылина, Павел Егорович прошел суровую жизненную школу унижений, побоев, обид, угождений. Эта школа, конечно, не могла не сказаться на воспитании им детей. Ни старшие братья, ни Антон не могли простить отцу, руководствующемуся принципом: «За одного битого — двух небитых дают», и с горечью вспоминали впоследствии о своем детстве. Но Павел Егорович, сам будучи одаренным человеком, делал все для того, чтобы вывести своих детей в люди. Дал детям образование в гимназии, учил музыке и иностранным языкам. Чтобы поддержать престиж семьи и освободить детей от рекрутчины, выплачивал вторую купеческую гильдию.
Мать писателя, простая женщина с поэтической натурой, оставила у всех Чеховых самое доброе впечатление. Слова «для нас дороже матери ничего не существует», «талант у нас со стороны отца, а душа — со стороны матери» говорят сами за себя. Ее образ прошел через всю жизнь Антона Павловича Чехова.
В начале 1862 г. семья Чеховых переехала на другую квартиру. Деятельный, предприимчивый, Павел Егорович подыскивает более просторную квартиру для своей увеличивающейся семьи.
А жизнь в домике продолжала течь своим чередом: менялись хозяева домовладения, квартиранты, номера домов на Полицейской улице. И только в 1910 г., к 50-летию со дня рождения писателя, на стене дома появилась мемориальная доска, установленная благодаря усилиям чеховского кружка, организованного в Таганроге в 1905 г. по инициативе Е.М. Гаршина, брата известного писателя. Но музей в нем был создан только после Октябрьской революции.
В 1924 г. была открыта первая экспозиция. И с тех пор Домик Чехова, как его любовно назвали таганрожцы, стал всемирно известным памятником отечественной культуры. Ежегодно его посещает свыше пятидесяти тысяч человек. У памятника Чехову, установленному на территории усадьбы домика, всегда живые цветы — скромное, но красноречивое свидетельство внимания и уважения к памяти великого писателя.
Неподалеку от Домика Чехова, на Петровской площади, находился старый базар, где первые годы жизни в Таганроге торговал отец писателя, имел небольшую лавку. Ныне бывшая базарная площадь — самая красивая площадь города — носит название Октябрьской. На ней всегда оживленно, многолюдно, особенно в летние вечера. В 1973 г. на площади по проекту известного скульптора Н.В. Томского был установлен памятник В.И. Ленину.
Правда, более ста лет назад площадь эта, ныне неузнаваемо преображенная, также не была безлюдной. В центре площади стоял Успенский собор, где крестили Антона. Кроме собора, на площади были многочисленные лавки, магазины... Впрочем, прочитаем об этом в воспоминаниях брата писателя Александра Чехова, мастерски живописующего Таганрог детства и юности писателя. Здесь «царила особенно глубокая грязь, потому что всякого рода объедки и отбросы не вывозились, а без всякого выбрасывались тут же. Единственными санитарами этого благодатного и благовонного местечка были бродячие свиньи и собаки... в сухое летнее время прямо на земле заседали торговки с большими горшками, продававшие борщ и иную горячую снедь. Случалось, что над базаром пронесется вихрь, поднимет необъятный столб пыли, а торговки только начинают укрывать мешками свои борщи. А в борщах уже плавает и солома, и навоз, и всякая всячина. И ничего — кушали...».
Правый угол площади был занят разными кофейнями и харчевнями, очень грязными и довольно сомнительной репутации. Здесь чаще, чем где-либо, по вечерам и по ночам раздавались зловещие крики «Караул!».
Глядя сегодня на эту ухоженную, благоустроенную современную площадь, на скульптуру вождя и вспоминая нарисованную А. Чеховым картину, осознаешь те колоссальные изменения, которые произошли на этой земле...
Изменился город и в районе старой петровской крепости, где стоит памятник основателю города — Петру I. И здесь новый город теснит старый, врывается в его кварталы, сменяя древние, обветшалые лачуги, возвышаясь многоэтажными колоннами, уходящими в голубизну азовского неба. Спрятанные в зелени деревьев домики со ставнями присмирели, замерли в ожидании. Немногие из них помнят то время, когда валы крепости были заметной деталью пейзажа Таганрога 60-х гг. В валу выкалывались норы, служившие жилищем для бедняков.
Остатки валов крепости в настоящее время почти не заметны и только названия переулков — Первый крепостной, Второй крепостной — напоминают нам о том времени, когда на эту землю ступил Петр I.
Говоря о Таганроге чеховского времени, рассказывая о его лачугах, грязи, сопровождавших жизнь городской бедноты, наше повествование было бы неполным, если бы мы не сказали о городе, сохранившихся и до наших дней особняков и вилл, городе, который современники называли «маленьким Эльдорадо». Пытаясь перещеголять друг друга, купцы, предприниматели, отцы города строили в Таганроге пышные особняки. Здесь каждый дом имеет историю, свое лицо. И.Д. Василенко в своей автобиографической повести «Жизнь и приключения Заморыша» устами одного из персонажей повести дает образную характеристику городским строениям. «Наверно, потому что здесь промышляли всякие люди, и дома строились разные... Прямо вроде людей. Глянь-ка направо: это угрюмый старик! Ишь, как насупился! Ему все надоело, и хочет он только покоя. А это — молодая девушка. Надела белое платье и смотрится в зеркало, не налюбуется. А это вот купчиха-миллионерша, раздобрела на блинах со сметаной да черной икрой, и уже не поймешь, где у нее физиономия, а где что другое. А это делец. Ему красота ни к чему. Ему — чтоб было прочно, надежно, навеки нерушимо».
На возвышенном месте, у Воронцовского спуска к морю, прогибающего Греческую ули-лу, расположен дом, принадлежавший священнику Ф.П. Покровскому (Комсомольский бульвар, 431). А.П. Чехов писал издателю петербургской газеты «Новое время» А. Суворину: «Псевдоним А. Чехонте, вероятно, и странен и изыскан. Но придуман он еще на заре туманной юности, я привык к нему, а потому не замечаю его странности...» Автор этого псевдонима — законоучитель Ф.П. Покровский, один из любимых гимназических учителей. Человек прогрессивных убеждений, этот «гусар в рясе», по выражению одного из современников, больше уделял внимания на своих уроках литературе, философии, чем закону божьему, наделяя учеников книгами, считавшимися вредными по тому времени. Гимназист Чехов часто бывал в этом доме и впоследствии, будучи известным писателем, с теплотой отзывался о Покровском, присылал ему книги с дарственными надписями.
Если спуститься по бывшему Дворцовому переулку на соседнюю улицу, носящую имя Шмидта (ранее Мало-Греческую), можно ознакомиться еще с одним домом, 16, знавшим Чеховых. Построенный в стиле русского или провинциального классицизма с гладким фасадом, украшенным небольшим портиком из шести дорических колонн, он обратит сразу же Ваше внимание своей подчеркнуто выделяющейся старомодностью на фоне поднимающихся белоснежных многоэтажных коробок, нарушивших патриархальный уют этой тихой улицы.
С домом связаны воспоминания Михаила Павловича Чехова, брата писателя и его биографа. Они относятся ко времени Крымской войны, когда Таганрог подвергся жестокому артиллерийскому обстрелу со стороны моря. Особенно пострадали прилегающие к берегу улицы — Греческая и Мало-Греческая. Вместе с другими таганрожцами поспешно бежали, спасаясь от обстрела, и жители этого дома. На телегу, которую на ходу подрядил Павел Егорович, усадили Евгению Яковлевну, ее мать и сестру, бросили все и поехали в слободу Криничную, к деду. Как это случается в переполохе, мать Евгении Яковлевны всю дорогу вспоминала о курице, которую варила в русской печи да так и оставила: «Курица-то, курица моя там перепарится».
Было это почти сто тридцать лет назад, но и еще сейчас можно заметить на таганрогских домах следы жестокой бомбардировки незащищенного города.
Обрывистый берег в этом районе имеет несколько спусков, соединявших город с набережной. Набережная, или биржа (как ее в те времена называли), была очень оживленным местом в период навигации. Но и в зимнее время здесь не было безлюдно. Молодежь и взрослые на спусках устраивали состязания в скоростном катании. Спуски поливали водой, а у подножия сооружали барьер из снега, с которого совершали многометровый воздушный прыжок и резко тормозили, потому что вблизи на набережной находились таможенные постройки. На горе обычно собиралось множество зрителей, чтобы наблюдать за головокружительными состязаниями. Картину таких соревнований нарисовал Чехов в рассказе «Шуточка». В нем много от Таганрога, от гимназического озорства Антона Чехова: «Мы стоим на высокой горе. От наших ног до самой земли тянется покатая плоскость, в которую солнце глядится, как в зеркало. Возле нас маленькие санки, обитые ярко-красным сукном...».
