В настоящем диссертационном исследовании мы показали Чехова как читателя и критика Тургенева. Для реализации этой цели требовалось максимально реконструировать эволюцию «присутствия» Тургенева на разных уровнях в творческой системе Чехова.
В работе были систематизированы литературно-критические высказывания Чехова о предшественнике, цитаты из его сочинений, встречающиеся в чеховском эпистолярном наследии, а также выявлена роль многочисленных упоминаний о Тургеневе и его цитат в художественных текстах Чехова. Все перечисленное рассматривалось нами в аспекте писательской критики. Помимо этого, была продемонстрирована характерная черта писательской критики Чехова — творческая полемика с Тургеневым, показанная на примере описаний природы.
В первой главе собраны все дошедшие до нас прямые упоминания Чехова имени Тургенева в его эпистолярном наследии. Анализ этих высказываний позволяет убедиться в том, что Чехов был хорошо знаком не только с творчеством предшественника, но и многими частными деталями из его жизни. Тургенев предстает как некая всепроникающая величина в жизни Чехова.
Кроме того, можно проследить, как со временем меняются требования Чехова к художественным текстам, а вместе с тем и его отзывы о Тургеневе, порой эти оценки амбивалентны, что говорит о сложном отношении к нему Чехова.
Так, в ранних отзывах Чехова Тургенев позиционируется им как великий мастер слова. Это проявляется в настойчивом интересе к Тургеневу, рекомендациях его произведений к прочтению, в неоднократном перечитывании самим Чеховым сочинений старшего предшественника.
По мере творческого роста происходили изменения в оценках Чехова. Он все чаще критиковал тургеневский стиль, считая его устаревшим, не соответствующим новому историческому времени, и отталкиваясь от тургеневских художественных находок, Чехов искал свой путь в литературе.
Суждения Чехова о Тургеневе позволяют сделать некоторые выводы и об особенностях его писательской критики, о её «психологическом своеобразии». Наиболее подробные оценочно-критические размышления о Тургеневе Чехов в своих письмах адресовал исключительно близким людям: членам семьи, А.С. Суворину, О.Л. Книппер-Чеховой. Все это говорит о глубоко личном, «камерном» характере писательской критики Чехова. Тургенев в какой-то мере служит проверкой степени близости Чехова с корреспондентом.
Зачастую, говоря о творчестве Тургенева, Чехов сопоставлял его с Л.Н. Толстым, отдавая предпочтение Толстому как выдающемуся писателю русской литературы. Можно утверждать, что в этом случае писательская критика Чехова тяготеет к форме сравнения.
В эпистолярии Чехова в несколько измененном виде встречаются цитаты из сочинений и писем Тургенева, что подтверждает постоянный интерес к писателю-предшественнику и на уровне интертекстуальности, о вступлении с ним в своеобразное сотворчество.
Во второй главе нашего исследования были проанализированы все упоминания о Тургеневе, нашедшие место в художественных сочинениях Чехова. Тургенев как постоянный спутник Чехова входит в его ранние рассказы, являясь оценочным критерием персонажей, продолжает присутствовать он и в поздних повестях и пьесах, где также, но в более усложненной форме, служит репрезентантом персонажей.
В некоторых произведениях писатель показал, как превратно порой толковали Тургенева, воспринимая его как культурный феномен, но по-настоящему не понимая его масштаба; как зачастую взгляд героев на жизнь сквозь романный мир Тургенева вступает в противоречие с действительностью и разбиваются их иллюзии. Все это в художественном мире Чехова становится определенной формой испытания, «испытания Тургеневым».
Тургеневские цитаты находим и в художественных текстах Чехова. Они показывают сосуществование двух художественных систем: тургеневской и чеховской. Прибегая к тургеневским цитатам, Чехов значительно расширяет их перспективу, они в какой-то мере приобретают уровень «прецедентных», что является еще одной формой творческого диалога Чехова с Тургеневым-художником.
Писательскую критику Чехова в отношении Тургенева можно назвать «эпистолярной». Это в большинстве своем прямая, эксплицитная критика. Однако критикой такого вида проблема не исчерпывается. Критиком своего предшественника Чехов выступил и в художественной прозе. Это завуалированная художественная критика, выразившаяся посредством творческой полемики, присутствуя имплицитно, она посредством ретроспекции реанимирует читательскую память.
Творческой полемике как скрытой форме писательской критики посвящена третья глава данного диссертационного исследования. В результате устанавливается, что опираясь на богатый художественный опыт Тургенева-пейзажиста, Чехов в своем раннем творчестве в какой-то мере следовал манере предшественника, что ощущается в подробных описаниях природы, в широко используемых им изобразительно-языковых средствах в стиле Тургенева. Это был тот материал, в котором он искал то, что впоследствии перерабатывал и создавал свое, чеховское.
В поздний период творчества Чехов в большей степени художественно полемизировал с Тургеневым-пейзажистом, отмечая пространность тургеневских картин природы, чрезмерное употребление им пышных сравнений и красочных определений. В целом, Чехов считал тургеневский подход несколько устаревшим, и в своих произведениях он предлагал иные решения в изображении картин природного мира.
Творческое созвучие у писателей обнаруживается в размышлениях о «равнодушной» природе, которая одинаково безразлична ко всем своим созданиям. Жизнь ее предстает бесконечной в отличие от жизни человеческой.
Во многом влияние Тургенева-пейзажиста на Чехова, переосмысление им тургеневских открытий стали мощным фундаментом в становлении Чехова-новатора.
В своих критических разборах Чехов в немалой степени отталкивался от собственной художественной практики, подходы и требования к произведениям искусства вытекали из личного писательского опыта: Чехову-критику во многом помогал Чехов-художник. Мы видим органичное единство критических суждений в эпистолярии и их художественное воплощение в прозе, т. е. своеобразное приложение теории к практике.
Несмотря на разность в творческих подходах Чехов и Тургенев как писатели реалистического направления во многом совпадали в понимании искусства и его сверхзадач, что служит признаком сродства на глубинно-духовном уровне.
Рассмотрение Чехова как читателя и критика Тургенева позволило не только значительно расширить представления о его литературной деятельности, но и показать совершенно иной взгляд на творчество Тургенева, взгляд «изнутри», глазами другого художника.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |