Ни одно явление в литературе не существует изолированно. Полный анализ и подлинное понимание произведения возможны только при условии учета той социокультурной ситуации, в которой оно было создано. Если творчество А.П. Чехова еще сравнительно недавно рассматривалось как завершающее звено в истории русского реализма, то сегодня все большую актуальность приобретает проблема изучения взаимодействия писателя с модернистскими течениями. Так, в изданиях последних лет, в частности, в «Чеховиане»1, двухтомном издании ИМЛИ РАН «Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х гг.)»2 и др. творчество писателя рассматривается в контексте литературы Серебряного века. Однако до выявления целостной картины еще далеко. В немногих трудах, посвященных вопросу о творческом диалоге А.П. Чехова и представителей символизма, того направления, в котором берет начало модернизм в целом, акцент делается на полемику между писателями и отталкивание от Чехова представителей нового искусства.
Предметом исследования в работе является связь художественной практики символистов с творчеством и личностью А.П. Чехова. Поскольку в сознании читательской аудитории рубежа XIX—XX веков повседневная жизнь, бытовое поведение художника воспринимались как важные составляющие его литературной деятельности, мы обращаемся к отражению в художественных текстах символистов литературной репутации Чехова — набора касающихся различных сторон жизни и творчества писателя характеристик, укорененных в массовом сознании периода fin de siede.
Степень разработанности проблемы. Как писала в диссертации «Чехов и проблема идеала (Смена этико-эстетической парадигмы на рубеже XIX—XX веков)» М.М. Одесская, «Чехов публично не выражал свои писательские интенции. Отсутствие в его наследии манифестов, деклараций не позволяет создать целостную картину его литературных предпочтений и устремлений. Чехов — писатель эпохи переходности, того периода, когда обозначился разрыв с «классической художественностью» (термин В.И. Тюпы)»3. Именно творчество Чехова является яркой иллюстрацией переходного состояния, того периода, когда происходила переоценка ценностей. Потому в работах современных исследователей, пересматривающих прежнюю картину литературного процесса, высказываются мнения о том, что Чехов не «поэт конца», а «поэт начала» (В.Б. Катаев, В. Страда)4. Творчество Чехова соотносится не только с реализмом, но и с натурализмом (В.Б. Катаев, В.И. Кулешов5, С.И. Чупринин6). В последнее время все больше появляется исследований, в которых Чехов изучается в контексте символизма7.
Представителей нового искусства, какими бы разными ни были их эстетические концепции, считает А.М. Зверев, «объединяет восприятие своей эпохи как времени необратимых исторических перемен, сопровождающихся крахом верований и духовных ценностей, которыми жили предшественники»8. На почве верований и духовных ценностей — идеалов — разгорелась война между старым и новым искусством в конце XIX века, и Чехов является не завершающим «звеном» в развитии реализма, а ключевой фигурой переходного периода, повлиявшей на возникновение символизма. Однако, несмотря на это, отношение к нему писателей-модернистов, символистского круга, в частности, было сложным. В критических статьях, письмах (редким исключением являются статьи А. Белого, некоторые высказывания А. Блока) в основном мы видим раздражение от Чехова, отталкивание от него. «...Подвернулись мне письма Антона Павловича Чехова — Царство ему небесное, но был бы он жив, я бы его повесил», — писал В.Ф. Ходасевич9, «Чехова с его шуточками, прибауточками, усмешечками ненавижу с детства»10, — признавалась М.И. Цветаева, «Чехов калечит людей», — замечает О.Э. Мандельштам11 и т. д. Подобные отзывы о Чехове не редкость в литературной среде Серебряного века. «Античеховские эскапады с «серебряного» Парнаса, — свидетельствует Н.В. Капустин, — слышны столь отчетливо, что уже не раз обращали на себя внимание»12. Именно поэтому многие исследователи говорят о том, что символисты не приняли Чехова. Проблемам взаимоотношений А.П. Чехова с Серебряным веком и, в частности, с символизмом, посвящены исследования Л.Е. Бушканец13, А.Г. Головачевой14, Н.М. Зоркой15, Н.В. Капустина16, В.Б. Катаева17, Л. Лосева18, Д.М. Магомедовой19, И.Б. Ничипорова20, З.С. Паперного21, В.Я. Полонского22, А.С. Собенникова23, А.Д. Степанова24, И.Н. Сухих25, Е. Толстой26, А.П. Чудакова27, антология «А.П. Чехов: pro et contra»28, отдельный том «Чеховианы» — «Чехов и серебряный век»29 и т. д.