Любимым местом отдыха для всех поколений таганрожцев был и остается городской парк, основанный в 1806 г.
В 60—70-е гг., когда Антон Чехов жил в Таганроге, сад находился на самой окраине города. Между садом и шлагбаумом был пустырь, а за шлагбаумом колосилась густая пшеница. Антон с братьями ходил туда гулять и возвращался домой с букетами голубых цветов. Теперь, глядя на эту застроенную центральную часть города, трудно представить и поверить, что когда-то здесь пахали и сеяли. И в годы юности и впоследствии, каждый раз приезжая в Таганрог, Чехов шел в парк, или, как его раньше называли, сад. В одном из писем он пишет: «Был в саду. Играла музыка. Сад великолепный». В этом раду, где Чехов полушутя-полусерьезно мечтал на старости лет быть садовником, постоянно по вечерам гремел оркестр, а в зимние времена устраивался каток. Впечатлениями от сада навеяны его строки в рассказе «И то и се». Парк и сейчас остался таким же, как прежде, в своей неизменной тяге сюда таганрожцев, только еще более разросся, благоустроился.
На улице Греческой (ныне ул. III Интернационала), в доме № 54, в бывшей церковноприходской школе, начинал свое обучение грамоте Антон Чехов.
Отец Чехова, стремившийся дать детям образование, одно время хотел, чтобы они шли непременно по греческой линии и закончили Афинский университет. Дело в том, что в Таганроге XIX века проживало много иностранцев, в основном греков, в руках которых была сосредоточена почти вся внешняя торговля. В городе было много экспортных контор, хозяевами которых были миллионеры — Вальяно, Канделаки, Алфераки и др. Таганрог в течение долгого времени имел коммерческие связи с южной Европой. Припортовые кварталы с кофейнями для иностранных моряков дополняли внешний вид города, его экзотический облик. Сохранившиеся в памяти старожилов многие названия улиц свидетельствуют о былом засилии в городе иностранцев, составлявших «высшее общество»: Иерусалимская, Католическая, Итальянский переулок, Греческая улица. Жизнь семей иностранцев казалась таинственной, недосягаемой, заманчивой. С ними были связаны фантастические рассказы о греках-миллионерах, занимавшихся грабежом и контрабандой, таких, например, как Варваци, который был когда-то пиратом и грабил купеческие корабли на Средиземном море, Марк Вальяно, скрывавшим свои контрабандные товары в подземельях близ гавани, Денальдо, ухитрявшимся перевозить из-за границы фальшивые сторублевки в карандашных стволах.
Антон с охотой отправился в греческую школу (ул. III Интернационала, 54), где обучение велось на русском и греческом языках. Обладавшие хорошим слухом и голосом ученики обязаны были петь в греческой церкви. Линейка и розги были постоянно в ходу у полуграмотного педагогического персонала. Устроив как-то домашний экзамен, Павел Егорович был поражен скромностью познаний своих сыновей, проучившихся почти два года в этой школе. Николай еще смог прочитать несколько слов из греческого текста, а Антон не осилил и этого. Много позже в беседе со старшим братом Антон Павлович отметил: «Ты, однако же, несмотря на свои старые годы, все еще помнишь греческий язык. А вот я так совсем не знаю его, хотя когда-то учился в греческой школе». Об этом периоде учебы в семье ничего кроме анекдотических воспоминаний не осталось. С большим трудом Вы сейчас отыщете то здание, где начинались ученические годы Антона Чехова, где он учился вместе с детьми лавочников, приказчиков, шкиперов. Оно обросло пристройками, крылечками, с улицы его загораживает большой многоэтажный дом. И кажется, что он с большой неохотой держится на краю обрыва, с трудом несет свою более чем полуторавековую уникальную историю: историю ушедшей в прошлое церковно-приходской школы с преподаванием в русском городе на греческом языке.
Разуверившись в надежде обеспечить сыновьям быструю карьеру в конторах богатых греков, Павел Егорович отдает детей в местную классическую гимназию.
Таганрогская гимназия (ул. Октябрьская, 9) дала России замечательно одаренных и выдающихся деятелей — А.П. Чехова и его братьев — Александра (писателя), Николая (художника), Михаила (писателя), поэта Н.Ф. Щербину, украинского этнографа и писателя А.А. Корсуна, художника-передвижника К.А. Савицкого, строителя мостов профессора Н.А. Белелюбского, писателя и этнографа, организатора подпольной типографии «Народной воли» В.Г. Тана-Богораза, одного из первых артистов МХАТа А. Вишневского, композитора С.М. Майкопара, академика С.Д. Балухатого и др. Вне всякого сомнения, гимназия оказывала значительное влияние на культурное развитие города. При гимназии имелась библиотека, книжный магазин, историко-географический музей, метеорологическая станция, обширный ботанический сад.
