Диссертационная работа посвящена исследованию чеховского влияния на русскую драматургию 1920-х годов. Актуальность исследования обусловлена тем, что вопрос о преемственности является одним из ключевых для понимания закономерностей литературного процесса. В 1920-е годы декларативное отвержение традиции или подчеркнутое следование ей носили характер идейного и эстетического манифеста, а наступление «новой фазы в истории человечества» предполагало возможность появления новых законов развития литературы и театра. При изучении русской литературы 1920-х годов проблема литературного влияния вызывает пристальное внимание, особенно в последние годы, но исследование в основном ведется на материале эпических и лирических произведений. Своеобразное преломление чеховской традиции прослеживается в русской драматургии 1920-х годов.
Теоретической и методологической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных литературоведов по проблемам теории, истории и поэтики литературы: А.Н. Веселовского1, В.М. Жирмунского2, Л.С. Выготского3, М.М. Бахтина4, Ю.М. Лотмана5, Д.С. Лихачева6, Е.М. Мелетинского7, а также работы ученых, обращающихся к разработке проблемы психологии творчества и пространственно-временного видения как важнейших элементов художественного мира писателя. Из исследований, посвященных литературному процессу 1920-х годов, необходимо выделить труды С.И. Шешукова «Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х годов»8, Н.В. Корниенко «Нэповская оттепель»: становление института советской литературной критики»9, «История русской литературы XX века. 1920—1930-е годы. В поисках новой идеологии» под редакцией О.А. Казниной10. В характеристике художественных особенностей творчества А.П. Чехова, новаторства его драматургии исследование опирается на труды виднейших ученых-чеховедов. Это монографии А.П. Скафтымова11, Г.А. Бялого12, Г.П. Бердникова13 и Е.Б. Тагера14, которые определили направление изучения чеховской драматургии. В трудах В.Б. Катаева15, А.П. Чудакова16, Э.А. Полоцкой17, Т.К. Шах-Азизовой18, З.С. Паперного19 подробно исследуется характер конфликта и действия в чеховской драме, они дают трактовку художественного произведения как целостной системы. Существенное значение имеют также работы ученых-театроведов: П.А. Маркова20, К.Л. Рудницкого21, И.Н. Соловьевой22. Проблеме сценичности пьес А.П. Чехова посвящены исследования режиссеров XX века — К.С. Станиславского23, В.И. Немировича-Данченко24 и позднее Г.А. Товстоногова и А.В. Эфроса, П. Брука и Дж. Стреллера, Т. Стоппарда и многих других.
О новаторстве А.П. Чехова и полифонической природе его пьес писали Б.И. Зингерман25, З.Я. Паперный, Н.Я. Берковский26, А.П. Чудаков. Э.А. Полоцкая отмечала, что, начиная с «Чайки», «широта художественных открытий Чехова-драматурга... предопределила его влияние на самые различные эстетические системы»27. Особый интерес представляет работа Ю.В. Доманского «Вариативность драматургии А.П. Чехова»28, в которой автор пытается найти некую общую концепцию понимания драматической системы А.П. Чехова. В статьях, опубликованных в серии сборников «Молодые исследователи А.П. Чехова»29, О. Исакова, А. Журавлева, Е. Виноградова, Т. Шахматова и др. применяют культурологический подход к филологическим исследованиям.
Среди работ, посвященных русской драматургии 1920-х годов, необходимо назвать в первую очередь фундаментальные исследования А.О. Богуславского и В.А. Диева «Русская советская драматургия. Основные проблемы развития», «Краткая история русской советской драматургии»30, в которых дан широкий обзор драматургии 1920-х годов и подробный анализ пьес в их жанровом разнообразии. Важные наблюдения и выводы содержатся также в книге А.З. Юфит «Революция и театр»31, в которой намечены новые пути развития театра 1920-х годов на основе подробного исследования богатого архивного материала и периодической печати. В монографии В.С. Жидкова «Театр и власть. 1917—1927. От свободы до «осознанной необходимости»32 автором исследуется синтез искусств, в частности, влияние кинематографа на драматургию. В.С. Жидков уделяет большое внимание проблеме соотношения театра и власти, а также экспериментальному началу постановок того времени. Историк театра П.И. Зингерман в работе «Очерки истории драмы XX века»33 прослеживает пути развития новой европейской драмы и непосредственную связь А.П. Чехова с ней. Работа П.И. Зингермана послужила основой диссертационного материала, касающегося интертекстуальности чеховских драм. Хрестоматия под редакцией И.А. Канунниковой и Л.П. Кременцова «Русская драматургия XX века»34 ценна тем, что в ней представлены пьесы 1920-х годов, изучение которых дает объемное понимание литературного процесса начала XX века. Серьезной фактологической опорой для диссертации стали учебные пособия и сборники документов «История советского театроведения»35, «Культурная жизнь в СССР. Хроника. 1917—1927»36, «Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр. 1917—1932»37.
