Ольга Леонардовна Книппер (1868—1959) — русская и советская актриса, служившая в МХАТе со времени его основания в 1898 году. Она играла ведущие роли в чеховских пьесах «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Иванов», «Вишневый сад». Была единственной женой Антона Павловича Чехова. Книппер появилась в его жизни, когда писатель уже был смертельно болен. Их отношения продолжались около пяти лет, а женаты он были чуть больше трех лет, при этом большую часть времени они жили в разлуке. Впервые Чехов увидел Ольгу Книппер осенью 1898 года в только что основанном Московском художественном театре на репетициях «Чайки» и в роли Ирины в спектакле «Царь Федор Иоаннович» (9, 11 и 14 сентября). Тогда он уже принял решение поселиться в Ялте, и в Москве бывал лишь наездами. После возвращения в Крым он написал Суворину о своем впечатлении о постановке: «Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевность — так хорошо, что даже в горле чешется... Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину». Ольга Книппер вспоминала: «...с той встречи начал медленно затягиваться тонкий и сложный узел моей жизни». Чехов не смог увидеть триумф постановки «Чайки» в Художественном театре, но все, кто писал ему в Ялту об этом, отмечали прекрасную игру Книппер в роли Аркадиной.
Весной 1899 года Чехов приехал в Москву. Книппер вспоминала о их встрече: «И в первый день Пасхи пришел вдруг Чехов с визитом, он, никуда и никогда не ходивший в гости...» Вместе с нею отправился он и на выставку картин Левитана. Только теперь впервые увидел их «Чайку»: Книппер играла, как и на премьере, Аркадину. 5 мая он подарил ей фотографическое изображение мелиховского флигеля: «Мой дом, где была написана "Чайка". Ольге Леонардовне Книппер на добрую память». Потом снялся с артистами Художественного театра, участвующими в «Чайке». И пригласил Ольгу Леонардовну в Мелихово; она прогостила три дня в середине мая. 16 июня Чехов отправил ей первое письмо — на Кавказ. Так началась переписка, прерывавшаяся лишь на время коротких встреч, продолжавшаяся до весны 1904 года. В чеховском эпистолярном наследии это самая обширная переписка: его писем и телеграмм — 433, ее — более 400. Переписка отражает последние годы жизни писателя. Даже после его смерти Ольга Леонардовна на протяжении нескольких лет продолжала писать письма, обращенные к мужу, и в общей сложности сохранилось более тысячи писем.
В июне 1899 года он писал: «Здравствуйте, последняя страница моей жизни, великая артистка земли русской». Этим летом они планировали совместную поездку. 1 июля Антон Павлович пишет: «Да, Вы правы: писатель Чехов не забыл актрисы Книппер. Мало того, Ваше предложение поехать вместе из Батума в Ялту кажется ему очаровательным». Потом план несколько изменился: Чехов поехал в Таганрог и с Книппер встретился в Новороссийске. Оттуда на пароходе они отправились в Ялту, где у Чехова началось строительство дома. Он поселился в гостинице «Мариино» на Набережной, она — в семье доктора Л.В. Средина. Гуляли по окрестностям Ялты, а 2 августа вместе уехали в Москву. Затем Чехов вернулся в Ялту и переписка продолжилась.