В тревожные, овеянные романтикой и пафосом революционной борьбы годы в здании гимназии находилась кавалерийская школа, где останавливались С.М. Буденный, К.Е. Ворошилов, Е.А. Щаденко.
С 1934 по 1975 г. в этом здании размещалась одна из лучших школ города, достойно носящая имя А.П. Чехова. В 1975 г. на прилегающей территории закончилось строительство новой школы, а старое здание гимназии, где Чехов учился с 1868 по 1879 г., было передано литературному музею А.П. Чехова, ранее размещавшемуся в библиотеке им. А.П. Чехова. Сейчас в нем готовится открыться литературно-мемориальная экспозиция, посвященная жизни и творчеству писателя, его связям с родным городом, увековечиванию его памяти в нашей стране и за рубежом. В гимназии восстановлены в том виде, в каком они были в те далекие времена, актовый зал, вестибюль, гимназический класс, карцер, коридор второго этажа. В экспозиции посетители смогут ознакомиться с ранними автографами писателя, его коллекциями, фотографиями выдающихся деятелей культуры. Личная библиотека писателя (более 600 томов) хранится и экспонируется в музее. Большой интерес у посетителей вызывают личные вещи писателя, подаренные музею сестрой Чехова Марией Павловной. Привлекают внимание рисунки Николая Чехова, картины известных художников.
В этом же здании, расширенном постройками левого и правого крыльев, размещены детская спортивная и художественная школы, передвижной отдел библиотеки им. А.П. Чехова.
Недалеко от здания гимназии находится дом, где жили Чеховы с 1869 по 1874 г. (ул. Свердлова, 100). Переезд в него был связан с торговыми интересами Павла Егоровича Чехова. В связи с постройкой вокзала и железной дороги городская торговля перешла с Петровской площади на Ярмарочную, где образовался большой базар и ежегодно проходили Никольская и Успенские ярмарки. «В то время... — вспоминал младший брат писателя Михаил Павлович, — мы жили в доме Моисеева на углу Монастырской улицы и Ярмарочного переулка (ныне пер. Гоголевский и ул. Свердлова. — А.Д.) почти на самом краю города. Мы занимали большой двухэтажный дом с двором и постройками. Внизу помещались магазин нашего отца, кухня, столовая и еще две комнаты, а наверху обитало все наше семейство...»
Над входом в лавку висела вывеска — «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары», немного ниже — надпись: «Распивочно и на вынос». Она означала, что при лавке есть погребок с винами и водкой. Годы, прожитые Чеховым в этом доме, едва ли не самые тяжелые из всего детства Антона Чехова. Павел Егорович требовал от детей постоянного участия в ночных спевках, проводившихся в доме, заставлял детей днями сидеть в лавке, наблюдать за торговлей, отвешивать товар. Впечатления от жизни в доме Моисеева нашли отражение в таких известных читателям едва ли не всех возрастов произведениях, как «Ванька», «Спать хочется», «Три года» и др.
Между тем торговые дела Павла Егоровича Чехова становились все хуже и хуже. Не помогло и открытие лавки на вокзале, где он заставлял дежурить своих сыновей. Стремясь получить какой-то более устойчивый источник дохода, отец Чехова предпринимает строительство собственного дома, чтобы, по примеру других купцов, сдавать часть его в аренду.