Иная ситуация возникает при обращении к художественному творчеству символистов, которое свидетельствует о том, что вопреки декларируемому отталкиванию эти писатели многое восприняли у Чехова. Таким образом, актуальность данной работы в теоретическом плане определяется общим стремлением современного литературоведения рассматривать литературное движение как целостный процесс, как результат единого диалога и взаимодействия между различными направлениями и между писателями. Особенно богатый материал для этого в аспекте литературно-критическом предоставляет выбранное направление исследования — взаимодействие А.П. Чехова и представителей символизма, нашедшее отражение в художественном творчестве представителей нового искусства на рубеже XIX—XX веков.
Существуют противоречия в оценке творчества А.П. Чехова современниками. Как свидетельствует антология С. Ле Флемминга «Господа критики и господин Чехов»30, ошибочно было бы считать, что прижизненная критика не смогла приблизиться к пониманию чеховского дарования и дать ему объективную оценку, однако негативные отзывы профессиональных критиков на чеховские произведения были весьма многочисленны — и при этом тонули в атмосфере общего поклонения писателю: «Г. Чехов — писатель безыдейный; это у нас решено и подписано. Тем не менее, когда выходит новый рассказ г. Чехова, он первый разрезается в книжке журнала, прежде всего читается и производит такое сильное впечатление на читателя, так настраивает его, подымая в нем ряд новых мыслей и соображений, как не действуют многие из так называемых идейных произведений»31. Случалось и так, что оценки чеховского творчества одного и того же критика с течением времени меняли знак на противоположный: так, А.М. Скабичевский, которого мы только что процитировали, начав с тезиса о «самоубийстве молодого таланта», губящего себя газетной поденщиной, в начале XX века писал: «Это новая и небывалая до сей поры поэзия конкретных фактов и тех разнообразных настроений, какие эти факты вызывают»32.
Не было единства в оценке творчества Чехова также у современников писателя, принадлежавших к одному лагерю, направлению — так, например, восторженные отзывы о писателе А. Белого соседствовали с колкими определениями З. Гиппиус — «последний певец разлагающихся мелочей» и т. п. Поэтому, обращаясь к проблеме взаимоотношений Чехова с Серебряным веком, исследователи обычно рассматривают чеховские «дуэты». В данной работе делается установка на выявление и обобщение закономерностей использования чеховских художественных приемов, деталей биографии писателя (вне которой современники не воспринимали его художественную практику), его высказываний.
Существуют исследования, посвященные проблемам анализа художественных произведений символистов в контексте творчества Чехова, в частности, работа В. Полонского «Чеховский след в драматургии русских символистов»33, исследование З.С. Паперного ««Вишневый сад» А.П. Чехова и «Соловьиный сад» А.А. Блока» и т. д. Проблема «Чехов в оценке символистов» решается в самых разных аспектах, начиная с вопроса о художественном методе и заканчивая вопросом о взаимоотношениях писателя с отдельными представителями символизма. Приходится констатировать, что не существует единой методики решения данной проблемы. Преимущественно исследователи склонны рассматривать индивидуально каждый чеховский «дуэт», поэтому картина перехода от реализма к символизму, отраженная в истории личных и творческих взаимоотношений представителей последнего и А.П. Чехова, собирается, как мозаика, из «осколков»: «Чехов и А. Белый»34, «Чехов и В. Соловьев»35, «Чехов и В. Розанов»36 и т. д.
Кроме того, при решении вопроса о литературных связях Чехова как с писателями-реалистами, так и с представителями нового искусства, материалом исследования традиционно служат критические статьи, манифесты, мемуары, письма, дневники и т. д. Работа же с текстами художественных произведений — в данном контексте направление, наименее разработанное и особенно перспективное, о чем свидетельствуют наблюдения, сделанные в исследованиях Л.Е. Бушканец37, Т.А. Карпеевой38, А.Д. Степанова39 последних лет. Что касается работ, посвященных анализу художественных произведений символистов в соотнесении с образом А.П. Чехова — писателя, олицетворявшего в сознании современников уходящую эпоху «золотого века», то их нам обнаружить не удалось.
