Вернуться к О.В. Морозова. А.П. Чехов и художественное творчество символистов

Глава I. Чеховские мотивы и принципы художественной организации текста в творчестве символистов

А.П. Чехов — знаковая фигура переходного периода рубежа XIX—XX веков в истории русской литературы. Долгое время в литературоведении практиковался подход к изучению данной эпохи под разными, едва ли не противоположными углами зрения: существовали обособленно А.П. Чехов — писатель-реалист и «запоздалый классик» и декаденты, будущие символисты, на первых порах неуверенно пробивающие себе дорогу в литературу, а литературе — в мир новых художественных форм, искусства будущего. Складывалось впечатление, будто речь идет о двух совершенно разных эпохах.

В творчестве А.П. Чехова явственно обозначился переход от реализма к символизму. Как заметил однажды А. Белый, «Чехов — художник-реалист, который «не может не быть символистом». Его герои очерчены внешними чертами, а мы постигаем их изнутри. В мелочах, которыми они живут, открывается какой-то тайный шифр, всюду открывается что-то грандиозное. «Разве это не называется смотреть сквозь пошлость? А смотреть сквозь что-либо — значит быть символистом»1.

В своих произведениях писатель сумел запечатлеть эмоциональную матрицу эпохи рубежа XIX—XX веков. Звучащие в его пьесах (а для современников Чехов был, прежде всего, драматургом) мотивы упадка, скуки, уныния, напрасно прожитой жизни, одиночества, смерти, самоубийства и др. парадоксальным образом сочетающиеся с верой в будущее счастье «через двести-триста лет», а также ставшее объектом пристального внимания критиков изображение пошлости повседневного существования человека, маркируют литературу конца XIX в. и оказываются созвучны декадентским. Однако впервые этот комплекс мотивов возник на страницах чеховских произведений.

То, что А. Чехов сумел почувствовать и выразить настроения времени, с одной стороны, обеспечило ему благодарность, любовь и поклонение читателей, которые стали воспринимать автора «Чайки» и «Трех сестер» как писателя-друга, «выразившего их». С другой стороны, в 1880-е годы еще не изжили себя идеи народников, в литературе еще не отзвучали призывы к борьбе и подвигу, к самопожертвованию. Содержательная сторона чеховских пьес и других произведений не соответствовала данной тенденции, была лишена героического пафоса, и это было, как говорят структуралисты, «значимое отсутствие». По этой причине народническая критика заговорила о Чехове как о «нытике», «хмуром человеке» — так на писателя был наклеен «ярлык», который не спешили снять и критики из числа представителей «нового искусства». А за набором мотивов, ставшим приметой эпохи и впервые представленном в творчестве Чехова, было закреплено наименование «чеховщина».

В данной главе мы обращаемся к вопросу о влиянии творчества А.П. Чехова на художественную практику символистов. Отдельно рассматриваются поэзия, проза и драматургия представителей нового искусства в соотношении с творчеством писателя. Для каждого из родов литературы выбрано по одному автору, тексты которого наиболее наглядно, на наш взгляд, демонстрируют ту или иную грань того диалога, который выстраивают писатели-символисты с Чеховым на страницах своих произведений. Данный подход позволяет произвести более глубокий анализ отдельных текстов, которые, вместе с тем, отражают общую тенденцию творческого осмысления символистами художественного наследия А.П. Чехова.

Впервые главная роль в оценке творческих взаимоотношений между литераторами отводится анализу собственно художественных произведений, критические же высказывания, манифесты и различного рода декларации служат лишь необходимым дополнением.

Наша цель в данной главе — проследить, каково было влияние писателя на художественную практику символистов, определить, к какой из сторон — формальной или содержательной — относятся заимствования, как символисты выстраивают диалог с А.П. Чеховым в своих произведениях, с чем полемизируют, что творчески переосмысливают, какие образы используют.

Задачи главы:

1. Выделить различные группы чеховских мотивов в творчестве символистов.

2. Проследить характер функционирования определенной группы мотивов в лирике, драматургии и эпических произведениях символистов.

3. Определить особенности влияния поэтики чеховских произведений на творчество символистов, проявившиеся на различных уровнях организации художественного текста — формальном и содержательном.

4. Исследовать характер чеховских аллюзий и реминисценций в символистских произведениях на разных этапах творческого пути авторов.

Примечания

1. Белый А. [Бугаев Б.] «Вишневый сад» // Весы. — 1904. — № 2. — С. 46—48.