В 1874 г. на глухой Елизаветинской улице появляется дом (ныне ул. Р. Люксембург, 75). Строится он на земле, приобретенной еще в сороковые годы дедом Чехова Егором Михайловичем, приехавшим в Таганрог после освобождения от крепостной зависимости. Но из-за недостатка средств дом получается не таким, каким задумывал его Павел Егорович. Он тесен для большой семьи, вынужденной ютиться в четырех небольших комнатах. Внизу, в подвальное помещение, поместили овдовевшую тетку Федосью Яковлевну с сыном. Флигель сдали квартирантам. Осуществилась мечта Павла Егоровича о собственном доме. Однако с этого времени начинается разорение семьи. Взятая П.Е. Чеховым у Общества взаимного кредита сумма в 1500 рублей под залог домовладения, неудачи в торговле привели семью едва ли не к нищете, к потере собственного дома. После окончания гимназии в 1875 г. уезжают в Москву учиться Александр и Николай. В 1876 году Павел Егорович, вынужденный признать себя несостоятельным должником, закрывает лавку и, опасаясь попасть в долговую тюрьму, тайком уезжает в Москву. За ним вскоре отправилась и Евгения Яковлевна с детьми — Марией и Михаилом. Антон остался в Таганроге один до окончания гимназии в доме, перешедшем за долги к бывшему квартиранту Г. Селиванову. Чехов усиленно занимается самообразованием, наверстывает упущенное в младших классах, пробует писать, ходить в свободное от уроков и репетиторства время в театр, распродает оставшееся имущество, чтобы послать бедствовавшей в Москве семье добытые копейки. Часто голодает, обедает у родственников, у дяди Митрофана Егоровича, оставшегося до конца дней своих в Таганроге, в доме, купленном дедом в 1840 г. И потом, уехав в Москву, Чехов, изредка приезжая в родной Таганрог, обязательно встречается с дядей, у которого всегда находит теплый прием, понимание.
Дом, стоящий на окраинной улице Таганрога (ул. Р. Люксембург, 75), можно по праву назвать родовым гнездом Чеховых. И сейчас в нем живут дальние родственники Чехова: внучатая племянница Татьяна Владимировна Чехова также гостеприимно встречает поклонников таланта великого писателя.
Большую роль в жизни Чехова сыграл таганрогский театр, расположенный на центральной улице города — улице им. Ленина (бывшей Петровской). По пути к театру мы познакомимся еще с несколькими памятными местами, связанными с именем Чехова.
По Тургеневскому переулку спустимся снова на улицу Чехова, 73. Справа на углу находится дом, принадлежавший А.Ф. Дьяконову, который многими чертами послужил прообразом известного «человека в футляре» — Беликова. Немного дальше, справа на углу Исполкомовского переулка, стоит дом, некогда принадлежавший врачу П. Шедеви. Молодой человек в 1865 г. окончил университет, работал сначала земским врачом, увлекался народовольчеством. После разгрома таганрогской организации «Народной воли» отошел от общественных дел, занялся частной практикой. Построил особняк в Таганроге, купил сад. Откладывая деньги, вскоре стал владельцем солидного капитала. Стал выписывать реакционную газету. В Таганроге Чехов познакомился с ним и воочию убедился в гнетущей силе провинции, лишающей крыльев любого мало-мальски мыслящего человека. Не исключено, что духовная деградация этого человека была толчком для написания рассказа «Ионыч».
Полицейскую улицу (ныне ул. Чехова) по праву можно назвать литературной улицей. На этой улице сохранился дом, где жил известный поэт Н.Ф. Щербина, творчество которого было хорошо известно Чехову. Почти всю свою жизнь здесь прожил писатель И.Д. Василенко.
Улица Чехова в старой части города оканчивается Красной площадью. Вы обязательно обратите внимание на архитектурную достопримечательность площади — гостиный двор, выходящий фасадом на площадь. В гостином ряду на углу Красного переулка с 1874 по 1876 г. была лавка П.Е. Чехова. Находилась она недалеко от уездного училища (ныне школа № 9). В гостином ряду — и торговая лавка дальнего родственника Чеховых И.И. Лободы. К нему часто прибегал Антон за материалом для шитья одежды в портняжной мастерской при уездном училище, где учился ремеслу с братьями. Обитатели сохранившегося дома Лободы (ул. Свердлова, 90) были увековечены в известной карикатуре Николая Чехова с текстом Антона, помещенной в журнале «Зритель» под заглавием «Свадебный сезон».
Сейчас на Красной площади перед сквером — величественная скульптура А.П. Чехова, обращенная лицом к улице, ведущей в сторону моря. Памятник установлен к столетию со дня рождения Чехова. Скульптура отлита по проекту И.М. Рукавишникова. Чехов, воплощенный в бронзу, навсегда поселился в Таганроге...
Неразделимо связан с именем Чехова и таганрогский театр. Когда-то Антон Павлович написал: «Я рад за Таганрог, там любят театр и понимают».
По воспоминаниям современников писателя, впервые Антон Чехов посетил таганрогский театр двенадцатилетним подростком, и с этого момента началось увлечение будущего автора «Трех сестер» театром, продолжавшееся всю его жизнь.
И.П. Чехов, младший брат писателя, вспоминал: «Ходили мы в театр обыкновенно вдвоем. Билеты брали на галерку... Идя из театра, мы всю дорогу не замечали ни непогоды, ни неудобной мостовой, шли по улице и оживленно вспоминали, что делалось в театре. А на следующий день Антон Павлович все это разыгрывал в лицах».