Новизна диссертации определяется как новизной поставленной проблемы, так и материалом исследования.
Материалом работы стали поэзия, драматургия и проза символистов — художественные произведения, опубликованные в символистских изданиях. К началу 1900-х годов русский символизм достиг расцвета и имел солидную издательскую базу. В ведении символистов были: журнал «Весы» (выходил он с 1903 г. при поддержке С. Полякова), «Новый путь» (1903—1904 гг.), «Вопросы жизни» (с 1905 г.), журнал «Золотое руно» (издавался с 1905 по 1910 гг. при поддержке Н. Рябушинского), журнал «Аполлон» (1909—1917 гг., редактор и основатель — С. Маковский); а также издательства: «Скорпион», «Оры» (1907—1910 гг.), «Мусагет» (1910—1920 гг.), «Гриф» (1903—1913 гг.), «Сирин» (1913—1914 гг.), «Шиповник» (1906—1917 гг., основатель — Л. Андреев). В настоящее время большинство из символистских периодических изданий является библиографической редкостью, значительное количество содержащихся в них материалов не публиковалось повторно и не вводилось в научный оборот.
Объектом изучения стало влияние А.П. Чехова на символистов в сфере художественных открытий, восприятие личности писателя и отражение его литературной репутации в произведениях «старших» символистов — З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковского, Ф. Сологуба, К.М. Фофанова, Г.И. Чулкова, А.М. Ремизова и «младших» — А.А. Блока, А. Белого, П.С. Соловьевой.
Теоретической базой работы стали труды по истории литературного процесса представителей формальной школы отечественного литературоведения: В.М. Жирмунского40, Ю.Н. Тынянова41, В.Б. Шкловского42, Б.М. Эйхенбаума43. А также исследования по социологии литературы Л. Гудкова44, Б. Дубина45, В. Прозорова46, А. Рейтблата47, И. Розанова48, В. Страда49, Н. Хренова50 и исторической психологии В. Шкуратова51, которые дают основание для сопоставления творчества А.П. Чехова и основных принципов символистского искусства как явлений, принадлежащих к одной эпохе. Мы опирались на работы по теории и эстетике модернизма Н.Ю. Грякаловой52, Е.В. Ермиловой53, Д.В. Сарабьянова54, В.А. Сарычева55, исследования С.С. Аверинцева56, Э. Кассирера57, А.Ф. Лосева58, рассматривающие ключевые принципы символизма с позиций культурологии и семиотики, а также работы М.А. Воскресенской59, Т.И. Ерохиной60, С.Т. Махлиной61, Е.А. Сайко62 и А. Ханзена-Лёве63, в которых дан целостный анализ концепции русского символизма и выявлены особенности культурно-исторического контекста данного литературного направления. Значительную роль сыграли исследования Л.Е. Бушканец64, А.Г. Головачевой65, Ю.В. Доманского66, В.Н. Крылова67, А.В. Лаврова68, Н.В. Смирновой, А.С. Собенникова69 и др.
Методологической основой для анализа произведений символистов в их связи с творчеством А.П. Чехова явились труды представителей Тартуско-московской семиотической школы, в частности, исследования Ю. М. Лотмана70 и З.Г. Минц71. Мы обращались также к исследованиям С.С. Аверинцева72, В.Б. Катаева73, В.А. Келдыша74 и др. по взаимодействию литературных направлений.
Цель диссертации — выявить социокультурный базис и предмет диалога между А.П. Чеховым и представителями символизма, содействовать преодолению изолированного подхода к изучению творчества писателей, что позволяет выйти на новый этап понимания заявленной проблемы. Отсюда ряд задач, которые мы ставим в данной работе.
1. Определить общий культурный фон развития литературного диалога между Чеховым и писателями-символистами.
2. Определить объем понятия «чеховские мотивы», сопоставить их с философскими и социально-психологическими основами символистского искусства и выявить особенности функционирования каждой группы данных мотивов в прозе, поэзии и драматургии символистов:
а) «чеховщины» — т. е. пессимистических мотивов скуки, уныния, даром прожитой жизни, предчувствия грядущей катастрофы, «сумеречных настроений», в сочетании с верой в счастье «через двести-триста лет» и т. п., которые современники воспринимали как чеховские.
б) Т. н. «визитных карточек» писателя — образов, деталей, узнаваемых выражений из произведений А.П. Чехова (дом с мезонином, «В Москву!», чайка, человек в футляре, вишневый сад, небо в алмазах, звук лопнувшей струны, черный монах и т. п.) и наиболее значимых компонентов литературной репутации писателя («хмурый человек», «писатель-друг» и т. д.).
3. Определить чеховские принципы художественной организации текста (термин Ю.М. Лотмана) в творчестве символистов.
4. Проследить особенности становления и функционирования литературной репутации писателя в сознании читателей, определить роль в ее формировании художественных произведений символистов, прототипом героя которых является А.П. Чехов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В изучении репрезентовавшегося в диалоге Чехова и символистов перехода от реализма к новому искусству целесообразно, прежде всего, обращаться к текстам художественных произведений, поскольку провозглашаемое в документальных источниках (таких как письма, дневники, манифесты, мемуары и др.) отталкивание от Чехова писателей символистского круга расходится с их художественной практикой. Последняя наглядно демонстрирует, каково было влияние А.П. Чехова на представителей нового искусства.
2. Несмотря на декларируемое отталкивание, демонстративное неприятие и критику, символисты многое переняли у А.П. Чехова — и в плане содержания произведения, и в плане формы. Более того, писатель первым сумел воплотить в жизнь те художественные принципы, к которым всегда будут стремиться символисты в собственной творческой практике (синтез искусств, музыкальность и т. д.).
3. Целесообразно, говоря о влиянии А.П. Чехова, рассматривать отдельно произведения символистов, относящиеся к разным родам литературы. Так, в драматургии символистов влияние поэтики произведений Чехова достаточно сильно. Рекордное же количество обращений к литературной репутации писателя, в частности, к такой ее составляющей, как «чеховщина» обнаруживаем в лирике символистов. В прозе важны попытки авторов выстроить творческий диалог с Чеховым на основе художественных клише, связанных в сознании читательской аудитории рубежа XIX—XX веков с именем писателя, а также стремление создать своеобразный портрет А.П. Чехова.
4. Важно учитывать, что обращение поэта/писателя к творческому наследию другого художника может быть и непреднамеренным, даже неосознаваемым. Обращение символистов к художественному опыту А.П. Чехова имело место несмотря на заявляемое отталкивание и раздражение. Влияние А.П. Чехова обнаруживается в широком круге символистских текстов, в том числе не выявленных ранее литературоведением.
Все это определило структуру работы.
Во Введении обозначены актуальность, новизна, объект, предмет, материал исследования, цель и задачи диссертации.
Глава I «Чеховские мотивы и принципы художественной организации текста в творчестве символистов» посвящена влиянию поэтики произведений А.П. Чехова на прозу, поэзию и драматургию символистов. Исследуются чеховские темы, мотивы, отдельные образы и художественные приемы, а также жанровая специфика, особенности ритмической организации произведения, хронотопа.
Задача главы II «Образ А.П. Чехова в произведениях символистов» — определить, каким было отношение символистов к А.П. Чехову, человеку и художнику, без чего невозможен полноценный анализ диалога с писателем в художественном творчестве символистов.
Работа завершается Заключением, списком использованной литературы, включающим порядка 400 наименований, и Приложениями, содержащими тексты выявленных нами источников.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее материалов в курсе лекций по истории русской литературы для студентов, а также в преподавании литературы в школе. Выводы, сделанные в работе, могут быть полезными при подготовке комментариев к собраниям сочинений З. Гиппиус, Д. Мережковского, А. Блока, П. Соловьевой.
Апробацией диссертации стали выступления на конференциях:
1. VIII Республиканская научно-практическая конференция «Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день») — (КФУ, 25—27 января 2010 г.).
2. XI Международная научно-практическая конференция «Шолоховские чтения» (МГГУ им. М.А. Шолохова — 2010 г.).
3. Международная научная конференция «Творчество А.П. Чехова: текст, контекст, интертекст. 150 лет со дня рождения писателя. — (Ростов-на-Дону, 2010 г.).
4. II Всероссийская научная конференция «Текст. Произведение. Читатель» (КФУ, 2011 г.).
5. IX Республиканская научно-практическая конференция «Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день») (КФУ, 25—27 января 2011 г.).
6. Ежегодная студенческая научно-практическая конференция в ТГГПУ — 2011 г.
7. Ежегодные научные конференции КГУ — КФУ 2009—2011 г.
8. «Языки России и стран ближнего зарубежья как иностранные: преподавание и изучение» (КФУ, 10—11 ноября 2011).
9. Человек и время в мировой литературе» (к 90-летию со дня рождения Вольфганга Борхерта) (Тамбовский гос. университет им. Г.Р. Державина. — 21—30 ноября 2011 г.).
10. Блоковские чтения (Петербург, музей-квартира А.А. Блока, 28—29 ноября 2011 г.).
11. X Республиканская научно-практическая конференция «Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день») — (КФУ, 25—27 января 2012 г.)
12. Международная научно-практическая конференция «Молодые исследователи А.П. Чехова» (Мелихово, 26—30 мая 2012 г.).
13. Международная конференция «Чеховская карта мира» (Мелихово, 3—7 июня 2014 г.).
Публикации по теме диссертационного исследования перечислены в библиографическом списке.
Примечания
1. Чеховиана: Чехов и «серебряный век» / Рос. акад. наук. Науч. совет по истории мировой культуры. Чехов. комис. Отв. ред А.П. Чудаков. — М.: Наука, 1996. — 319 с.
2. Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х гг.): В 2 т. — М.: Наследие, 2000, 2001.
3. Одесская М.М. Чехов и проблема идеала (Смена этико-эстетической парадигмы на рубеже XIX—XX веков): Дис. ... доктора филологических наук 10.01.01 / Одесская Маргарита Моисеевна [Место защиты Московский государственный университет]. — М., 2011. — 426 с. ил.
4. Страда В. Антон Чехов (1860—1904) // Истории русской литературы. XX век. Серебряный век. — М., 1995. — С. 52; Катаев В.Б. Чехов плюс. Предшественники, современники, преемники. — М., 2004. — С. 365—373.
5. Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX века / В.И. Кулешов. — М., 1982. — 241 с.
6. Чупринин С.И. Чехов и Бобрыкин (некоторые проблемы натуралистического движения в русской литературе конца XIX века / С.И. Чупринин // Чехов и его время. — М.: Наука, 1977. — С. 138—158.
7. Первой попыткой осознать творчество Чехова в контексте модернизма стал коллективный труд сборник статей опубликованный на основе материалов конференции «Чехов и «серебряный век»» Чеховиана: Чехов и «серебряный век». — М., 1996 Отдельные статьи по теме содержатся также и в других томах «Чеховианы», в выпусках «Чеховских чтений в Ялте» в периодических сборниках статей «Молодые исследователи Чехова», в юбилейном сборнике «Ибсен, Стриндберг, Чехов». — М., 2007.
8. Зверев А.М. Модернизм // Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М., 2001. — С. 567.
9. Ходасевич В. Собр соч.: В 4 т. Т. 4. — М., 1997. — С. 396.
10. Цветаева М.И. Собр соч.: В 7 т. Т. 6. — М., 1994—1995. — С. 261.
11. Мандельштам О.Э. «Чехов Действующие лица» / «Сохрани мою речь» Сборник / Сост. П. Нерлер, А. Никитаев. — М.: Издательское предприятие «Обновление», 1991. — С. 25.
12. Капустин Н.В. З. Гиппиус о Чехове (К вопросу об античеховских настроениях в культуре «серебряного века» / Н.В. Капустин // Чеховиана: Из века XX в XIX итоги и ожидания сб. статей. — М.: Наука, 2007. — С. 176.
13. Бушканец Л.Е. «Он между нами жил» А.П. Чехов и русское общество конца XIX — начала XX века. — Казань: Казан. ун-т, 2012. — 756 с.
