Идея этого сборника зародилась во время наших обсуждений системной методологии, которую мы обе используем в наших работах. Речь идёт о подходе, разработанном школой Людвига фон Берталанфи, который отличается от аналитического и мало известен в среде литературоведов, в т. ч. чеховедов. Безусловно, и в работах структуралистов, и в работах целостников присутствует системная терминология, но отсутствие ссылок на школу Берталанфи свидетельствует о движении в несколько ином направлении. В то же время наличие идентичной терминологии, позволяет лучше увидеть методологические различия. Например, читаем в словаре: «структуралисты (в особенности стиховеды) разделились на холистов (целостников), считавших, что художественный текст возможно разбирать только в единстве всех уровней его структуры, и аналитиков (дескриптивистов), полагавших, что следует брать каждый уровень по отдельности и досконально изучать его» [Руднев 1997: 293]. В системном подходе, о котором идёт речь, целостность не метод, а категория, которая включает в себя оба метода — аналитический и системный. Они по-разному ведут к познанию целостности [Акофф 1985: 41]. Наши выступления на чеховских конференциях показали, что интерес к тому, что сделано этой школой, есть. В особенности он проявляется со стороны тех, кто интуитивно работает в этом направлении, но теоретически не обосновывает своего подхода за отсутствием понятийного аппарата в этой области. Этот пробел мы решили восполнить, выпустив коллективную монографию, посвящённую различным аспектам системного подхода. В предлагаемой книге собраны работы литературоведов, которые отразили системную методологию — в каких-то случаях явно, а в каких-то — интуитивно. Среди них те, кто интерпретирует художественное произведение в рамках «большей системы», будь то биография Чехова (Г. Рылькова), мифологическая или фольклорная парадигма (В. Кондратьева, М. Ларионова), игровая модель (Е. Стрельцова), социальная система (В. Звиняцковский), эстетическая или жизненная реальность (Э. Свенцицкая). Кроме того, есть работы, связанные с позиционным стилем Чехова (Р. Лапушин, А. Кубасов) и вопросами потенциала героев (Ю. Шатин). В соответствии с этим сборник делится на две части. Одна из них включает статьи, использующие методику погружения большей системы в меньшую, а вторая связана с вопросами позиционного стиля и потенциала литературного героя. Все произведения А.П. Чехова цитируются по Полному собранию сочинений и писем в 30 т. (М.: Наука, 1974—1988). В тексте в круглых скобках буквой С. обозначаются сочинения, П. — письма, римской цифрой — том, арабской — страница: (С. X, 28) или (П. II, 31)
Вера Зубарева
Марина Ларионова
К оглавлению | Следующая страница |