Вернуться к М.Л. Семанова. Чехов — художник

От автора

Мы знакомимся с Чеховым в раннем детстве: грустная и смешная история Каштанки вводит маленького читателя в прекрасный мир искусства. А затем автор «Степи», «Дуэли», «Дома с мезонином», «Ионыча», «Дяди Вани», «Вишневого сада» сопровождает нас всю жизнь.

Хотя прошло почти сто лет со дня появления первого рассказа Чехова и за это время немало написано о его жизни и творчестве, было бы преувеличением считать разгаданными секрет его искусства, тайну воздействия на читателя.

Учитель-словесник, руководящий начальными стадиями общения юного читателя с Чеховым, может внести свой вклад в постижение школьниками сложного и тонкого мира этого художника, в изучение читательского восприятия его творений. На полке словесника есть уже очерки жизни и творчества Чехова. Автор настоящей книги не хотел бы их повторять. Его задача — сосредоточить внимание учителя на произведениях Чехова.

Пушкин говорил, что писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. Понять эти законы можно, лишь изучая, как художник видит, оценивает мир, как он творчески воссоздает подлинные факты, события, как находит наиболее выразительные жанровые, композиционные, стилистические решения.

Этому посвящена книга. Чтобы творческая жизнь Чехова раскрылась перед учителем-словесником в ее богатстве и динамике, автор обращается к произведениям разных жанров (рассказам, повестям, очеркам, пьесам) и, разумеется, выходит за пределы школьной программы. Трудно представить себе школьника (и тем более педагога-словесника), который ограничился бы чтением только программных рассказов Чехова («Хамелеон», «Детвора», «Мальчики», «Ионыч»), одной пьесы («Вишневый сад»). Нет сомнения, что еще до встречи с Чеховым в IX классе учащиеся знают и другие его произведения. В обзорных лекциях о творческом пути писателя, на внеклассных и факультативных занятиях преподаватель не может обойти таких значительных произведений Чехова, как «Дуэль», «Студент», «Три года», «Дом с мезонином», «Невеста».

Автор стремится прочитать вместе с учителем не только «программные», но и другие произведения Чехова и подумать о том высоком идейном и нравственном потенциале, который заложен в творчестве писателя, о своеобразии его индивидуального почерка, о содержательности каждого художественного элемента.

В поэтике Чехова все значимо, насыщено мыслью и чувством: от заглавия до финала, от авторских интонаций до «фигур умолчания». Учитель, подходя к анализу чеховских творений, нередко испытывает затруднения. С чего начать? Как охватить произведение в целом, не упуская частностей? Как дать представление об идейно-эстетическом богатстве произведений и избежать однообразия приемов анализа?

Автор книги предлагает выделять при анализе произведения один из элементов чеховской поэтики, особо значимый для этого произведения, для данного периода или для всего творчества писателя.

Книга открывается главой обзорного характера, в центре которой анализ чеховских заглавий. Заглавие, рассмотренное в контексте всего произведения, обнаруживает содержательные черты искусства писателя, сформировавшиеся еще в ранний период. Обогащенные в процессе творчества, они создали неповторимую индивидуальность художника.

В каждой из следующих глав аспект исследования (обозначенный в названии главы) подсказан самим произведением, временем его создания, местом в творчестве писателя.

Автор стремится выдержать в построении книги два принципа: сохранять от главы к главе последовательность периодов творческого пути Чехова и выделять в каждой главе важный для анализируемых произведений компонент чеховской поэтики. Каждая глава, являясь законченным целым, внутренне связана с другими главами. При этом категория поэтики, являющаяся центральной в одной главе, становится подчиненной в других главах. Так, проблема чеховских заглавий — основная в главе первой — возникает и при анализе повестей «Дуэль»,

«Рассказ неизвестного человека», «Три года», рассказов «Студент», «Дом с мезонином», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Невеста», комедии «Вишневый сад».

Но в главах, посвященных анализу этих произведений, проблема заглавия будет подчиненной. На первый же план выступят то жанровые особенности (очерковая, документально-художественная книга о Сахалине, «Вишневый сад» как комедия), то композиционный принцип («Студент», «Дом с мезонином»), то категория времени («Три года», «Ионыч», «Невеста»), то разнообразные повествовательные формы: монорассказ (от имени героя), повествование от автора в «тоне» и в «духе» героев, включение в авторскую речь голосов героев, «смешанный» вид повествования («детские» рассказы, «Дуэль», «Рассказ неизвестного человека», трилогия о «футлярных» людях).

Автор надеется, что такое рассмотрение чеховских произведений создаст у учителя-словесника представление о неповторимости и многообразии творчества художника. А это, в свою очередь, поможет учителю пробудить у школьников желание постичь глубину чеховского текста, богатство его поэтической речи, что будет способствовать развитию их нравственных чувств, эстетического вкуса.