Вернуться к Г.П. Бердников. Чехов-драматург: Традиции и новаторство в драматургии А.П. Чехова

Введение

Творчество А.П. Чехова — одно из великих завоеваний русской культуры.

Чехов русский писатель в самом глубоком определении этого понятия. Не только в силу его любви к русскому человеку и русской природе, его поглощенности проблемами русской жизни. Чехов гениально выразил в своем творчестве важнейшую особенность русской прогрессивной общественной мысли — ее озабоченность коренными вопросами общественного бытия, затрагивающими кровные интересы не только русского, но и всякого человека без различия его национальной и расовой принадлежности.

Чехов открыл процесс внутреннего освобождения человеческой личности от рабских пут буржуазного строя, коренной переоценки всех его, казалось бы, незыблемых ценностей и одновременно показал устремленность человека к новой жизни, которая дала бы людям неограниченные возможности для всестороннего развития. Чехов-художник открыл общечеловеческое значение этого процесса. Это и определяет всемирное значение его творчества, делает его столь близким советскому народу, прогрессивным людям всей нашей планеты.

Мы чтим Чехова за его благородную любовь к своей родине и своему народу, деятельно боремся за осуществление его мечты о свободном, гармонически развитом человеке, учимся у него ненавидеть пошлость, находить «плесень пошлости даже там, где с первого взгляда, казалось, все устроено очень хорошо, удобно, даже — с блеском»1.

От десятилетия к десятилетию растет мировая известность, международное признание Чехова. Его имя уже давно стоит в одном ряду с такими великими русскими писателями, как Достоевский и Толстой.

Во всем мире растет популярность не только прозы Чехова, но и его драматургии. Чехов-драматург вошел в историю русского и мирового театра как великий демократ и гуманист, смелый новатор, создавший, по определению М. Горького, «новый вид драматического искусства». Театры многих стран мира все чаще и чаще обращаются к Чехову.

Однако мы все еще в большом долгу перед Чеховым-драматургом. Чеховские спектакли все еще не удовлетворяют до конца ни зрителей, ни критику.

В свое время К.С. Станиславский писал: «Глава о Чехове еще не кончена, ее еще не прочли как следует, не вникли в ее сущность <...> Пусть ее раскроют вновь, изучат и дочтут до конца»2. Этот призыв К.С. Станиславского и сегодня не утратил своего значения как для историков театра, так и для деятелей советской сцены.

В книге, предлагаемой вниманию читателей, исследуется проблема традиций и новаторства в чеховском театре, определяется его место в истории русской реалистической драматургии.

Следует оговориться. Книга написана не историком русского театра, а историком русской литературы. Поэтому, хотя драматургия Чехова и рассматривается в работе в связи с историей русского театра, материалом исследования являются не постановки драматических произведений Чехова, а сами эти произведения. И все же книга имеет в виду практику современного театра, так как, по убеждению автора, создание впечатляющего чеховского спектакля невозможно без глубокого понимания новаторской природы драматургии Чехова, органического единства ее формы и содержания.

При подготовке книги к третьему изданию она была значительно доработана. Многие главы перестроены, кое-какие формулировки уточнены, некоторые разделы написаны заново.

Примечания

1. М. Горький и А. Чехов. Переписка. Статьи. Высказывания. М., 1951, с. 137.

2. Станиславский К.С. Собр. соч. в 8-ми т., т. 1. М., 1954, с. 277.