14. Головачева А.Г. «Декадент» Треплев и бледная луна / А.Г. Головачева // Чеховиана: Чехов и «серебряный век». — М.: Наука, 1996. — С. 186—195.
15. Зоркая Н.М. Чехов и «серебряный век» некоторые оппозиции / Зоркая НМ // Чеховиана: Чехов и «серебряный век». — М., 1996. — Вып. V. — С. 5—15.
16. Капустин Н.В. З. Гиппиус о Чехове (К вопросу об античеховских настроениях в культуре «серебряного века» / Н.В. Капустин // Чеховиана: Из века XX в XIX итоги и ожидания сб. статей. — М.: Наука, 2007. — С. 176—188.
17. Катаев В.Б. Спор о Чехове конец или начало? / В.Б. Катаев // Чеховиана: Мелиховские труды и дни. — М.: Наука, 1995. — С. 3—9.
18. Лосев Л. Нелюбовь Ахматовой к Чехову / Л. Лосев // Звезда. — 2002. — № 7. — С. 210—215.
19. Магомедова Д.М. Чеховский текст в статье А.А. Блока «Интеллигенция и революция» // Русская литература конца XIX — начала XX века в зеркале современной науки. В честь В. А. Келдыша. — М., 2008. — С. 91—96; Магомедова Д.М. «Переписывание классики» на рубеже веков сфера автора и сфера героя // Аспекты теоретической поэтики к 60-летию Н.Д. Тамарченко. — Тверь, 2001. — С. 212—218.
20. Ничипоров И.Б. Спор о типах художественного мышления (Валерий Брюсов о Чехове) / И.Б. Ничипоров // Молодые исследователи Чехова. 5 Материалы международной научной конференции (Москва, май 2005 г.). — М.: Изд-во МГУ 2005. — С. 3—8. Ничипоров И.А.П. Чехов в оценке русских символистов / И. Ничипоров // Молодые исследователи Чехова. 4 Материалы международной научной конференции (Москва, 14—18 мая 2001 г.). — М.: Изд-во МГУ, 2001. — С. 40—54.
21. Паперный З.С. Вопреки всем правилам Пьесы и водевили Чехова. — М., 1982. — 285 с.
22. Полонский В. Чехов и драматургия русских символистов (Д. Мережковский и Ф. Сологуб) / Вадим Полонский // Диалози с Чехов 100 години по-късно — София Факел, 2004. — С. 297—307.
23. Собенников А.С. «Чайка» Чехова и «Гроза прошла» Мережковского (К типологии героя-«декадента») / А.С. Собенников // Чеховиана: Чехов и «серебряный век» [сб. ст.]. — М.: Наука, 1996. — С. 195—199.
24. Степанов А.Д. Антон Чехов как зеркало русской критики / А.Д. Степанов // А.П. Чехов: pro et contra. — М.: Русская Христианская гуманитарная академия, 2002. — С. 976—1008 — (Русский путь).
25. Сухих И.Н. Сказавшие «Э!» Современники читают Чехова / И.Н. Сухих // А.П. Чехов: pro et contra. — М.: Русская Христианская гуманитарная академия, 2002. — С. 7—29 — (Русский путь).
26. Толстая Е. Поэтика раздражения Чехов в конце 1880 — начале 1890-х годов / Е. Толстая. — М.: РГГУ, 2002. — 366 с.
27. Чудаков А.П. Чехов и Мережковский два типа художественно-философского сознания / А.П. Чудаков // Чеховиана: Чехов и «серебряный век». — М., 1996. — Вып. V. — С. 50—68.
28. А.П. Чехов: pro et contra Творчество А.П. Чехова в русской мысли конца XIX — начала XX века (1887—1914) Антология. — СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2002. — 1053 с.
29. Чеховиана: Чехов и «серебряный век». — М.: Наука, 1996. — 320 с.
30. Ле Флемминг С. Господа критики и господин Чехов Антология. — СПб.; М.: Летний сад, 2006. — 672 с.
31. Скабичевский А.М. Текущая литература Новые рассказы А. Чехова «Человек в футляре». «Крыжовник». «О любви» («Р<усская> м<ысль>» №№ 7—8) / А.М. Скабичевский // Сын отечества. — 1898. — 4 сентября. — № 238.
