Вернуться к О.В. Спачиль. А.П. Чехов и Кубань

Введение

Предлагаемый научный труд, как мы надеемся, заинтересует историков отечественной литературы, в частности литературы Кубани. Не стремясь использовать какой-либо единый филологический метод, само существование которого в последнее время является предметом дискуссий1, мы поставили задачу уяснить вопрос о роли Кубани в жизни и творчестве А.П. Чехова: как отразилась в произведениях писателя, чем была для него, его семьи, для других писателей XIX столетия, как современники-кубанцы относились к А.П. Чехову, как оценивали его творчество и как отреагировали на его ранний уход. Это потребовало целого ряда исследовательских методов и приёмов — от изучения творческого мира и эпистолярного наследия автора, анализа и интерпретации текстов художественных произведений до работы в архивах с периодикой конца XIX — начала XX в. В связи со спецификой возникновения Кубанской области или Кубани, как называли эти земли в просторечии, немаловажным было рассмотреть отношение А.П. Чехова к казачеству как неотъемлемому явлению в жизни России и к казакам как народу, заселившему и охранявшему южные рубежи империи.

Необходимость публикации монографии продиктована отсутствием систематического научного изучения вопроса: до сих пор Кубань не была представлена в чеховедении ни в виде мифологемы, ни в виде реальной Кубанской области, куда писатель неоднократно хотел приехать. Расположенный в непосредственной близости к Таганрогу, где прошли девятнадцать лет жизни писателя из отпущенных ему сорока четырёх, этот край Российской империи почти не затрагивался в статьях и книгах исследователей-чеховедов. А между тем через тесные соседские отношения Таганрога и Кубани осуществлялось культурное влияние, следы которого мы находим в произведениях классика. Это влияние не отразилось в трактовках чеховского наследия, что, безусловно, обедняет современное представление о чеховской России.

Кубань как мифотопоним или мифологема использовалась многими авторами XIX в., о чем одним из первых сказал в середине 1960-х гг. К.В. Чистов. В ряде русских социально-утопических легенд XVII—XIX столетий Кубань упоминается как «край изобилия и воли»2, одно из мест, где жизнь широка и раздольна: «Практичный и трезвый, в целом мало склонный к мистицизму крестьянский ум должен был искать более реальных вариантов осуществления социальных (а вместе с тем и религиозных) чаяний и более реальных маршрутов «бегства». Вместе с другими крестьянами «бегуны» бежали в европейские и сибирские казачьи районы, несмотря на то, что уже в начале XVIII в. не только власти, но и сами казаки стремились препятствовать этому движению»3. В легендах о «далёких землях» Кубань, Кавказ, Беловодье не конкретные данности географии, а поэтическая аллегория вольной земли, образное воплощение мечты о ней. И художественная литература XIX — начала XX столетия изобиловала подобными примерами. В полном соответствии с подобной традицией, в русле бытовавших в Российской империи социально-утопических легенд, Кубань возникает как предполагаемая цель бегства и для героев А.П. Чехова.

Литература по вопросу «Чехов и Кубань» начала появляться в 1980—2000-х гг. благодаря трудам двух кубанских писателей-краеведов — Николая Федоровича Веленгурина4 (1924—1998) и Виталия Петровича Бардадыма (1932—2010)5. Их научно-популярные статьи и исследования стали отправной точкой для нашей книги.

В.П. Бардадым, проработавший всю жизнь рентгенологом, оставил после себя более 30 книг, в которых он буквально возвращал Кубани её историю, извлекал из забвения имена деятелей культуры, просветителей, зодчих, строителей — тех, чьими трудами заложен фундамент просвещенной жизни края. Его книга «Литературный мир Кубани»6 посвящена писателям, жизнь и творчество которых были связаны с Кубанским краем.

Замечательный краевед провел многие часы за работой в архиве и обнаружил в «Кубанских областных ведомостях» заметки о постановках на Кубани «Чайки», «Иванова»7, воспоминания кубанцев, лично знавших А.П. Чехова. В.П. Бардадым ссылался в своих книгах и статьях на эти материалы, однако их полные тексты так и остались достоянием архива. Время идет, газеты ветшают, доступ к ним всё более и более затруднён. Государственный архив Краснодарского края ведет работу по сохранению газет в цифровом формате, но труд только начат, далёк от завершения.

Публикация архивных материалов в наших статьях8 и настоящей монографии — первый шаг к тому, чтобы сделать старые газетные статьи общедоступными. Надо отметить, что некоторые из материалов обнаружены автором самостоятельно: некрологи — отклики на смерть А.П. Чехова, воспоминания кубанцев, критическая статья П.С. Воробьёвой, очерк А.Л. Зиссермана, безусловно, послужат ценным вкладом в изучение истории развития кубанской культуры. Широко привлекая архивные материалы, мы желали сделать их часть, непосредственно касающуюся жизни и литературной деятельности А.П. Чехова, доступной для наших современников. Таким образом, в приложении читатель найдёт многое из того, что печаталось на Кубани об А.П. Чехове до 1917 г. Некрологи, воспоминания, литературная критика публикуются в таком виде впервые, и сделано это прежде всего для любителей и исследователей творчества писателя, которые не имеют возможности самостоятельно познакомиться с редкими материалами в архивах.

Круг поставленных задач определил структуру книги: пять самостоятельных глав и приложение, включающее малодоступные архивные материалы. В первой главе «Таганрог и Кубанская область в XIX — начале XX в.» приведены основные даты жизни и творчества А.П. Чехова, необходимые для установления факта пребывания писателя на Кубани; рассмотрен топоним Кубань: уточнены объём понятия и значение, которые не всегда ясны даже для жителей современного Краснодарского края; проведён анализ тесных исторических связей Таганрога и Кубани.

Вторая глава «Чеховы в Кубанской области» содержит свидетельства первого упоминания фамилии Чехов в «Известиях общества любителей изучения Кубанской области» (ОЛИКО). Здесь представлен подробный рассказ о службе Александра Павловича Чехова на Новороссийской таможне, даны комментарии на базе историко-краеведческого материала, выдержек из произведений писателя Глеба Успенского и исследовательницы Кавказа графини Прасковьи Сергеевны Уваровой (1840—1884), известной как «пожизненный» председатель Императорского Московского археологического общества9.

Расширенный исторический контекст, по нашему мнению, необходим для восстановления картины прошлого и даёт читателю возможность сделать самостоятельные выводы о том, насколько тяжёлым испытанием была жизнь в Новороссийске для первых поселенцев. В главе повествуется о кратких эпизодах пребывания А.П. Чехова в этом городе.

В третьей главе рассмотрены художественные произведения Чехова (рассказы «Барыня», «Воры», драматический этюд «На большой дороге»10), в которых Кубань выступает как мифологема или мифотопоним, и эпистолярные свидетельства о том, какой виделась Антону Павловичу его поездка в Кубанский край.

Мифологизация Кубани в общественном сознании России XIX столетия лучше всего прослеживается при сравнении произведений Чехова с литературными трудами его современников. Такие параллели проводятся в четвёртой главе, где идет речь прежде всего о произведениях Е.Л. Маркова и М. Горького, к разбору привлечены упоминания о теплых реках и Кубани у Л.Н. Толстого и у гораздо менее известного сегодня литератора К.Ф. Головина. Сравнение с современниками даёт необходимый контекст, без которого понять реальный масштаб личности и творчества писателя подчас невозможно.

Когда-то Г.А. Бялый в работе «Чехов и русский реализм» поставил задачу «из огромного множества имён, явлений, фактов выбрать те, которые по своему духу и смыслу яснее всего соотносятся с Чеховым. У каждого писателя есть своя орбита, свой мир, свои сопредельные явления. Совершенно ясно, что в мир Чехова входят не Достоевский, не Тургенев, даже не Лев Толстой, хотя с каждым из них Чехов может быть сопоставлен и соотнесён. Мир Чехова — это Гаршин, Короленко, Глеб Успенский, это литературная критика последней четверти XIX века и это поэзия той же поры»11. Один из главных в этой орбите — Горький, который путешествовал по Кубани и Черноморскому побережью и знал эти края не понаслышке. Хотя отношение «певца босяков» к Кубани и казакам было в целом негативным, он не избежал общей тенденции — мифологизация образа Кубани присутствует в его рассказе «На плотах». Соотнесение с творчеством М. Горького наиболее рельефно оттеняет отношение к Кубани и кубанцам А.П. Чехова.

Заключительная, пятая глава посвящена восприятию личности и творчества Чехова кубанцами. В первой биографии А.П. Чехова, написанной его современником Александром Алексеевичем Измайловым (1873—1921), говорится, что к концу его жизни пришла настоящая известность, слава. Не нужно забывать, что на рубеже XIX—XX вв. пространство Российской империи уже стало медийным. Корреспонденты, оперативно передавали информацию своим редакциям по телефону и телеграфу. На всех станциях железной дороги в киосках продавали свежие газеты12. Широкая известность и слава писателя имели и обратную сторону: повсюду появлялись его двойники, от его имени брали взаймы, общались с женщинами, приписывали ему посещение городов, где он никогда не бывал13. Несмотря на некоторые издержки славы, Чехова знали как писателя, любили и уважали как доброго и деятельного человека. Как и другие жители страны, кубанские читатели искали в его произведениях и у него лично ответы на волновавшие их вопросы.

Воспоминания А. Ракова и Ф.А. Щербины — живое свидетельство общения с писателем, интереса к нему. В то же время эти мемуарные заметки дают ценный материал для понимания отношения Чехова к феномену казачества. Некрологи и критическая статья П.С. Воробьёвой, с одной стороны, свидетельствуют о вовлеченности Кубани в общие культурные процессы в России, с другой — показывают искреннюю скорбь и желание воздать должное А.П. Чехову-земляку, южанину по происхождению.

Публикация обширного очерка А.Л. Зиссермана «Поездка на Кубань» напрямую с именем А.П. Чехова не связана. Полковник кавалерии Арнольд Львович Зиссерман (1824—1897), прослуживший более 25 лет на Кавказе, оставил яркие зарисовки жизни в Кубанском крае. Из его рассказа мы узнаём некоторые детали похищения и смерти казачьего атамана — генерала Я.Г. Кухаренко, особенности ведения хозяйства и торговли пшеницей в крае. Но, что особенно важно, перед нами предстаёт рассказ очевидца, наблюдавшего печальные судьбы стихийных переселенцев на Кубань и Кавказ.

В качестве иллюстраций к монографии использованы репродукции живописных произведений члена Союза художников России, заведующей кафедрой графики, доцента кафедры живописи и композиции Кубанского государственного университета Елены Ивановны Саяпиной (род. 1975 г.)14. Пейзажи Е.И. Саяпиной — радостный гимн в красках малой родине. Картины, отобранные для настоящего издания, взяты с выставки «Моя Кубань» и дают представление о том, какой ландшафт предстаёт перед глазами путешественников в этих краях. Картины запечатлели бывшую Кубанскую область такой, какой её мог увидеть А.П. Чехов.

Примечания

1. Николаев С.И. О филологическом методе (насущные заметки) // Литературный факт. 2016. № 1—2. С. 370—379; Ранчин А.М. К вопросу о филологическом методе: по поводу статьи С.И. Николаева. URL: http://litfact.ru/ru/31-k-voprosu-o-filologicheskom-metode-po-povodu-stati-s-i-nikolaeva (дата обращения: 05.07.2017).

2. Чистов К.В. Русские социально-утопические легенды XVII—XIX вв. М.: Наука, 1967. С. 310.

3. Там же. С. 249.

4. Веленгурин Н.Ф. О братьях Чеховых // Дорога к Лукоморью: оч. Краснодар: Краснодар. кн. изд-во, 1984. С. 166—196.

5. Бардадым Виталий Петрович // Энциклопедия Кубанского казачества / под общ. ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар: Традиция, 2011. С. 31—32; Бардадым Виталий Петрович // Трехбратов Б.А. Кто есть кто в кубановедении: библиогр. слов.-справ. Краснодар: Традиция, 2014. С. 47—49.

6. Бардадым В.П. Литературный мир Кубани. Краснодар: Сов. Кубань, 1999.

7. Он же. Шедевр Чехова // Литературный мир Кубани. Краснодар: Сов. Кубань, 1999. С. 40—41.

8. Раков А. Из воспоминаний об А.П. Чехове (Публикация и комментарий О.В. Спачиль) // Вестник СПГУТД. Сер. 2. 2017. № 2. С. 95—102.

9. Алиева А.И. Забытые страницы истории российского академического кавказоведения рубежа XIX—XX веков // Вестник Российского гуманитарного фонда. 2015. № 4 (81). С. 112—127.

10. Все произведения А.П. Чехова цитируются по: Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. М.: Наука, 1974—1983. По сложившейся в чеховедении традиции в круглых скобках указаны: С — сочинения, П — письма, римской цифрой — том, арабской — страница.

11. Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. Л.: Сов. писатель, 1981. С. 3.

12. См., например: Басинский П.В. Лев Толстой: Бегство из рая. М.: Астрель, 2011. С. 9.

13. Измайлов Ал.А. Чехов. Биография. М.: Захаров, 2003. С. 348.

14. Саяпина Е.И. Живопись. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016.