В исследованиях Ю.Б. Неводова «Советская героическая драма 20-х годов (проблематика, структура, жанр)»38 и Л.Г. Тамашина «Советская драматургия в годы гражданской войны»39 обозначены основные проблемно-тематические и жанровые направления драматургии 1920-х годов, даны общие закономерности, определяющие ее формирование. Хрестоматия Г.А. Белой «Опыт неосознанного поражения. Модели революционной культуры 20-х годов»40 интересна обилием фактического материала и подробным анализом социокультурного контекста эпохи.
Отдельного внимания заслуживает сборник трудов «Из истории советской науки о театре. 1920-е годы»41. Статьи А.А. Гвоздева, В.Н. Всеволодского-Генгросса, А.И. Пиотровского, П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева посвящены рассмотрению истории театроведения и его связи с литературной традицией.
Особый интерес в работе над жанровым содержанием драматургии 1920-х годов представляет книга В.Е. Головчинер «Эпическая драма в русской литературе XX века»42, в которой подробно разбирается понятие «эпическая драма» и анализируются пьесы 1920-х годов. В монографии Н.А. Гуськова «От карнавала к канону: Русская советская комедия 1920-х годов»43 и сборнике И.Л. Вишневской «Парадокс о драме: Перечитывая пьесы 20—30-х годов»44 рассмотрены малоизученные пьесы 1920-х годов в связи со спецификой комедийного жанра.
Отдельно необходимо назвать работы, в которых учитывается чеховское влияние на русскую драматургию 1920-х годов. С.С. Васильева в диссертации «Чеховская традиция в русской одноактной драматургии XX века: поэтика сюжета»45 прослеживает чеховское влияние на сюжетную структуру и образную систему одноактных пьес 1920-х годов. В работе О.А. Долматовой «Драматургия М.А. Булгакова: формы взаимодействия с русской литературной традицией»46 автор проводит сравнительный анализ пространственно-временного решения пьес А.П. Чехова и М.А. Булгакова. Н.Е. Титкова в диссертации «Проблема русской литературной традиции в драматургии М.А. Булгакова»47 сопоставляет «Дни Турбиных» М.А. Булгакова с драмами А.П. Чехова и находит глубокие переклички в области проблематики, построении конфликта, жанра и системы персонажей. О пространственно-временной категории в творчестве А.П. Чехова и М.А. Булгакова также писали А.П. Скафтымов, М.О. Чудакова48, А.С. Собенников49, Ю.М. Лотман50, Л.М. Яновская51.
В фокусе исследовательского внимания находятся и критические статьи об А.П. Чехове конца XIX — начала XX века, изучение которых помогает понять некоторые сложившиеся стереотипы, определявшие отношение к наследию Чехова в послереволюционные годы. Это работы А.Р. Кугеля52, Н.Е. Эфроса53, А. Белого54, Л.И. Шестова55, В.В. Воровского56, Л.Я. Гуревич57, Ю.И. Айхенвальда58. Особый научный интерес представляет антология А.П. Кузичевой «А.П. Чехов в русской театральной критике»59, которая охватывает отклики на постановки драматургических и прозаических произведений А.П. Чехова на русской сцене конца XIX — начала XX века. Антология ценна тем, что содержит журнальные и газетные материалы о драматических произведениях А.П. Чехова, сценической истории его пьес и инсценировок, а также рецензии и заметки о творчестве драматурга.
Драматургия 1920-х годов рассмотрена в диссертации в литературном и театральном контексте. Поэтому важным источником данной работы является комплекс материалов периодической печати, связанных как с премьерными представлениями, так и со сценической жизнью исследуемых спектаклей, а также дискуссия, развернувшаяся на страницах журналов 1920-х годов об актуальности чеховской традиции. С этой точки зрения особый интерес представляют выступления А.В. Луначарского60, В. Львова-Рогачевского61, Ю. Соболева62, А. Дейча63, А. Дермана64 и др.