Не только таганрогский театр оказал влияние на формирование Чехова-писателя, Чехова-драматурга. Антон Павлович затем и сам повлиял на развитие театрального искусства в Таганроге. В 1890 г. на сцене старейшего театра была поставлена впервые пьеса великого земляка «Предложение», а два года спустя — «Медведь», написанная Чеховым специально для Н.Н. Соловцева — первого исполнителя главной роли, с которым писатель познакомился, еще будучи гимназистом. За 14 лет, начиная с 1890 г., театр становится поистине чеховским: на его сцене были поставлены пьесы Антона Павловича (1896 г. — «Чайка», 1898 — «Дядя Ваня», 1899 — «Иванов», 1901 — «Три сестры», 1902 — «Свадьба», 1904 г. — «Вишневый сад»).
Театр хранит и умножает замечательные чеховские театральные традиции. В 1944 г. театру было присвоено имя Чехова и установлена мемориальная доска. 16 ноября того же года в Таганрог прибыла на постоянную работу драматическая труппа, состоящая из выпускников Государственного института Театрального искусства имени А.В. Луначарского и 10 января открыла свой первый сезон пьесой Чехова «Три сестры». Пьеса эта в прежнем составе исполнителей была поставлена через 25 лет, в 1970 г.
Рядом с театром на улице Ленина (бывшей Петровской) расположена городская библиотека имени Чехова. Здание построено в 1914 г. по проекту друга Чехова академика Ф.О. Шехтеля. В библиотеке свыше 400 000 томов книг. В организацию, в создание книжного фонда библиотеки внесен неоценимый вклад великого писателя. В течение многих лет он присылал в Таганрог ящики с самыми разнообразными книгами — художественными, общественно-политическими, сельскохозяйственными. В последний раз Чехов послал партию книг в Таганрог за месяц до смерти. 12 июня 1904 г. он пишет из Баденвейлера таганрогскому голове Иорданову: «Будьте добры, сообщите мне, получили ли Вы книжную посылку, отправленную Вам мною из Москвы в первых числах июня? Я оставил книги в Москве с просьбой переслать их немедленно, а сам уехал». Продолжим его мысль: «Уехал умирать...» — в этом он признавался родным, знакомым, и оценим по достоинству величие гражданского подвига Чехова. В завещании, составленном при одном из частых приступов болезни, он пишет, обращаясь к сестре: «После моей смерти и смерти матери все, что окажется, кроме дохода с пьес, поступает в распоряжение Таганрогского городского управления на нужды народного образования, доход же с пьес — брату Ивану, а после его, Ивана, смерти — Таганрогскому городскому управлению на те же нужды по народному образованию». Всю свою жизнь, борясь с самодовольной сытостью — идеалом мещанства, Чехов делает все возможное, чтобы провинциальный городишко зажил полнокровной жизнью, в которой не было бы места ни ионычам, ни беликовым.
Вы завершили знакомство с чеховскими местами города. Пройдите по ним мысленно снова, чтобы закрепить в памяти. Домик Чехова, домик Моисеева, дом П.Е. Чехова — места, где проходили детство писателя, юность. Греческая школа, гимназия, где вступал на путь торговой карьеры, получал общее образование. Дом Дросси, театр, где осваивал основы артистического, режиссерского, драматического дарования; парк, набережная, где отдыхал, проводил свободное время; библиотека, памятник Петру I, появившийся в городе благодаря вниманию Чехова; лечебница Гордона, где пытался поправить свое пошатнувшееся здоровье Антон Павлович Чехов, памятник Деметти — один из немногих сохранившихся итальянских памятников, связанных не только с историей Таганрога, но и с творчеством А.П. Чехова; литературный музей А.П. Чехова — хранитель наследия писателя. Побывайте в нем, соприкоснитесь с миром детства, юности Антона Павловича Чехова. И выйдя из музея на оживленную улицу Ленина, влившись в оживленный людской поток, убедитесь, что современный Таганрог живет бурной напряженной жизнью. Сбываются предсказания А.П. Чехова о том, что «будут... здесь громадные великолепнейшие дома, чудесные сады, фонтаны, необыкновенные, замечательные люди».
Евгения. Яковлевна Чехова
Павел Егорович Чехов
Семья Чеховых. Фото 1874 г.
Антон Павлович в юношеские годы
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |