Вернуться к С.Д. Балухатый. Чехов-драматург

Приложение

Отдельные вопросы драматургии Чехова в более развернутом виде и с привлечением дополнительных материалов разработаны нами в статьях и книгах:

Чехов и драматическая цензура. — «Русский современник», 1924, № 2. — Приведены цензурные исключения в пьесах «На большой дороге», «Медведь», «Иванов», «Леший», «Чайка», «Вишневый сад».

Этюды по истории текста и композиции Чеховских пьес (I—III) — в сборнике: «Поэтика», I, «Временник Словесного отделения Гос. Института истории искусств, Л. 1925». — Кратко об истории текста пьес: «Иванов», «Леший», «Дядя Ваня», «О вреде табака».

Проблемы драматургического анализа (Чехов). Л. «Academia», 1927, 184 стр. — Формальный анализ построения и отдельных элементов стиля пьес Чехова.

К истории текста и композиции драматических произведений Чехова. I. Иванов (1887—1889—1903 гг.) — «Известия II Отд. Академии наук», 1927, том XXXII. — Установление по рукописям процесса писания и четырех авторских редакций пьесы.

Комментарии к текстам пьес Чехова — в приложении к томам IX и X Полного собрания сочинений Чехова, 1929. (Приложение к ж. «Огонек»). Издание 2-е, дополненное, в томах IX и XII, ГИХЛ, 1932—1933. — Приведены данные по истории текста и работе писателя над пьесами, критические отзывы, отзывы писателей и театральных деятелей по неопубликованным материалам.

Переделки произведений Чехова в драматической цензуре — в «Чеховском сборнике», изд. Об-ва «Чехов и его эпоха», М. 1929.

От «Трёх сестер» к «Вишневому саду» — в сборнике «Литература» Института Русской литературы Академии наук, 1931. — Критика о «Трех сестрах». Значение сценки «О вреде табака» в формировании нового драматического стиля у Чехова. Генезис темы «Вишневого сада». Критика о последней пьесе Чехова.

Драмы Чехова — вступительная статья к тому IX Полного собрания сочинений Чехова, ГИХЛ, 1932. — Общая характеристика драматического пути Чехова.

Стиль Чехова. — Энциклопедический словарь Гранат, 1931, том 48. — Общая характеристика драматического стиля Чехова.

Драматургия Чехова — изд. Харьковского гос. драм. театра, 1935. — Сжатое изложение основных этапов драматического пути Чехова.

Говоря о критической борьбе вокруг каждой пьесы Чехова, мы не во всех случаях смогли четко охарактеризовать политические и критические позиции каждого критика и каждого органа печати. Это объясняется тем, что, если даже пренебречь временным блокированием органов по отдельным поводам, не всегда эти позиции были четкими и ясными в действительности. Вообще говоря, газетно-журнальная пресса конца 80-х — 90-х годов представляет весьма пеструю картину. На ряду с органами реакционно-черносотенными, типа «Нового времени» и «Гражданина», отстаивающими интересы реакционного дворянства и дворцовой клики, и к ним примыкающими «Московскими ведомостями» и «Петербургскими ведомостями», мы найдем здесь и органы либеральные, как «Русские ведомости», «Русское слово», а также «Русская мысль» и «Неделя», представляющие интересы либерально-народнической интеллигенции; «Биржевые ведомости» — газета либеральная, но явно приспосабливающаяся к вкусам обывателя; журнал «Русское богатство» в 90-х годах являлся главным органом народников; журнал «Мир божий» давал место на своих страницах рядом с буржуазно-либеральными писателями критикам, примыкающим к марксизму.

В оценках почти всех пьес Чехова преобладали многочисленные отзывы либерально-буржуазной прессы, отдельные органы которой («Московский листок», «Новости дня», «Русский курьер», «Петербургский листок», «Петербургская газета», «Русь») имели, конечно, свои оттенки, однако не всегда достаточно четко определимые.