Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге 17 января 1860 г.; отец его был из крепостных. По окончании местной гимназии Чехов поступил в Московский университет, который окончил по медицинскому факультету в 1884 г., с званием лекаря.
Медицинской практикой А.П. не занимался, а еще будучи студентом стал писать мелкие рассказы под псевдонимом Чехонте в «Стрекозе», «Осколках» и других юмористических журналах, а потом в «Новом времени» и «Санкт-Петербургской газете». В 1886 г. вышел первый сборник его рассказов, а в 1887 г. — второй «В сумерках».
Публике его рассказы очень нравились, а критика увидела в нем тонкого художника-юмориста и давала восторженные отзывы о его произведениях. Под влиянием этого А.П. оставил легкий жанр и отдался исключительно серьезной писательской деятельности, которая и создала ему почетную известность за границей и у нас поставила его в ряду первоклассных писателей. Сборники его выдержали по 13—14 изданий.
В своих веселых рассказах (пев. Чехонте) А.П. изображал обычно отдельные юмористические сценки. В них он рисовал жизнь в ее повседневной обстановке, с ее мелочами, пустотой и безумием. Взяточничество, интриги среди интеллигенции, пресмыкательство перед имущими власть и т. д. — вот те картинки, которые в чудной форме — полной остроумия, мягкости выражений и определений рисовал Чехонте. Наряду с полными веселости и юмора рассказами у него попадаются рассказы и полные драматизма, напоминающие Достоевского («Муж», «Тоска» и др.). Своих героев в этих рассказах Чехов выставлял только в известный момент, сказавши о прошлом его два-три слова. Но благодаря меткости характеристики, благодаря художественной реальности, герои стоят перед вами как живые. К этому разряду произведений Чехова относятся «Человек в футляре», «В овраге», «Винт», «Чиновник в мундире» и др.
Рассказы Чехонте не шли дальше передачи мелочей повседневной жизни, и только позднейшие серьезные произведения Чехова носят отпечаток общественности. Но и здесь он ставил себе задачи наиболее верно передать известное явление в качестве постороннего наблюдателя. Он одинаково насмешливо относился к увлечениям шестидесятников и восьмидесятников, к увлечению земствами и т. д. За эту объективность А.П. Чехова обвиняли в холодном равнодушии. Так Н.К. Михайловский говорил, что «Чехов направлял свой превосходный художественный аппарат на ласточку и на самоубийцу, на муху и слона, на слезы и воду». Но после близкого и всестороннего знакомства с произведениями А.П. эти упреки больше не будут повторяться. Он — превосходный аналитик современного нам общества, особенно в средних его слоях, и его нельзя винить за то, что он верно отражает типические явления измельчавшей и опошлевшей действительности. К этому последнему периоду писательской деятельности А.П. Чехова относятся «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад.
Примечания
Х.В. Указ. соч. С. 3.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |