Вернуться к Л.Р. Малиночка. А.П. Чехов и Н.С. Лесков: проблема преемственности

Заключение

Ряд проведенных исследований дает возможность проследить отношение А.П. Чехова и Н.С. Лескова к различным явлениям жизни русского общества, наложившим, в свою очередь, отпечаток на творчество обоих авторов. Вся их работа несет на себе след общественных и литературных процессов, современниками которых являлись писатели. Изучение творческого наследия Лескова и Чехова в соотнесении друг с другом на фоне исторических событий позволяет уяснить, насколько весомой в творческой судьбе Чехова была роль тех уроков, которые дал ему маститый Лесков, определить, какими способами и в каких формах реализовывалась в художественном мире Чехова лесковская традиция, как происходило притяжение и отталкивание двух писателей. Разыскания, проведенные в данной области, дали возможность выявить особенности воплощения лесковских традиций, определить степень и границы влияния старшего современника на молодого коллегу. Для более полного и всестороннего охвата творческих взаимосвязей в диссертационном исследовании анализируются тексты, созданные писателями на различных этапах их деятельности.

Сопоставление творчества авторов в аксиологическом аспекте позволяет сделать вывод о том, что в творческом сознании Чехова Лесков занял особое место. В этом свою роль сыграло их личное знакомство, а также то, что ни Лесков, ни Чехов не были ангажированы какой-либо политической силой или партией, оба стремились к объективности в оценках. Общность мировоззрения и мировосприятия писателей обусловливает ряд отчетливых пересечений в проблематике их творчества. Одной из основных тем, нашедших свое отражение в каждом периоде творчества обоих классиков, стала проблема народа. Самостоятельно осуществляя переработку и трансформацию этого направления, писатели приходят к общему мнению о необходимости культурного переворота в жизни общества. Поднятие уровня просвещения каждой ступени общественного устройства представляется им наиболее действенным оружием в борьбе с невежеством и отсталостью.

Наличие в произведениях рассматриваемых авторов большого количества героев, непосредственно связанных с церковью, позволяет говорить об осознании писателями того особого значения духовной составляющей в жизни общества, которую олицетворяло христианство. Исследования в данной области способствовали более точному и глубокому пониманию связи художественного мира Н.С. Лескова и А.П. Чехова с православием. Кризис института официальной церкви был очевиден классикам. В этом кроется специфика их подхода к обозначенной проблеме. И, прежде всего, юмористический аспект в изображении повседневной жизни служителей церкви.

Нигилистическое движение и его сторонники стали еще одним значимым вопросом, нашедшим свое отражение на страницах произведений рассматриваемых писателей. Наблюдения в этой области позволили проследить эволюцию героев-нигилистов и сделать вывод о том, что ни у Н.С. Лескова, ни у А.П. Чехова они не являются статичными фигурами, а подвергаются трансформации и переосмыслению. Очевидно также и то, что, эволюционируя, нигилистическое движение в представлении писателей изживает себя. Поэтому модное направление, охватившее значительное количество молодых людей, не нашло поддержки в сознании, и, как следствие, в их творчестве. В своих антинигилистических романах Н.С. Лесков впервые рассматривает нигилистов, не как отдельные личности, а как широкое движение российского общества, которое он осуждает и не принимает. Отсюда резкие памфлетно-карикатурные образы. А.П. Чехов на протяжении всей жизни был далек от любых политических и литературных партий. В его понимании основой любых преобразований должна быть высокообразованная личность, нравственность которой базируется на лучшем опыте предыдущих поколений. Поэтому чеховские нигилисты, отрицающие прошлые достижения и не создавшие новых, предстают перед читателем болезненными, меланхолическими, не способными на серьезные поступки людьми. Таким образом, в решении и художественном воплощении вопросов о народе, религии, нигилизме Чехов оказался ближе именно к Лескову, который осмысливал эти проблемы не с социально-политической, как казалось современной ему критике, точки зрения, а с философской, нравственно-этической, национально-исторической.

Особый характер чеховского творчества объясняется соединением в нем различного опыта писателей предыдущего поколения. Художественные поиски Н.С. Лескова оказались настолько близки и понятны А.П. Чехову, что их детальное изучение позволяет говорить о наличии преемственной связи Н.С. Лескова и А.П. Чехова не только в области аксиологии, но и в части поэтики. Преемственная связь в этой области проявляется в использовании несобственно-прямой речи и приемов комического, в сфере бытописания и детализации.