Он писал Книппер: «Милая, славная <...> думаю о тебе, мечтаю и скучаю оттого, что тебя здесь нет»; «Без тебя я повешусь»; «Мне без тебя адски скучно»; «Журавль скучает. Я тебя люблю»; «Милая моя Оля, ангел мой, мне очень, очень, очень скучно без тебя»; «Страшно скучаю. Понимаешь?» Чехов обращался к ней так, как дотоле ни к кому в жизни: «радость моя»; «моя актриса»; «девочка хорошая»; «хорошая моя актрисочка»; «милая моя»; «немочка моя хорошая»; «милюся моя»; «миленькая моя»; «ангел мой»; «бабуся»; «дуся моя»; «крокодил души моей»; «актрисочка замечательная»; «Оля, голубчик»; «моя золотая, ненаглядная девица»; «душка». Сама Книппер называла его: «мой Антон»; «Антон, родной мой»; «академик»; «большое дитя»; «милый писатель»; «ялтинский отшельник»; «нежный мой Антон»; «далекий милый человечек». Она постоянно напоминала о минутах близости: «Почувствуй мой горячий поцелуй»; «Помнишь, как ты меня на лестницу провожал, а лестница так предательски скрипела? Я это ужасно любила»; «Я никуда не хожу, никого не хочу видеть. А тебя хочу, хочу, хочу, хочу, хочу...»; «Неужели тебе не хочется увидать твою актриску, поцеловать, приласкать, приголубить? Ведь она твоя». Он отвечал: «Целую тебя крепко, крепко, четыреста раз»; «Целую тебя крепко, до обморока, до ошаления»; «Пиши мне почаще, не скупись. За это я тебя награжу, я тебя буду любить свирепо, как араб».
Вскоре об их отношениях начали говорить в Москве. Максим Горький, хорошо осведомленный о закулисной жизни театра, в самом начале 1900 года писал в Ялту: «Да, говорят, вы женитесь на какой-то женщине-артистке с иностранной фамилией». И точнее — в следующем письме: «Книппер — дивная артистка, прелестная женщина и большая умница». 27 августа 1900 года Ольга Книппер писала Чехову о ходивших слухах: «Знаешь, мне в Москве проходу не дают. Многие уверены, что мы уже повенчаны. <...> родных моих все поздравляют, а те физиономии вытягивают, т. к. ничего не знают»; «Вишневский меня почему-то называет "бедной невестой" и при этом громко и значительно хохочет... Санин мне разрешает меньше давать на подписки, т. к. "этой девушке нужны теперь деньги", говорит он. Ты не понимаешь, на что они все намекают?»
Весной 1900 года МХТ всем составом приехали на гастроли в Севастополь и Ялту. Вместе с театром приехала и Ольга Леонардовна и они вновь встречаются. Она поселилась в его доме, и с тех пор пара больше не скрывала своей близости. В июле этого же года Книппер гостит в ялтинском доме Чехове. Они провели вместе шесть недель в Ялте, а затем в Москве. Тогда Чехов задумал пьесу «Три сестры» для МХТ. Роль Маши предназначалась Ольге Книппер. После триумфального успеха «Чайки» в театре ждали новых пьес и через Книппер осведомлялись о планах Чехова и торопили его: «Влад. Ив. спрашивал, когда ты пришлешь пьесу, и все сильно спрашивали, думали, что я привезу верное известие. Но разве я могу добиться толку от Антона Чехова? Сам посуди» (7 августа 1900). Зимой 1900 года Чехов приехал из Ялты в Москву с новой пьесой. «Какую роль я приготовил для тебя в "Трех сестрах". Дай мне десять рублей, и ты получишь ее, иначе я отдам ее другой актрисе», — писал он Ольге Леонардовне. Позднее, когда Ольга Леонардовна уже репетировала роль Маши, в письмах Чехов советовал, как лучше сыграть: «Ой, смотри! Не делай печального лица ни в одном акте. Сердитое, да, но не печальное. Люди, которые давно носят в себе горе и привыкли к нему, только посвистывают и задумываются часто. Так и ты частенько задумывайся на сцене, во время разговоров. Понимаешь?»
Они венчались 25 мая 1901 года в Храме Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке в Москве. Антону Павловичу тогда исполнился сорок один год, Ольга Леонардовна была на восемь лет младше. Присутствовали при венчании, как Чехов и желал, только четыре необходимых свидетеля. За месяц до того Чехов писал из Ялты: «Если ты дашь слово, что ни одна душа в Москве не будет знать о нашей свадьбе до тех пор, пока она не совершится, — то я повенчаюсь с тобой хоть в день приезда. Ужасно почему-то боюсь венчания и поздравлений, и шампанского, которое нужно держать в руке и при этом неопределенно улыбаться». В день венчания отправил телеграмму матери: «Милая мама, благословите, женюсь. Все останется по-старому. Уезжаю на кумыс. Адрес: Аксеново Самаро-Златоустовской. Здоровье лучше». В Аксенове находился туберкулезный санаторий. В нем они провели полтора месяца, после чего уехали в Москву, а затем в Ялту. 20 августа жена вернулась в Москву, и Чехов проводил ее до Севастополя. Книппер так и жила в Москве, Чехов жил в Ялте. Они редко виделись, их связывала только тонкая ниточка писем.
Переписка Чехова с Книппер — это живая история последней и самой большой любви Чехова. У всякого, кто знакомится с ней, возникает вопрос: чего больше — страданий или счастья принесла им эта любовь? Утешая ее, он говорил: «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству»; «...если бы ты жила со мной в Ялте всю зиму, то жизнь твоя была бы испорчена и я чувствовал бы угрызения совести, что едва ли было бы лучше...» Она же, часто казня себя за его страдания, знала и чувствовала то, о чем позже написала: «...ломка моей жизни отразилась бы на нем и тяготила бы его. Он никогда бы не согласился на мой добровольный уход из театра...»
Чехов любил ее, он был с ней счастлив. («В этот приезд мы прожили с тобой необыкновенно, замечательно, я чувствовал себя как вернувшийся с похода. Радость моя, спасибо тебе за то, что ты такая хорошая», — 20 февраля 1904 г.). Это был его выбор: «Я ведь знал, что женюсь на актрисе, то есть когда женился, ясно сознавал, что зимами ты будешь жить в Москве. Ни на одну миллионную я не считаю себя обиженным или обойденным, напротив, мне кажется, что все идет хорошо, или так, как нужно, и потому, дусик, не смущай меня своими угрызениями» (20 января 1903 г.).
О времени, проведенном с Антоном Павловичем, Книппер впоследствии писала: «Впечатление этих шести лет — какого-то беспокойства, метания, — точно чайка над океаном, не знающая, куда присесть... метание между Москвой и Ялтой, которая казалась уже тюрьмой; женитьба, поиски клочка земли недалеко от трогательно любимой Москвы и уже почти осуществление мечты — ему разрешено было врачами провести зиму в средней России; мечты о поездке по северным рекам, в Соловки, Швецию, в Норвегию, в Швейцарию и мечта последняя и самая сильная, уже в Шварцвальде в Баденвейлере, перед смертью — ехать в Россию через Италию, манившую его своими красками, соком жизни, главное — музыкой и цветами, — все эти метания, все мечты были кончены 2/15 июля 1904 года его словами: "ich sterbe» ("я умираю")».
Брак Книппер и Чехова продолжался до смерти Чехова 2 (15) июля 1904 года. Писатель умер на руках жены на немецком курорте Баденвайлер, куда они приехали из Ялты в 1904 году. После смерти супруга по завещанию она получила «дачу в Гурзуфе и пять тысяч рублей». Ольге Леонардовне суждено было пережить Чехова на 55 лет. Ее талант будет знать немало взлетов, она создаст выдающиеся образы в произведениях Тургенева, Гоголя, Достоевского, Горького, однако вершинами творчества актрисы остались ее Маша, ее Раневская. Она скончалась в 1959 году и была похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с супругом. В 1924 году за границей были опубликованы письма Чехова к ней, в 1934 и 1936 годах А.Б. Дерман издал два первых тома переписки Чехова и Книппер.
Биография
Ольга Леонардовна Книппер, с 1901 года Чехова (1868—1959) — русская и советская актриса. Была одним из 39 членов первого театрального коллектива Московского художественного театра, основанного в 1898 году Вл.И. Немировичем-Данченко и К.С. Станиславским. Родилась 9 (21) сентября 1868 года. Ее отец Леонард Августович Книппер (немец по национальности) был инженером-технологом, мать Анна Ивановна (до замужества Зальца) была была певицей и музыкальным педагогом. Согласно большинству источников, местом ее рождения был город Глазов Глазовского уезда Вятской губернии Российской империи (ныне республика Удмуртия России), однако сама актриса писала, что родилась «недалеко от Глазова», и современные исследователи полагают, что местом рождения было село Кокман (ныне Красногорский район), где отец будущей актрисы тогда был управляющим Кокманского винокуренного завода. Кроме Ольги, в семье было два сына — Константин Леонардович Книппер (1866—1924), ставший инженером, и Владимир Леонардович Нардов (1876—1942), ставший оперным певцом и режиссером оперного театра.
В 1871 году семья переехала в Москву. В Москве Ольга окончила частную женскую гимназию и, по ее словам, «жила барышней» довольно длительное время. В 1885 году восемнадцатилетняя Ольга познакомилась с братом своей подруги, молодым, но уже достаточно известным инженером Владимиром Шуховым. Их роман продолжался более двух лет, однако из-за того, что Ольга не нравилась матери Шухова, брак, в котором были уверены все родственники, так и не состоялся.
Еще в юности она увлекалась театром, участвовала в любительских спектаклях. Однако ее отец не одобрял этого увлечения, он мечтал, чтобы дочь стала художницей или переводчицей. После его внезапной смерти в 1894 году Ольге пришлось давать уроки музыки, чтобы заработать. «Это было время большой внутренней переработки, из "барышни" я превращалась в свободного, зарабатывающего на свою жизнь человека, впервые увидавшего эту жизнь во всей ее пестроте», — спустя много лет вспоминала Ольга Леонардовна.
В 1895 году она поступила в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (нынешний ГИТИС) на трехгодичные драматические классы. Училась в классе Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Через три года ее приняли в труппу Московского художественного театра, созданного Немировичем-Данченко и Станиславским. Ее дебютным спектаклем был «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого, в котором она исполнила роль царицы Ирины. Во время репетиций этой постановки ее впервые увидел Антон Павлович Чехов. Тогда же в театре шли репетиции чеховской «Чайки», в которой Ольга играла Аркадину. Она стала первой из всех актрис, сумевшей четко и ярко передать образ чеховских женщин. В дальнейшем она сыграла во всех основных пьесах Чехова: «Чайка» (1898, Аркадина), «Дядя Ваня» (1899, Елена Андреевна), «Три сестры» (1901, Маша), «Иванов» (1901, Сарра), «Вишневый сад» (1904, Раневская).
Венчание А.П. Чехова и О.Л. Книппер состоялось 25 мая (7 июня) 1901 года в Москве. В том же году она забеременела, но у нее случился выкидыш. В марте 1902 года она, вновь беременная, упала в открытый люк с высоты нескольких метров во время выступления в Петербурге, и после операции (которую провел Д.О. Отт) и долгой болезни больше не могла иметь детей. После операции она восстанавливалась в Ялте у Чехова.
После смерти Чехова по завещанию она получила дачу в Гурзуфе. После революции она сохранила на нее права и владела ей до самой смерти. Каждое лето она приезжала в Крым на отдых, последний раз была в Гурзуфе в 1953 году. На ее даче гостили артисты МХАТа, писатели Александр Фадеев, Борис Лавренев, пианист Святослав Рихтер и певица Нина Дорлиак, певец Иван Семенович Козловский, художник из группы Кукрыниксы Николай Соколов. В настоящее время в доме Чехова и Книппер в Гурзуфе открыт музей.
В 1919—1922 годах Книппер-Чехова была в составе качаловской группы, с которой гастролировала по югу России и за рубежом. Она принимала участие и в двухгодичной общей поездке МХАТ по Европе и США. Во время выступлений в Болгарии дела шли неважно, и кто-то посоветовал Василию Качалову добавить к фамилии Книппер на афишах приставку «Чехова», что привлекло публику; с тех пор фамилия Книппер-Чехова закрепилась за актрисой.
По возвращении на Родину продолжила служить во МХАТе. Помимо своих прежних ролей, она играла Василису в «На дне», Живоедову в «Смерти Пазухина», Турусину в «На всякого мудреца довольно простоты», Дарью Ивановну в «Провинциалке», Гортензию в «Хозяйке гостиницы». Последнюю роль сыграла 15 марта 1950 года в пьесе «Воскресение» по роману Льва Толстого. Ольга Леонардовна снялась в трех художественных фильмах — «Солистка его величества» (1927), «Пленники моря» (1928), «Завтра ночью» (1930). В 1923 году она получила звание Заслуженной артистки Республики, в 1928 — звание Народной артистки Республики. В 1937 году стала Народной артисткой СССР, в 1943-м за многолетние выдающиеся заслуги получила Сталинскую премию первой степени. Актриса была награждена двумя орденами Ленина (1938, 1948), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1937, 1945).
Последние годы Ольга Леонардовна прожила в одиночестве, постепенно слепла. На сцену последний раз вышла 22 октября 1958 года, когда отмечали ее 90-летний юбилей. Скончалась она 22 марта 1959 года в Москве. Похоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище.
Экспозиции, посвященные Ольге Леонардовне Книппер, есть в ялтинских Доме-музее А.П. Чехова (Белая дача) и музее «Чехов и Крым» на даче Омюр, но самая большая находится в музее в Гурзуфе, на бывшей даче Чехова. В архивах ЦТ сохранилась запись съемки с 50-летнего юбилея МХАТ, где Иван Козловский и Сергей Лемешев дуэтом исполняют арию «Я люблю вас, Ольга» из оперы «Евгений Онегин», дополненной и перефразированной в честь Ольги Книппер-Чеховой — единственной из основателей театра, дожившей до юбилея.
Поздравление О.Л. Книппер-Чеховой в честь 50-летнего юбилея МХАТ
Ольга Книппер с родителями и братом Константином (1876)
Ольга Книппер с братьями Константином и Владимиром (1880-е)
Ольга Леонардовна Книппер (1884)
Иван Москвин в роли Федора Иоанновича и Ольга Книппер в роли Ирины в спектакле МХТ «Царь Федор Иоаннович»
Ольга Леонардовна Книппер
Чехов, Немирович-Данченко и Книппер
Ольга Книппер в роли Широковой. «В мечтах»
«Чайка». Аркадьева и Тригорин в исполнении О.Л. Книппер и К.С. Станиславского
«Три сестры». МХАТ. Маша — О.Л. Книппер. Фото К. Фишер. Москва
О.Л. Книппер — Маша в «Трех сестрах». МХТ, 1901 г.
О.Л. Книппер, М.Н. Германова и М.А. Жданова в спектакле МХТ «Три сестры», 1912
Ольга Книппер в роли Раневской. «Вишневый сад»
Ольга Книппер в роли Насти. «На дне» (1902)
А.П. Чехов и О.Л. Книппер-Чехова. (1901)
Антон Павлович Чехов с женой Ольгой Леонардовной в Андреевской кумысолечебнице
А.П. Чехов, М.Ф. Якунчикова, О.Л. Книппер, К.С. Станиславский, С.С. Мамонтов. Наро-Фоминское, дача Якунчиковой (1903)
М.П. Чехова, О.Л. Книппер-Чехова, Е.Я. Чехова, А.П. Чехов (Ялта, 1902)
Ольга Леонардовна Книппер и Мария Павловна Чехова. (Ялта, 1957)
Экспозиция музея в Гурзуфе, на стене портрет Ольги Книппер