Именно в 1920-е годы были заложены основы театроведения XX века, а также были обозначены критерии оценки пьесы и спектакля. Об этом пишет в своей работе «История русской театральной критики» Ю.К. Герасимов65. Этой теме посвящена также монография О.Н. Купцовой «Из истории становления советской театральной критики (1917—1926)»66, в которой автор пишет о критике исследуемого периода и появлении новой методологии в изучении драматургии и театра.
Предметом и материалом исследования послужило драматургическое наследие А.П. Чехова и писателей 1920-х годов. Исследование драматургии Чехова опирается на анализ основных его пьес, а также сцен — монологов и драматических этюдов: «На большой дороге», «Ночь перед судом», «Татьяна Репина», «Медведь», «Предложение», «Свадьба», «Иванов», «Леший», «Дядя Ваня», «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад». При работе над диссертацией был исследован широкий пласт драматургии 1920-х годов: пьесы А.И. Безыменского, В.Н. Билль-Белоцерковского, Вс. Вишневского, Ф.В. Гладкова, Вс. Иванова, А.Е. Корнейчука, А.П. Платонова, И.А. Кочерги, Б.А. Лавренева, Л.М. Леонова, А.В. Луначарского, В.В. Маяковского, В.В. Набокова, Ю.К. Олеши, Н.Ф. Погодина, Б.С. Ромашова, Л.Н. Сейфуллиной, А.Н. Толстого, К.А. Тренева, С.М. Третьякова, А.М. Файко, Е.Л. Шварца, В. Шкваркина, Н.Р. Эрдмана и других драматургов. В итоге для подробного рассмотрения были отобраны пьесы А.Н. Афиногенова, М.А. Булгакова, В.П. Катаева, анализ которых позволяет показать различные стороны чеховского влияния на драматургию 1920-х годов.
Объектом исследования являются художественные особенности драматургии А.П. Чехова и драматургов 1920-х годов. Цель исследования — определение роли наследия А.П. Чехова в русской драматургии 1920-х годов. Включенность драматургов 1920-х годов в диалог с художественным мышлением А.П. Чехова определяет в работе угол зрения на проблему.
Поставленная в работе цель позволила сформулировать следующие задачи:
1. Исследовать литературно-критические, театрально-критические, литературоведческие и театроведческие суждения об А.П. Чехове в конце XIX — начале XX века и в 1920-е годы, определить отношение к наследию А.П. Чехова в исследуемый период.
2. Проанализировать основные черты поэтики драматургов, в творчестве которых прослеживается связь с А.П. Чеховым.
3. На основании проведенного исследования сделать вывод о наличии в рассматриваемых произведениях преемственных связей с драматургией А.П. Чехова. Определить причины обращения драматургов 1920-х годов к творчеству А.П. Чехова, а также исследовать результаты этого взаимодействия и выявить причины изменения отношения к чеховской традиции.
Для решения поставленных задач использованы структурный, сравнительно-типологический методы, учитывались возможности интертекстуального анализа.
Научная новизна диссертации заключается в выбранном материале и ракурсе исследования. Впервые предпринята попытка целостного анализа чеховского влияния на русскую драматургию 1920-х годов. Новизна диссертации заключается также в том, что в работе сопоставляется восприятие А.П. Чехова в 1920-е годы и осмысление чеховской драматургии и поэтики, сформировавшееся в литературоведении на протяжении XX века.
Научные выводы исследования базируются на рассмотрении драматических произведений 1920-х годов с точки зрения восприятия чеховской традиции на разных уровнях: развитие, отталкивание, игнорирование. Это позволяет определить как роль влияния чеховского творчества в целом, так и степень использования художественных открытий А.П. Чехова в области проблематики и тематики пьес, а также жанра, конфликта, хронотопа, символики и других элементов поэтики.
Исследование чеховского влияния на русскую драматургию 1920-х годов проводится по двум основным направлениям, определяемым жанровой формой произведений: в комедиях — на материале водевиля В.П. Катаева «Квадратура круга» и пьесы М.А. Булгакова «Зойкина квартира», и в драмах — на примере пьес А.Н. Афиногенова «Волчья тропа», «Малиновое варенье», «Чудак», «Страх» и М.А. Булгакова «Дни Турбиных». В работе представлен широкий исторический и культурный контекст исследуемого периода, а также проанализированы материалы периодической печати 1920-х годов.
Научно-теоретическая значимость заключается в том, что в диссертации определяются конкретные формы художественного взаимодействия русской драматургии 1920-х годов с творчеством А.П. Чехова, что позволяет точнее понять ее специфику и закономерности идейно-эстетического развития.
Научно-практическая значимость диссертации связана с возможностью использования ее результатов в вузовском образовательном процессе, на спецкурсах и семинарах, при разработке лекционных и практических курсов по истории русской драматургии XX века, а также современной драматургии. Работа имеет важное практическое значение в построении курса истории русского драматического театра, и в частности, в разработке тем, связанных с эстетическими поисками рубежа XIX—XX веков. Положения и выводы диссертации могут быть использованы также в деятельности специалистов, исследующих проблему традиций и новаторства в литературе и искусстве, а также могут найти практическое применение в работах театроведов и создателей спектаклей.
Структура кандидатской диссертации определена основными целями и задачами, решаемыми в ней. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы, насчитывающего 366 наименований.
1. В 1920-е годы оценки актуальности чеховского наследия для современной советской драматургии меняются — от практически полного отрицания в начале 1920-х годов до признания его значимости в конце 1920-х годов.
2. Изменение в отношении к чеховской традиции в литературе происходит, с одной стороны, в связи с общими процессами, связанными с усилением внимания к классическому наследию, а с другой стороны, под влиянием художественной практики писателей, обращавшихся к чеховской традиции, и сценического воплощения их пьес — в первую очередь, на сцене МХАТ.
3. Русская драматургия 1920-х годов воспринимает творчество А.П. Чехова на разных уровнях: игнорирование, отталкивание, развитие. Отрицание значимости чеховского наследия для новой советской литературы в начале 1920-х годов связано с укоренившимися стереотипами восприятия А.П. Чехова. С усилением внимания к комическому началу в творчестве А.П. Чехова о нем перестают говорить как о «пессимисте», чьи произведения неактуальны «для жизнерадостной, творческой эпохи», а в связи с 25-летием со дня кончины писателя в 1929 году пишут уже о «революционности» А.П. Чехова, о том, что пролетарская революция не может пройти мимо созданных А.П. Чеховым приемов и они «несомненно, сыграют большую роль в вооружении нашей новой литературы»67.
4. В водевиле В.П. Катаева и пьесе М.А. Булгакова «Зойкина квартира» ощутимо чеховское комедийное начало на сюжетном уровне, в схожести мотивов (адюльтер, ссора возлюбленных, мотив сватовства), синтезе комедийного и мелодраматического, театрализации действия.
5. Чеховское влияние в 1920-е годы проявляется не только в комедиях, но и в драмах. В пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных» оно прослеживается на разных уровнях поэтики, в том числе в структуре конфликта, системе персонажей, полифоничности, схожести пространственно-временной организации и ремарках.
6. А.Н. Афиногенов развивает чеховскую традицию на уровне тематики, сюжета, конфликта, в лексико-семантическом аспекте, а также соединении лирического и психологического начал.
7. Для драматургии 1920-х годов характерно глубокое усвоение и творческая переработка литературного опыта А.П. Чехова в рамках собственной художественной системы. Новое время меняет угол зрения на некоторые проблемы, но в целом чеховское влияние плодотворно и значимо. Театральная критика 1920-х годов подтверждает актуальность драматургического наследия А.П. Чехова.
Примечания
1. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. — М.: Высшая школа, 1989. — 648 с.
2. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. — Л.: Наука, 1979. — 496 с.
3. Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Лабиринт, 2008. — 352 с.
4. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. — М.: Худ. лит., 1975. — 502 с.
5. Лотман Ю.М. Об искусстве. — СПб.: Искусство-СПб., 2005. — 752 с.
6. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. — 1968. — № 8. — С. 74—87.
7. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. — М.: РГГУ, 1994. — 136 с.
8. Шешуков С.И. Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х годов. — М.: Худ. лит., 1984. — 349 с.
9. Корниенко Н.В. «Нэповская оттепель»: Становление института советской литературной критики. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — 504 с.
10. История русской литературы XX века: 1920—1930 гг. В поисках новой идеологии. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — 608 с.
11. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. — М.: Худ. лит., 1972. — 544 с.
12. Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. — Л.: Советский писатель, 1981. — 400 с.
13. Бердников Г.П. Чехов-драматург: Традиции и новаторство в драматургии А.П. Чехова. — М.: Искусство, 1981. — 358 с.; Бердников Г.П. А.П. Чехов. Идейные и творческие искания. — М.: Худ. лит., 1984. — 511 с.
14. Тагер Е.Б. Горький и Чехов. Горьковские чтения (1947—1948). — М.—Л.: АН СССР, 1949. — С. 377—488.
15. Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. — М.: МГУ, 1989. — 261 с.
16. Чудаков А.П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение. — М.: Советский писатель, 1986. — 379 с.; Чудаков А.П. Поэтика Чехова. — М.: Наука, 1971. — 292 с.
17. Полоцкая Э.А. О поэтике Чехова. — М.: Наследие, 2001. — 240 с.
18. Шах-Азизова Т.К. В творческой лаборатории Чехова. — М.: Наука, 1974. — 368 с.
19. Паперный З.С. «Вопреки всем правилам...»: пьесы и водевили Чехова. — М.: Искусство, 1982. — 284 с.; Паперный З.С. Записные книжки Чехова. — М.: Советский писатель, 1976. — 471 с.
20. Марков П.А. Книга воспоминаний. — М.: Искусство, 1983. — 608 с.; Марков П.А. В Художественном театре. Книга завлита. — М.: ВТО, 1976. — 608 с.
21. Рудницкий К.Л. Спектакли разных лет. — М.: Искусство, 1974. — 341 с.
22. Соловьева Н.Ю. Драматургия 1920-х г.: образ советской эпохи: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.01. — М., 2005. — 24 с.
23. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. — М.: Искусство, 1962. — 576 с.
24. Немирович-Данченко В.И. Из прошлого. Чехов и театр: письма, фельетоны, современники о Чехове-драматурге. — М.: Искусство, 1961. — С. 291—311.
25. Зингерман Б.Н. Очерки истории драмы XX века. — М.: Наука, 1979. — 392 с.; Зингерман Б.Н. Театр Чехова и его мировое значение. — М.: РИК Русанова, 2001. — 432 с.
26. Берковский Н.Я. Литература и театр. — М.: Искусство, 1969. — 640 с.
27. Полоцкая Э.А. «Чайка» и «Одинокие» (Судьба «одиноких» у Чехова и Гауптмана) // Чеховиана: полет «Чайки». — М.: Наука, 2001. — С. 119.
28. Доманский Ю.В. Вариативность драматургии А.П. Чехова. — Тверь: Лилия Принт, 2005. — 160 с.
29. Молодые исследователи Чехова: сб. междунар. научн. конф. — М.: МГУ, 2005. — 401 с.
30. Богуславский А.О., Диев В.А. Русская советская драматургия. Основные проблемы развития (1917—1935). — М.: АН СССР, 1963. — 374 с.; Богуславский А.О., Диев В.А., Карпов А.С. Краткая история русской советской драматургии. — М.: Просвещение, 1966. — 347 с.
31. Юфит А.З. Революция и театр. — Л.: Искусство, 1977. — 270 с.
32. Жидков В.С. Театр и власть: 1917—1927. От свободы до осознанной необходимости. — СПб.: Алетейя, 2003. — 656 с.
33. Зингерман Б.Н. Очерки истории драмы XX века. — М.: Наука, 1979. — 392 с.
34. Канунникова И.А., Кременцов Л.П. Русская драматургия XX века. — М.: Наука, 2010. — 528 с.
35. История советского театроведения. Очерки 1917—1941 / Под ред. А.Я. Альтшуллера. — М.: Наука, 1981. — 366 с.
36. Тарасова С.С., Ким М.П. Культурная жизнь в СССР 1917—1927: Хроника. Т. 1. — М.: Наука, 1975.
37. Трабский А.Я. Русский советский театр: 1926—1932. — Л.: Искусство, 1982. — 470 с.
38. Неводов Ю.Б. Советская героическая драма 20-х годов: проблематика, структура, жанр. — Саратов: Саратовский университет, 1985. — 155 с.
39. Тамашин Л.Г. Советская драматургия в годы гражданской войны. — М.: Искусство, 1961. — 289 с.
