В столичный литературный мир Чехова вводили люди с именами и упрочившимися репутациями. Одним из таких людей стал известный издатель влиятельной газеты «Новое время», владелец одной из крупнейших в России книгоиздательских фирм, писатель, театральный критик и драматург Алексей Сергеевич Суворин. Он одним из первых смог увидеть талант Чехова и сделал его известным на всю страну. О Чехове издатель «Нового времени» услышал от нескольких петербургских литераторов. Их знакомство состоялось зимой 1885 года, когда молодой писатель впервые приехал в Петербург и был тепло принят в литературных кругах столицы. 4 января 1886 года Антон Павлович писал брату Александру: «Я был поражен приемом, который оказали мне питерцы. Суворин, Григорович... все это приглашало, воспевало... и мне жутко стало, что я писал небрежно, спустя рукава». Суворин предложил Чехову писать для газеты «Новое время». Уже 15 февраля 1886 года в ней появился рассказ Чехова «Панихида». Через неделю Лейкин писал Чехову: «Поздравляю Вас с дебютом в "Новом времени". Мне Суворин недели три тому назад сообщил уже, что Курепину было поручено вести с Вами переговоры. Вот против этого дебюта я ничего не могу сказать и даже радуюсь за Вас. Здесь можно рассчитывать помещать товар постоянно, к тому же Суворин платит прекрасно».
Гонорар Чехова в «Новом времени» был значительно выше, чем в других изданиях. За первый опубликованный в газете рассказ он получил 75 рублей, столько же, сколько в «Осколках» он получал за месяц, за четыре рассказа. Своего нового сотрудника Суворин не связывал сроками и в объеме рассказов не ограничивал. «Я радуюсь, — писал Чехов 21 февраля 1886 г., — что условием моего сотрудничества Вы не поставили срочность работы. Где срочность, там спешка и ощущение тяжести на шее <...> Назначенного Вами гонорара для меня пока вполне достаточно». Отпала необходимость в торопливой фельетонной работе для «Осколков» и «Петербургской газеты»: «почувствовал себя в Калифорнии». «Хороший человечина», — писал он о Суворине в 1888 году. Впервые он не спешил и с удовольствием работал. Суворин настоял на том, чтобы Чехов отказался от псевдонимов, и все его рассказы печатались под настоящим именем.
Спустя некоторое время Суворин предложил Чехову собрать все рассказы, опубликованные в субботних приложениях «Нового времени», и издать их отдельной книгой. Первый сборник из шестнадцати рассказов под названием «В сумерках» вышел в 1887 году. Затем были напечатаны сборники «Рассказы», «Хмурые люди», «Пестрые рассказы», «Палата № 6», «Детвора», «Каштанка», «Пьесы»... Они выходили небольшими тиражами, издавались и переиздавались почти ежегодно. Небольшой удобный формат, хорошая бумага — все это обеспечивало спрос. По этим книжечкам Россия узнала писателя Антона Чехова. В 1888 году сборник рассказов Чехова «В сумерках» получил высшую для русского беллетриста награду — ежегодную Пушкинскую премию.
Знакомство Чехова с Сувориным быстро переросло во взаимный интерес. Громадная начитанность делала Суворина интересным собеседником и корреспондентом. Чехов охотно переписывался и ценил разговоры с Сувориным: общим оказался у них интерес к литературной и театральной жизни, к философским и психологическим проблемам творчества. Начались многолетние отношения с Сувориным, о которых впоследствии метко сказал В.Г. Короленко: «...у него выходило хорошо все, — даже сношения с Сувориным, с которым он дружил сначала и разошелся потом. И все ясно до прозрачности: почему дружил и почему разошелся». На первых порах Суворин стремился привязать к себе Чехова, предназначая ему в «Новом времени» какое-то определенное и твердое положение и место, предлагая перебраться в Петербург. 29 августа 1888 года Чехов ответил: «...останусь для Вас бесполезным человеком», «стать в газете прочно не решусь ни за какие тысячи, хоть Вы меня зарежьте». Позднее В.В. Розанов вспоминал:
Совершенно исключительна была какая-то нежная любовь Суворина к Чехову. К другим он питал интерес: считал их полезными России и т. д. Из всех этих сложных отношений выделялась его любовь к Чехову как личности, — и только; больше — к личности, чем к литератору, хотя он очень любил его и как литератора. Помню его встречавшим гроб Чехова в Петербурге: с палкой он как-то бегал (страшно быстро ходил), все браня нерасторопность дороги, неумелость подать вагон... Смотря на лицо и слыша его обрывающиеся слова, я точно видел отца, к которому везли труп ребенка или труп обещающего юноши, безвременно умершего...