Лесков тщательно работал над расширением возможностей одновременной передачи мыслей и чувств героя и повествователя посредством несобственно-прямой речи. Отличие Чехова от Лескова в этом аспекте обусловлено тем, что использование несобственно-прямой речи позволило ему перевести настроения и переживания отдельно взятого конкретного персонажа в разряд общечеловеческих и было характерно не только для жанра рассказа, но и повести.

Заметное влияние оказал Н.С. Лесков на умение А.П. Чехова создавать юмористические зарисовки. Удачно найденный Н.С. Лесковым приём «обытовления», «прозаизации» А.П. Чехов успешно использует в своих писательских опытах, развивая и дополняя его собственными наработками.

Фундаментом литературно-эстетических взглядов Н.С. Лескова является принцип воспроизведения художником действительности оптимально приближенной к реальности. Отсюда пристальное внимание автора к бытовым мелочам, умение с помощью небольших деталей увеличить содержательную емкость произведения. Особое внимание к незначительным, на первый взгляд, деталям проявляет и А.П. Чехов. Его умение ставить серьезные вопросы путем изображения бытовых зарисовок, безусловно, роднит этих авторов. Таким образом, проведенный текстуальный анализ дает возможность убедиться, что способность А.П. Чехова говорить о глобальных проблемах на уровне быта унаследовано им от Н.С. Лескова.

Как большинство крупных художников и Н.С. Лесков и А.П. Чехов, вырабатывая собственную неповторимую художественную манеру и стараясь преодолеть классические каноны, экспериментировали в различных жанрах. Это привело к созданию ими оригинальных, нестандартных видов повествования. Но работа над новыми образцами была бы невозможна без тщательного изучения прежнего опыта.

Поэтому влияние Лескова на мастерство Чехова заметно и на уровне жанровой составляющей, прежде всего в области малых жанров: водевиля, рассказа-притчи, «святочного» рассказа. В творчестве обоих писателей малые жанры наполнились глубоким социальным и нравственно-философским содержанием. Жанровое новаторство Лескова и Чехова проявилось, прежде всего, в том, что этим писателям удалось создать широкую панораму русской жизни не в жанре традиционного романа, а с помощью множества небольших рассказов и повестей, сложившихся в целостную повествовательную систему.

Незначительный драматургический опыт Лескова не позволяет нам говорить о непосредственных преемственных связях писателей в этой области. Но в данном случае интересен ход мыслей, степень писательской интуиции Лескова, проявившиеся в его единственной пьесе «Расточитель», где он лишь схематично обрисовал те драматургические приемы, которые впоследствии будут с успехом развиты Чеховым. Совпадение этих особенностей дает нам право говорить об общности художественных целей и творческих устремлений писателей.

Написание произведений в жанре святочного рассказа, разочарование и потеря интереса к нему, — все это объединяет писателей. Размышления над природой сверхъестественного, иррационального, использование традиционных приемов в совершенно новом свете, попытка переработки святочного канона с целью придания ему современного звучания, начатая Лесковым и развитая Чеховым, также позволяет говорить о наличии преемственных связей.

Легенды и притчи в творчестве Н.С. Лескова выделяются особо. В русской литературе не так много писателей, активно работавших в этом жанре. Популярность его образцов основывается на способности автора создать произведение в том стиле, который будет наиболее востребован читателем. Желание Лескова донести до широкого круга христианские истины в занимательной и понятной всем форме лежит в основе его стремления стилизовать собственные произведения под легенды Пролога. Жанром легенды Чехов пользовался не часто, однако прием стилизации, широко эксплуатирующийся в его работах, иного плана. Он не стремится к утверждению библейских истин. Чеховские притчи теряют каноническую назидательность и становятся наиболее приближенными к реальности. В них всегда есть два полюса, между которыми читатель должен выбирать самостоятельно. Его произведения не дают однозначного ответа на вопрос о правильности поступков героев и оставляют решение за читателем.

Таким образом, ряд рассмотренных конкретных вопросов, затрагивающих проблемно-тематические переклички в творчестве писателей, индивидуальные стилевые манеры в части их пересечения, общую часть жанрового репертуара лесковских и чеховских произведений, позволяют создать целостное представление о наследовании Чеховым определенных принципов литературной работы Лескова.