Николай Эдуардович Спенглер (1851—1934) — инженер путей сообщения, специалист в области железных дорог. Супруга Николая Эдуардовича Спенглера — Маргарита Константиновна Маркова (1866—1924). У них было пятеро детей (Маргарита, Константин, Евгений, Вероника и Мария). Чета Спенглеров была знакома с Антоном Павловичем Чеховым. У Маргариты было две сестры — Елена (Нелли, в замужестве Замбжицкая) и Елизавета (Лиля, в замужестве Сахарова). Их тетка Людмила Васильевна Гамбурцева (в девичестве Маркова) жила в Москве, каждое лето отдыхала на даче в Звенигороде. Вместе с ней на даче жили и ее племянницы.
Антон Павлович Чехов познакомился с сестрами Марковыми и их теткой летом 1884 года, когда приехал в Звенигород, чтобы заменить на время отпуска заведующего земской больницей. Вместе с ним приехал и его младший брат Михаил, тогда еще гимназист. В своих воспоминаниях Михаил рассказывал о знакомстве с сестрами Марковыми: «А когда наступал вечер, мы с братом шли в гости к очень гостеприимной местной дачнице Л.В. Гамбурцевой, у которой были хорошенькие дочки и можно было послушать музыку и пение и потанцевать». Здесь же М.П. Чехов продолжал: «Будучи студентом, я любил бывать в гостях у упомянутой мной Л.В. Гамбурцевой, жившей по зимам в Москве, на Немецкой улице. Там было весело, всегда собиралась молодежь и поощрялись искусства. Там же летом, в пустой квартире, останавливался не раз по приезде в Москву из Звенигорода и Воскресенска и Антон Павлович».
Сестры Маргарита и Елена Марковы приходили в гости к Чеховым в Москве. В письме от 3 февраля 1886 года брату Александру Антон Павлович упоминает об их визитах: «Мой адрес: Якиманка, д. Клименкова. Я еще не женился. У меня теперь отдельный кабинет, а в кабинете камин, около которого часто сидят Маша и ее Эфрос — Реве-хаве, Нелли и баронесса, девицы Яновы и проч.». Имена сестер Марковых встречаются и в других письмах Чехова. Так, 21 сентября 1886 года из Москвы в письме М.В. Киселевой, среди новостей об общих знакомых, он сообщал, что у баронессы родилось дите и что он рад за отца. «Про m-me Сахарову слышно, что она бесконечно счастлива... О, несчастная!». Через год, 7 ноября 1887-го, ей же Чехов писал: «Елизавета Константиновна Сахарова и баронесса опять готовятся стать матерями». По воспоминаниям Михаила, братья Чеховы бывали в гостях и в московской квартире семьи Спенглеров:
У Спенглеров всегда собиралась молодежь, было весело, и часто мы, братья Чеховы, бывали у них на Новой Басманной. В это время Антон Павлович только первый год был врачом и колебался, заняться ли ему медициной или отдаться литературе. У Спенглеров были маленькие дети, и они-то и стали первыми пациентами Антона Павловича. В качестве гонорара за лечение Спенглеры поднесли ему портмоне, в котором оказалась большая золотая турецкая монета, которую мы называли лирой. Часто потом эта лира выручала Антона Павловича в минуты жизни трудные. Он передавал ее мне, я относил ее в ломбард, закладывал ее за десять рублей, и на несколько часов у брата Антона бренчали деньги в кармане. За Нелли же стал заметно ухаживать мой брат, художник Николай.
В 1900 году из Москвы инженера Спенглера перевели в Сибирь, а затем и на Дальний Восток, общение с Чеховыми прекратилось.
Биография
Николай Эдуардович Спенглер — дворянин, барон, потомственный железнодорожник в третьем колене. Родился 14 декабря 1851 года в Орле в семье инженера-смотрителя Орловского судоходства штабс-капитана Эдуарда Карловича Спенглера, лютеранина, и его законной жены, гувернантки Елены Николаевны (урожд. Писаревой). Крещен в Покровской церкви города Орла. Из рода обрусевших голландских баронов Спенглеров. В 1874 году окончил Петербургский институт путей сообщения с правом на чин коллежского секретаря. Знал 5 иностранных языков. В 1870-х годах служил инженером в Воронеже в правлении Воронежско-Ростовской железной дороги. К 1886 году — надворный советник. В 1880-е годы владел дачей в сельце Подымовка Фатежского уезда Курской губернии.
В 1898 году — начальник службы движения Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги. С 1 мая 1900 года — начальник службы движения и телеграфа Забайкальской железной дороги. В 1903 году по обвинению в покровительстве ссыльным, вслед за начальником дороги В.В. Оглоблиным, Спенглеру приходится уйти со службы. С 1904 года — помощник начальника службы движения Уссурийской железной дороги. После присоединения в 1906 году Уссурийской дороги к Китайской Восточной железной дороге, Н.Э. Спенглер остался служить в должности помощника начальника Уссурийского отделения службы эксплуатации. С 1907 года — начальник службы движения Уссурийского отделения КВЖД.
Спенглер пользовался большим уважением на дороге, постоянно бывал на местах — в депо, мастерских, вникал в нужды рабочих. В коллективах его называли «товарищ барон». В 1917 году на одном из митингов путейцы выдвинули своего начальника в депутаты Владивостокского городского совета. В 1920—1921 годах Спенглер был управляющим Уссурийской железной дорогой, член Совета путей сообщения при Приамурской земской управе (областное правительство Дальневосточной республики). Благодаря Н.Э. Спенглеру, блестяще проведено отделение Уссурийской линии от КВЖД и подписано соглашение о передаче дороги российскому Управлению. В 1928 году решением ВЦИК за заслуги в деле присоединения Уссурийской железной дороги к Советскому правительству и активную общественную работу, как члена Совета Рабочих Депутатов Владивостока (в 1917 году), Н.Э. Спенглеру была назначена персональная пенсия.
Маргарита Константиновна Спенглер ушла из жизни в 58 лет в 1924 году, через два года после возвращения с Дальнего Востока в Москву. Сам Николай Эдуардович скончался 15 марта 1934 года на 83-м году жизни.