Удивительно. Мне кажется, если бы Антон Павлович сказал ему: «Пришла минута, нуждаюсь в квартире, сапогах, покое и жене», — то Суворин бы сказал ему: «Располагайтесь во всем у меня». Буквально... Чехова, в литературном мире давнем и новом, он больше всех любил.
Почти двенадцать лет Суворин был издателем чеховских книг и его другом. Приезжая в Санкт-Петербург, обычно Антон Павлович останавливался в доме Суворина в Эртелевом переулке, в котором ему выделили флигель с отдельным входом. Гостил Чехов и на даче Суворина в Феодосии. Жена издателя Анна Ивановна Суворина в своих мемуарах вспоминала: «мы с Чеховым быстро подружились, никогда не ссорились, спорили же часто и чуть не до слез — я, по крайней мере. Муж мой прямо обожал его, точно Антон Павлович околдовал его». В обществе Суворина Чехов путешествовал по Европе. Хотя в этих поездках были свои неудобства и трудности, прежде всего материальные (приходилось жить в дорогих отелях, в итоге Чехов оказывался должником Суворина и по возвращении расплачивался гонорарами за переиздания его книг). В голодном 1892 году Чехов вместе с Сувориным отправился в Воронежскую губернию (Воронеж, Бобров, Коршево), чтобы помочь голодающим.
Суворин в ту пору был и сила и власть, писал о нем Корней Чуковский в своей книге «Чехов». Суворин был издателем самой распространенной в России газеты, человек с огромными связями и притом колоссально богатый. Враги и завистники упорно твердили, что Чехов сошелся с ним не бескорыстно. Но Чехов был человеком гордым и старался всячески развести рабочие и личные отношения с Сувориным. Чехов пишет своему издателю:
Скажу Вам откровенно и между нами: когда я начинал работать в «Новом времени», то почувствовал себя в Калифорнии... и дал себе слово писать возможно чаще, чтобы получать больше, — в этом нет ничего дурного; но когда я поближе познакомился с Вами и когда Вы стали для меня своим человеком, мнительность моя стала на дыбы, и работа в газете, сопряженная с получкой гонорара, потеряла для меня свою настоящую цену... я стал бояться, чтобы наши отношения не были омрачены чьей-нибудь мыслью, что Вы нужны мне как издатель, а не как человек...
Начавшаяся в 1886 году переписка Чехова с Сувориным продолжалась 17 лет, до 1903 года. Они писали друг другу длинные и обстоятельные письма. Пожалуй, ни с кем Чехов больше не был так откровенен, как с Сувориным. Сохранились только письма Чехова (их 337); свои письма Суворин изъял из архива писателя после его смерти, они никогда не публиковались и к настоящему времени, если не считать случайно уцелевших черновиков и нескольких телеграмм, утрачены. Сразу после смерти Чехова Суворин напечатал воспоминания, включив туда отрывки из нескольких чеховских писем. Затем письма к Суворину вошли в 6-томное собрание, выпущенное М.П. Чеховой.
В 1889 году Чехов преподнес своему другу особый подарок. Он написал посвященную Суворину драму в одном действии «Татьяна Репина». Она стала продолжением одноименной суворинской пьесы. Сам Чехов аттестовал свой подарок так: «очень дешевый и бесполезный, но такой, какой только я один могу подарить Вам». Суворин его высоко оценил и даже издал, правда всего в трех экземплярах, тем сохранив его для истории.
Но в 1898 году конец их многолетней дружбе положило отношение Суворина к так называемому «делу Дрейфуса». В прогремевшем на весь свет деле Дрейфуса (о шпионаже в пользу Германской империи офицера французского генерального штаба, еврея родом из Эльзаса, капитана Альфреда Дрейфуса) они оказались на разных позициях. В защиту Дрейфуса выступил писатель Эмиль Золя, который утверждал, что обвинение против Дрейфуса было сфабриковано. Письмо Золя, опубликованное в газете «Аврора», произвело потрясающее впечатление на общественность Франции, Европы и всего мира. В газетах началась травля не только Дрейфуса, но и вступившегося за него писателя. Чехов следил за делом Дрейфуса и, изучив доступные материалы дела (стенограмму судебного процесса), пришел к выводу о невиновности Дрейфуса. Он поддерживал Золя и восхищался его мужеством и честностью.
29 января 1898 года в суворинском «Новом времени» напечатали статью о деле Дрейфуса, в которой всячески старались очернить знаменитого французского писателя. «Новое время» обвиняло всех тех, кто выступал в защиту Дрейфуса, в том, что они подкуплены «еврейским синдикатом». Тогда Чехов решился на полный разрыв с Сувориным. В одном из писем он пишет: «Золя благородная душа, и я (принадлежащий к синдикату и получивший уже от евреев 100 франков) в восторге от его порыва». Позднее в письме к брату Александру он, возмущаясь сообщениями корреспондентов «Нового времени» о деле Дрейфуса, пишет: «Как никак, а в общем Новое Время производит отвратительное впечатление... Это не газета, а зверинец, это стая голодных, кусающих друг друга за хвосты шакалов, это черт знает что. <...> По сему поводу мы со старцем обменялись письмами (в тоне весьма умеренном) и замолкли оба. Я не хочу писать и не хочу его писем, в которых он оправдывает бестактность своей газеты», — написал Чехов брату.
После этого они лишь изредка они обменивались деловыми письмами. Однако за год до смерти Чехова переписка оживилась. Чехов вновь интересовался мнением Суворина о своем творчестве, обсуждал с ним театр, просил прислать книг... Переписку прервала смерть Чехова на курорте в Германии в 1904 году. Из Берлина тело Чехова привезли сначала в Санкт-Петербург. Так получилось, что Алексей Суворин был единственным официальным лицом, встречавшим писателя на родине. Именно он позаботился обо всем: панихиде, временном жилье для вдовы писателя и об отправке вагона дальше в Москву. Суворин пережил Чехова на восемь лет.
Биография
Алексей Сергеевич Суворин родился 11 (23) сентября 1834 года в селе Коршеве Бобровского уезда Воронежской губернии (ныне — Бобровский район Воронежской области). Его отец Сергей Дмитриевич Суворин (1784—1855) был однодворец того же села. Он был отдан в солдаты, ранен в Бородинском сражении, он дослужился до капитана, что в то время давало потомственное дворянство. Его первая жена умерла от холеры, его вторая жена Александра Львовна Соколова (1808—1889) была дочерью священника. В этом браке родилось девять детей: трое сыновей и шесть дочерей, Алексей был старшим ребенком.
В 1851 году Алексей Суворин окончил воронежский Михайловский кадетский корпус. Также он учился в специальных классах Дворянского полка, откуда был выпущен в саперы. После выхода в отставку сдал экзамен на звание учителя уездного училища и стал преподавать, сначала в Боброве, затем в Воронеже. С 1858 года Суворин стал помещать переводные стихи и небольшие статьи в «Вазе», «Весельчаке», «Московском вестнике» и «Русском дневнике». Несколько его публикаций в «Русской речи» в 1861 году привлекли внимание издательницы этого журнала, графини Е.В. Салиас-де-Турнемир. По ее предложению Суворин переехал в Москву и стал писать для «Русской речи». Когда этот журнал закрылся, Суворин стал составлять книжки для народного чтения для московского «Общества распространения полезных книг» («Ермак, покоритель Сибири», «Боярин Матвеев»). В 1862 году в журнале «Современник» напечатали его повесть «Солдат и солдатка». В 1863-м были напечатаны «Жизнь патриарха Никона», рассказ «Отверженный» и повесть «Аленка».
В 1863 году Суворин перебрался в Петербург, где писал обозрение журналов в «Русском инвалиде» (за подписью А. И-н) и стал секретарем и сотрудником «Санкт-Петербургских ведомостей». Здесь Суворин под псевдонимом А. Бобровский поместил ряд очерков о текущей жизни, собранных затем в отдельной книге «Всякие: очерки современной жизни» (Санкт-Петербург, 1866). Из-за этой книги против Суворина в 1866 году было возбуждено судебное дело. Суд приговорил автора к 2 месяцам тюремного заключения, позднее это наказание заменили на 3 недели содержания на гауптвахте.