32. Скабичевский А.М. Новые течения в современной литературе / А.М. Скабичевский // Русская мысль. — 1901. — Кн. XI. — С. 98.
33. Полонский В. Чеховский след в драматургии русских символистов. О «страсти уныния», «заложниках жизни» и «будущей радости». — [Электронный ресурс]. — URL: http://magazines russ ru/voplit/2007/6/po8.html (дата обращения: 15.04.2014).
34. Генри П. Чехов и Андрей Белый (Эмблематика, символы языковое новаторство) // Чеховиана: Чехов и «серебряный век. — М., 1996. — С. 80—90.
35. Калантаров Ю.А. Чехов и Владимир Соловьев скрытый диалог (Ненаучные размышления) // Чеховиана: Чехов и «серебряный век». — М., 1996. — С. 174—179.
36. Катаев В.Б. Чехов и Розанов // Чеховиана: Чехов и «серебряный век». — М., 1996. — С. 68—74.
37. Бушканец Л.Е. Необычные формы литературной критики (Образ писателя и стихотворения об А.П. Чехове в начале XX века). — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ksu.ru/f10/publications/2003/kritika.php?sodk=20 (дата обращения: 4.08.2014).
38. Карпеева Т.А. А.П. Чехов в восприятии П.Д. Боборыкина: мемуары, критика, беллетристика / Т.А. Карпеева // Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: [сб. ст. и материалов Международной научной конференции, 3—6 мая 2006 г.] / Казан. гос. ун-т. — 2011. — Вып. 3. — Казань, 2011. — С. 143—149.
39. Степанов А. Бродский о Чехове: отвращение, соревнование, сходство / А. Степанов // Звезда. — 2004. — № 1. URL: http://magazines.russ.ru/zvezda/2004/1/step17.html (дата обращения: 2.09.2013).
40. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Избранные труды / отв ред Ю.Д. Левин, Д.С. Лихачев. — Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1977. — 407 с.
41. Тынянов Ю.Н. Литературная эволюция избранные труды / Ю.Н. Тынянов. Сост., вступ. ст., коммент. Вл. Новикова. — М.: Аграф, 2002. — 495 с. — (Литературная мастерская).
42. Шкловский В.Б. Избранное: В 2 т. — М.: Художественная литература, 1983.
43. Эйхенбаум Б.М. «Мой временник». Художественная проза и избранные статьи 20—30-х годов / Б.М. Эйхенбаум. Сост. Ю. Бережновой. Вступ. ст. В Шубинской. — СПб.: ИНАПРЕСС, 2001. — 652 с.
44. Гудков Л. Литература и общество Введение в социологию литературы / Л. Гудков, Б. Дубин, В. Страда. — М.: РГГУ, 1998. — 80 с.
45. Дубин Б.В. Слово — письмо — литература. Очерки по социологии современной культуры / Б.В. Дубин. — М.: Новое литературное обозрение, 2001. — 416 с.
46. Прозоров В.В. Читатель и литературный процесс / В.В. Прозоров. — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1975. — 210 с.
47. Рейтблат А.И. Как Пушкин вышел в гении Историко-социологические очерки о книжной культуре Пушкинской эпохи / А.И. Рейтблат. — М.: Новое литературное обозрение, 2001. — 336 с.
48. Розанов И. Литературные репутации Работы разных лет / И. Розанов. — М.: Советский писатель, 1990. — 463 с.
49. История русской литературы XX век Серебряный век / Под ред. Ж. Нива, И. Сермана, В. Страды, Е. Эткинда. — М.: Прогресс-Литера, 1995.
50. Хренов Н.А. Публика в истории культуры / Н.А. Хренов. — М.: ГИИ, 2002. — 496 с.; Хренов Н.А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики / Н.А. Хренов. — М.: Наука, 1981. — 304 с.
51. Шкуратов В.А. Психика Культура История (Введение в теоретико-методологические основы исторической психологии). — Ростов: Изд-во Рост ун-та, 1990. — 228 с.
52. Грякалова Н.Ю. Человек модерна Биография — рефлексия — письмо. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2008. — 384. — с., ил.
53. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. — М.: Наука, 1989. — 177 с.
54. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. — М.: Искусство, 1989. — 296 с.
55. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма проблема «жизнетворчества». — Воронеж: Изд-во Воронежск ун-та, 1991. — 320 с.
56. Аверинцев С.С. Культура русского символизма в мировом контексте. К постановке вопроса // In memoriam Сергей Аверинцев / РАН ИНИОН. — М., 2004. — С. 223—238.
57. Кассирер Э. Философия символических форм. — М.—СПб., 2002. — 369 с.
58. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М.: Искусство, 1995. — 320 с.
59. Воскресенская М.А. Символизм как мировидение серебряного века Социокультурные факторы возникновения общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX—XX веков. — М.: Логос, 2005. — 236 с.
60. Ерохина Т.И. Личность и текст в культуре русского символизма / Т.И. Ерохина. — Ярославль: Изд-во ГОУ ВПО «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского», 2009. — 330 с.
61. Махлина С.Т. Семиотика культуры повседневности. — СПб.: Алетейя, 2009. — 232 с.
62. Сайко Е.А. Культур-диалог философии и искусства в эпоху Серебряного века Монография. — М.: Изд-во РАГС, 2004. — 144 с.
63. Ханзен-Леве А. Русский символизм Система поэтических мотивов Мифопоэтический символизм Космическая символика. — СПб.: Академический Проект, 2003. — 816 с. — (Серия «Современная западная русистика», т. 48)
64. Бушканец Л.Е. «Он между нами жил...» А.П. Чехов и русское общество конца XIX — начала XX века. — Казань, 2012. — 756 с.
65. Головачева. А.Г. Звук лопнувшей струны в «Вишневом саде» предшественники и современники / А.Г. Головачева // Памяти Г.А. Бялого. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. — С. 122—134; Головачева А.Г. «Мира восторг беспредельный» (О романтическом сознании героев Чехова и Блока) / А.Г. Головачева // Чеховские чтения в Ялте Чехов взгляд из 1980-х. — М.: ГБЛ 1990. — С. 96—110.
66. Доманский Ю.В. Вариативность драматургии А.П. Чехова Монография. — Тверь: «Лилия Принт», 2005. — 160 с.
67. Крылов В.Н. Русская символистская критика (1890—1910-е гг.) генезис, типология, жанровая поэтика: Дис. ... д. филол. н. / Крылов В.Н. — Казань: Казан. гос ун-т, 2007. — 508 с.
68. Лавров А.В. Русские символисты этюды и разыскания. — М.: Прогресс-Плеяда, 2007. — 632 с. 64 с.
69. Собенников А.С. Художественный символ в драматургии А.П. Чехова. — Иркустк: Изд-во Иркутск Унта, 1989. — 200 с.
70. Лотман Ю.М. Литературная биография в историко-культурном контексте // Лотман Ю.М. // О русской литературе. — СПб.: Искусство, 1991, Лотман Ю.М. О глубинных элементах художественного замысла (К дешифровке одного непонятного места из воспоминаний о Блоке) [Электронный ресурс] / Ю.М. Лотман. — URL http://philologosюnarodюru/lotman/apt/32.htm#62 (дата обращения: 18.01.2013)
71. Минц З.Г. Александр Блок и русские писатели / З.Г. Минц. — М.: Искусство, 2000. — 784 с.; Минц З.Г. Поэтика Александра Блока / З.Г. Минц. — СПб.: Искусство-СПБ, 1999. — 728 с. и др.
72. Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категория поэтики в сфере литературных эпох / С.С. Аверинцев, М.Л. Андреев, М.Л. Гаспаров, П.А. Гринцер, А.В. Михайлов // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. — М., Наследие, 1994. — С. 3—39.
73. Катаев В.Б. Реализм и натурализм / В.Б. Катаев // Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х гг.): В 2 т. Кн. 1. ИМЛИ РАН. — М.: Наследие, 2000. — С. 191—258.
74. Келдыш В.А. Реализм и неореализм / В.А Келдыш // Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х гг.): В 2 т. Кн. 1. ИМЛИ РАН. — М.: Наследие, 2000. — С. 259—336.
К оглавлению | Следующая страница |