Вернуться к Е.А. Динерштейн. А.П. Чехов и его издатели

От автора

Развитие любой национальной литературы — явление не изолированное на социокультурном фоне страны; вокруг него неизбежно возникают специфические формы человеческих взаимоотношений, которые принято называть «литературным бытом». Не являя» определяющим фактором, литературный быт тем не менее весьма существенным образом сказывается на характере литературного процесса. Особенно когда речь заходит об издании каких-то примечательных сочинений или произведений крупнейших отечественных писателей. В этом случае приобретает значение и та роль, которую в их судьбе сыграли те или иные издатели. В.Г. Белинский, правда не без иронии, назвал как-то целый период в истории русской литературы — «смирдинским».

Издание книги, ее бытование в обществе обусловливается многими причинами, в том числе, понятно, и личностью автора. В то же время нередки случаи, когда перипетии книгоиздания становятся фактом биографии писателя, поскольку в них отражается не только степень его участия в этом процессе, но жизненные и творческие принципы. В этом случае рассматриваемое явление приобретает двойной интерес: не только с точки зрения истории книжного дела, но и истории литературы. Отсюда и проистекает то пристальное внимание, которое издавна уделялось исследователями этому аспекту биографии А.П. Чехова. Анализируя процесс текстологической подготовки ряда изданий его сочинений, Е.Н. Коншина писала, что своей работой она стремилась «показать, как из журнального поденщика усилиями пристальной внутренней работы вырос великий русский писатель, как из «раба» Чехов стал образцом «Че-ло-ве-ка» с большой буквы»1. Не менее наглядно эта мысль прослеживается и при рассмотрении взаимоотношений писателя с теми издателями его книг, с которыми у него установились чисто дружеские связи.

Чтобы объективно осветить эти страницы биографии Чехова, необходимо все же ознакомиться с тем, как он сам относился не только к собственным книгам, но и к книге как таковой, как представлял себе ее роль в общественной жизни, что сделал для того, чтобы его книги нашли своего читателя, как, наконец, этот читатель реагировал на их появление в свет. Все эти вопросы — аспекты одной и той же проблемы, которую можно назвать «Чехов и его книги». Однако они не равнозначны, в разной степени изучены и интересны для широкого читателя. Поэтому основное внимание уделено двум из них: взаимоотношениям Чехова со своими издателями и истории издания наиболее примечательных его книг. Остальных сторон проблемы автор касался в той степени, которая, по его мнению, была необходима для наиболее полного освещения указанных выше.

Примечания

1. Коншина Е.Н. Чехов — редактор (Работа Чехова над составлением сборников и собраний своих произведений) // Книга: Исслед. и материалы. 1965. Сб. 10. С. 86.