Во второй половине 1860-х годов Суворин под псевдонимом Незнакомец стал писать в «Санкт-Петербургские ведомости» воскресный фельетон («Недельные очерки и картинки»), принесший ему известность. Он расширил рамки воскресного фельетона, в нем он обсуждал самые разные стороны современной жизни. Огромный успех фельетонов Незнакомца сделал его имя ненавистным в известных кругах. Вынужденный уход из «Санкт-Петербургских ведомостей» вызвал всеобщее сожаление, сказавшееся весьма ярко, когда Суворин в начале 1875 году выпустил две книжки своих «Недельных очерков и картинок», которвые были раскуплены в несколько дней.
В конце 1875 года Суворин писал воскресные фельетоны в «Биржевых ведомостях», в начале 1876-го вместе с В.И. Лихачевым он приобрел газету «Новое время», издателем которого и оставался до конца жизни. Почти одновременно с покупкой «Нового времени» Суворин основал книжный магазин и издательскую фирму, занявшую одно из первых мест в русской книжной торговле. С 1895 года он издает популярное справочное издание «Вся Россия». В ряду его многочисленных изданий особого внимания заслуживает серия «Дешевая библиотека», выпустившая несколько сот книжек классических произведений русских и иностранных писателей. До 1914 года издательство Суворина выпускало адресный справочник «Весь Петербург», в котором можно было найти информацию о разных учреждениях и улицах, а также список квартиросъемщиков.
В 1901 году Суворин принял участие в создании монархической организации «Русское собрание», первое заседание которой прошло в помещении редакции «Нового времени». Он вошел в совет Русского собрания, но со временем отошел от активной деятельности. Последние годы Суворин усердно занимался театром, к которому издавна был близок как театральный рецензент, и стал во главе литературно-артистического кружка (Малый театр).
Суворин был известен как драматург благодаря пользовавшейся большим успехом драме «Татьяна Репина», навеянной самоубийством молодой актрисы Евлалии Кадминой в Харькове в 1881 году. Успешной была и написанная в сотрудничестве с Бурениным драма «Медея». Кроме того, Суворин был автором шуток и комедий «Биржевая горячка», «Не пойман, не вор», «Он в отставке», «Честное слово», «Женщины и мужчины» и других.
Суворин был дважды женат. Его первая жена Анна Ивановна Cуворина, урожденная Баранова (1840—1874) была переводчицей. У нее в браке с Алексеем Сергеевичем 5 детей: Александра (1858—1885), Михаил (1860—1936), Алексей (1862—1937), Владимир (1865—1887). Владимир покончил с собой в возрасте 22 лет. Эта трагедия получила свое отражение в произведениях Чехова (самоубийство Треплева в «Чайке», рассказ «Володя» — в 1890 году в сборнике «Хмурые люди». Близнец Владимира Валериан (1865—1888) умер от дифтерии через год после смерти брата.
Первая жена Анна Ивановна погибла в результате трагического происшествия. Она была тяжело ранена в петербургской гостинице «Belle Vue» влюбленным в нее офицером-артиллеристом Тимофеем Ивановичем Комаровым, который там же застрелился. Через три года после гибели жены Суворин женился на Анне Ивановне Орфановой (1858—1936). В этом браке родились трое детей: Анастасия (1877—1930), Борис (1879—1940) и Григорий (1881—1885), умер от дефтерита.
Алексей Сергеевич Суворин скончался 11 (24) августа 1912 года в Царском Селе, на даче вблизи Баболовского дворца. Похоронен в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Алексей Сергеевич Суворин, 1850-е гг.
Алексей Сергеевич Суворин, 1865 г.
Алексей Сергеевич Суворин, 1881 г.
Алексей Сергеевич Суворин
Алексей Сергеевич Суворин, 1911 г.
Чехов и Суворин на даче Суворина в Феодосии
Слева направо: стоят: В.Н. Давыдов (первый исполнитель роли Иванова) и А.П. Чехов., сидят: П.М. Свободин и А. С. Суворин, СПб, 1889 г.
Дача Суворина в Феодосии
Дача Суворина в Феодосии
Газета «Новое время»
Сотрудники издательства «Новое время»
Особняк Суворина в Санкт-Петербурге
Издательство Суворина в Санкт-Петербурге
Здание театра Суворина в Санкт-Петербурге
Могила Суворина