Вернуться к С.Д. Балухатый. Чехов-драматург

Предисловие

Огромная роль Чехова как новатора в области драмы, как драматурга, косвенно влиявшего своими произведениями на реформу русского, а затем и мирового сценического искусства, — общеизвестна. Тем не менее представляется совершенно необходимым тщательное изучение драматического наследия Чехова в его историко-литературных и историко-театральных связях. Еще не вскрыты и не изучены до конца те социально-политические причины и исторические условия, которые вызвали к жизни реформаторскую деятельность Чехова, не определены художественные качества этой деятельности, не показано конкретно влияние Чехова на современный театр и на последующую драматургию, не выяснена судьба его репертуара в русском театре и причины исключительной его популярности в странах Запада и Америки.

На все эти вопросы предлагаемая книга не дает исчерпывающего ответа. Ее задача — более ограниченная, как бы предварительная: определить основные вопросы, связанные с возникновением и последующей литературной и сценической историей драм Чехова, тем самым — дать характеристику главнейших вех драматического пути писателя от юношеской его драмы «Безотцовщина» до «Вишневого сада», поставив эти вехи в связь с социально-политическими предпосылками эпохи.

Для всего драматического пути Чехова характерны поиски той новой формы и того нового содержания драмы, которые могли бы выразить основную «тенденцию» эпохи, вернее — ее передовых групп, — и определение признаков этого «нового» в последовательно возникающих у Чехова драматических произведениях — ведущая тема книга. Раскрывая эту тему, мы сводим свое изложение к рассказу о том, в каких конкретных социально-политических и художественно-творческих условиях возникал у Чехова определенный драматический замысел, как этот замысел формировался, как он доходил до сцены, как воспринимался современниками и какое значение имел для последующей работы Чехова в области драмы.

Отсюда — основные темы книги и ее композиционная схема: анализ идейного замысла каждого драматического произведения Чехова и определение стилевых форм выражения этого замысла; характеристика той критической борьбы, которая неизбежно возникала вокруг каждой пьесы Чехова; установление связей драматурга с современным театром, воплощавшим его замыслы.

В силу недостаточной разработанности фонового, — литературного и театрального, — материала, относящегося к драматургии Чехова, мы привлекли по ходу изложения наиболее характерные печатные критические отзывы и большое число неизданных писем и документов как писателей, так и театральных деятелей. Значительное место в книге занимает характеристика отношений Чехова и Московского Художественного театра по новым материалам.

В приложении нами приведены данные сценической интерпретации драм Чехова крупнейшими режиссерами (К. Станиславским, В. Мейерхольдом, Б. Вахтанговым), дополнительный материал критических отзывов, статистические сведения о числе постановок.

В основу книги положены этюды о драматургии Чехова, разработанные нами в течение последних десяти лет и дающие по отдельным темам более развернутый материал (Перечень этих статей см. в приложении к книге.)