40. Белая Г.А. Опыт неосознанного поражения: модели революционной культуры 20-х годов. — М.: РГТУ, 2001. — 454 с.
41. Из истории советской науки о театре: 20-е годы: сб. трудов / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ГИТИС, 1988. — 338 с.
42. Головчинер В.Е. Эпическая драма в русской литературе XX века. — Томск: ТГПУ, 2007. — 318 с.
43. Гуськов Н.А. От карнавала к канону: русская советская комедия 1920-х годов. — СПб.: СПбУ, 2003. — 211 с.
44. Вишневская И.Л. Парадокс о драме: Перечитывая пьесы 20—30-х годов. — М.: Наука, 1993. — 496 с.
45. Васильева С.С. Чеховская традиция в русской одноактной драматургии XX века: поэтика сюжета: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. — Волгоград, 2002. — 26 с.
46. Долматова О.А. Драматургия М.А. Булгакова: формы взаимодействия с русской литературной традицией: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. — М., 2001. — 16 с.
47. Титкова Н.Е. Проблема русской литературной традиции в драматургии М.А. Булгакова: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. — Н. Новгород, 2000. — 16 с.
48. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — М.: Книга, 1988. — 496 с.; Чудакова М.О. Некоторые проблемы источниковедения и рецепции пьес Булгакова о гражданской войне // Сб. статей: М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. — М.: СТД РСФСР, 1988. — С. 72—78.
49. Собенников А.С. Оппозиция Дом-Мир в художественной аксиологии А.П. Чехова и традиция русского романа // Чеховиана. Чехов и его окружение. — М.: Наука, 1996. — С. 144—149.
50. Лотман Ю.М. Семиотика пространства: заметки о художественном пространстве // Избранные статьи. Т. 1. — Таллин: Александра, 1992. — С. 413—448.
51. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. — М.: Советский писатель, 1983. — 320 с.
52. Кугель А.Р. Грусть «Вишневого сада» // Театр и искусство». — 1904. — № 13.
53. Эфрос Н.Е. «Чайка» А.П. Чехова на сцене МХТ // Ежегодник МХТ (1944). — М.: Искусство, 1946. — С. 257—293.
54. Белый А. Чехов // Весы. — 1904. — № 8. — С. 1—9.
55. Шестов Л.И. Творчество из ничего (А.П. Чехов). — М.: КМК Scientific Press Ltd., 2000. — 54 с.
56. Воровский В.В. А.П. Чехов // Наше слово. — 17.01.1910.
57. Гуревич Л.Я. Посмертный лик Чехова // Русская мысль. — 1910. — № 2. — С. 115—137.
58. Айхенвальд Ю.И. В спорах о театре. — М.: ГИТИС, 2012. — 128 с.
59. Кузичева А.П. А.П. Чехов в русской театральной критике. Комментированная антология. 1887—1917. — М.: ЧПК, 1999. — 542 с.
60. Луначарский А.В. Собр. соч. в 8-и т. — М.: Худ. лит., 1963.
61. Львов-Рогачевский В.Л. Новейшая русская литература. — М.: Типография Л.Д. Френкель, 1924. — 323 с.; Львов-Рогачевский В.Л. А.П. Чехов в воспоминаниях современников и его письмах. — М.: Центросоюз, 1923. — 250 с.
62. Соболев Ю.А. Чехов — водевилист // Рабис. — 1929. — № 29. — С. 2; Соболев Ю.А. Чеховиана за 1917—1922 г. // Печать и революция. — 1923. — № 7. — С. 92—104.
Соболев Ю.А. Чехов и чеховщина // Прожектор. — 1924. — № 13.
63. Дейч А.И. Легенда о Чехове: к 25-летию со дня смерти // Искусство. — 1929. — № 5—6.
64. Дерман А.Б. Антон Павлович Чехов. Критико-биографический очерк. — М.: ГИХЛ, 1939. — 209 с.; Дерман А.Б. Революционность Чехова // Прожектор. — 1929. — № 28.
65. Герасимов Ю.К. История русской театральной критики. — Л.: ГИХЛ, 1977. — 76 с.
66. Купцова О.Н. Из истории становления советской театральной критики (1917—1926 гг.). — Саратов: Саратовский ун-т, 1984. — 68 с.
67. Луначарский А.В. Собрание сочинений в 8-и т. Т. 1. — М.: Худ. лит., 1963. — С. 371.
К оглавлению | Следующая страница |