В первой главе нашей работы было показано, что существуют схождения между творчеством и мировоззрением Чехова и «первым позитивизмом», что писатель испытывал влияния как позитивизма непосредственно, так и общего духа современной ему позитивиствующей эпохи. На наш взгляд, прежде всего в области гносеологии обнаруживаются несомненные схождения между мировоззрением Чехова и позитивизмом. Такие характеристики человеческих знаний о мире, как их предположительность и относительность, в представлении Чехова, оказавшие серьезное влияние на его поэтику, имеют аналогию в гносеологии позитивизма. В нескольких произведениях Чехов отдал дань и позитивистскому агностицизму. Обращаясь к теме относительности человеческих представлений о мире и о себе в творчестве Чехова, мы настаиваем на влиянии именно позитивизма, поскольку философы-неокантианцы и сам Кант (другие возможные источники влияния) крайне редко упоминаются и не цитируются в произведениях и письмах Чехова.
Следующая весьма значимая область схождений — повышенное внимание к «жизни человеческого тела» в его влиянии на психическую сторону жизни людей, попытки объяснить явления жизни с помощью обращения к психофизиологическим особенностям тех или иных типов личности и даже с помощью психиатрии. Чехов-врач неотделим от Чехова-художника.
В то же время писатель выступал против крайностей позитивизма. Мировоззрение Чехова даже раннего этапа его творчества нельзя полностью свести к позитивизму.
Чехов постепенно уходил от позитивизма, с начала 90-х годов количество схождений и их значимость неуклонно уменьшаются, но отношение писателя к человеческим знаниям как к всего лишь предположительным остается неизменным и оказывает едва ли не все возрастающее влияние на поэтику Чехова.
Многие философы и мыслители русского религиозно-философского ренессанса шли от позитивизма и материализма к религиозной и идеалистической философии, к экзистенциализму. Уходил от позитивизма и Чехов.
Писатель мог бы пойти по пути В.С. Соловьева и его последователей, и мы видели, что этот путь не только интересовал писателя, но он, так сказать, и примерял его к себе.
Несомненно то, что Чехов мог бы пойти путем религиозных исканий. Если Чехов в известном письме С.П. Дягилеву говорит о том, что современное «религиозное движение» (очевидно, что писатель имеет в виду прежде всего Религиозно-философское общество) есть «пережиток, уже почти конец того, что отжило или отживает», то в том же письме он все-таки утверждает, что «теперешняя культура — это начало работы во имя великого будущего, <...> для того, чтобы хотя в далеком будущем человечество познало истину настоящего Бога» (П., XI, 106). Современную ему культуру писатель не отделяет от поисков «истины настоящего Бога».
Чехов не идет вслед за В.С. Соловьевым и символистами или за Д.С. Мережковским. В эпоху русского религиозно-философского ренессанса он, испытывая различные влияния, прокладывает свой путь самостоятельно. Вопрос о том, каков же был этот путь, во многом остается не решенным, хотя и обнаруживаются несомненные схождения между творчеством и мировоззрением писателя и философией Шопенгауэра, оказавшей влияние на Чехова, экзистенциализмом, В.С. Соловьевым и символистами.
На наш взгляд, исследуя мировоззрение А.П. Чехова, писателя, для которого человеческие представления о мире являются всего лишь предположительными, который допускал как возможные различные точки зрения на явления жизни, — исследуя мировоззрение мыслителя такой ориентации, следует не столько стремиться определить четкие рамки его мировоззрения, сколько пытаться выявить границы того поля, внутри которого порой, может быть, как маятник, двигалась мысль писателя.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |