Музей имени А.П. Чехова в Москве основан в 1922 году. В нем собран как иконографический, так и документальный материал, рисующий биографию Чехова. Экскурсия в этот музей служит целям историко-литературным. Обозрение всего того, что имеет касательство к истории жизни и истории творчества Чехова, явится лучшим дополнением к книжным и школьным познаниям, которые были почерпнуты из чтения и из изучения как произведений самого писателя, так и критической литературы о нем. Поэтому, с чем большей предварительной подготовкой явится экскурсия в музей, тем с большим интересом отнесется она к его собраниям. Однако, такая подготовка вовсе не вызывает необходимости детального изучения всех источников о Чехове. Совершенно достаточно, если руководитель ознакомит с биографией Чехова, хотя бы в виде излечений из обширного труда А.А. Измаилова «Чехов. «Жизнь, личность, творчество». (Москва 1916 г., издание Сытина), или прочтет небольшую книгу Мих. Пав. Чехова (брата писателя) «Антон Чехов и его сюжеты» (Москва, 1923 г.), в которой дан краткий очерк жизни и указано происхождение сюжетов целого ряда произведений Чехова. Необходимо также предварительное знакомство с наиболее типичными для Чехова рассказами. Желательно не ограничиваться только мелкими его вещами, но и познакомиться с такими произведениями, как «Степь», «Моя жизнь», «Мужики», «Архиерей» и, разумеется, с его пьесами.
Музей располагает материалы по принципу биографическому, деля жизнь Чехова на следующие главнейшие периоды:
1) 1860—1879 гг.: детские и гимназические годы в Таганроге.
2) 1879—1892 гг.: Москва и подмосковные — Воскресенск, Звенигород, Бабкино; годы студенчества Чехова; сотрудничество в мелкой прессе; эпоха «Антоши Чехонте»; окончание университета; работа в «Новом времени», перелом в творчестве (сотрудничество в «Северном Вестнике» — «Степь», «Огни», «Именины»); два лета у Линтваревых в усадьбе «Лука»; смерть Николая Чехова; поездка на Сахалин.
3) 1892—1898 гг.: Мелихово. Один из значительнейших периодов, как в истории творчества (пора писательской зрелости), так и в личной жизни Чехова. Мелихово отмечено энергичной общественной деятельностью Чехова, что, кстати сказать, весьма выпукло представлено в Музее рядом документов и многими материалами.
4) 1898—1904 гг.: переселение в Ялту; смерть отца; сближение с Московским Художественным Театром; избрание в почетные Академики и во временные председатели Общества Любителей Российской Словесности; участие в «Русской Мысли», «Жизни», «Журнале для всех». («В овраге», «Архиерей», «Невеста», «Вишневый сад»). Болезнь. Баденвейлер; смерть и похороны. (Баденвейлер представлен в Музее особым уголком).
Таким образом, эти четыре больших куска раскрывают историю всей жизни Чехова. Она иллюстрирована, как упомянуто, огромным иконографическим материалом и значительным собранием документов, пожертвованных М.П. Чеховой, передавшей весь личный архив своего брата, в том числе и все письма к нему с 80-х годов по день смерти. (Письма эти еще недоступны для обозрения).
Рукописей в музее немного: черновик «Острова Сахалина» и несколько писем Чехова — гимназиста. Важнейшим документом для биографии Чехова в ее мелиховском периоде, служит «Дневник» П.Е. Чехова — отца писателя: в нем записи всех событий мелиховской жизни изо дня в день, начиная с 1892 г. по 1898 г. (Дневник обозрению доступен). Среди иконографического материала подлинники портретов Чехова работы Николая Чехова, В. Серова, Панова, Ульянова, отличная копия Бразовского портрета; карикатуры Хотяинцевой, несколько набросков Якунчиковой и М.П. Чеховой, рисунков Николая Чехова и две небольших картины Левитана. (На эту, так сказать, живописную часть музея обратит внимание руководитель экскурсии, поставив в связь творчество Чехова с творчеством Левитана; отличное пособие для рассказа об этом, книга С.С. Глаголя и Игоря Грабаря «Левитан», издание Кнебель и Гроссман).
Руководитель экскурсии не может также не указать на связь Чехова с его эпохой. Музей при своем возникновении ставил себе целью создать не только «Музей Чехова», но главным образом «Музей Чехова и его эпохи». К сожалению, он еще не располагает достаточным материалом для этой цели. Чехов и его современники, Чехов и его эпоха — были бы наиболее важными отделами музея, а, следовательно, и наиболее ответственными главами этой книги, если бы только мог Музей дать нечто большее, чем те немногие материалы, коими он располагает теперь. Поэтому пришлось отказаться от мысли выделить в книге такую главу, ограничившись только краткими указаниями, поясняющими связь Чехова с эпохой и современниками.
Немного материала в Музее и для характеристики отношения Чехова к театру; об этом пришлось говорить попутно, немного подробнее остановившись лишь на историй содружественного творчества Чехова с Художественным театром.
И так же, как в самом Музее, так и в этой работе, являющейся как бы путеводителем по биографии Чехова, подчеркнуты те моменты в жизни Чехова, которые характеризуют его, как общественного деятеля, как человека, чутко реагирующего на все явления общественности. Музей не располагает, повторяю, материалом выпукло представляющим эпоху Чехова, — не можем и мы — в свою очередь, показать те «сумерки», о которых писал Чехов. Но все же и Музей, и мы имеем достаточно данных, для того, чтобы доказать, что говоря о «хмурых людях в сумерках», сам Чехов не был поэтом хмурости и сумеречных настроений русской интеллигенции. Чехов и «чеховщина» понятия друг другу противоположные: то, что собрано в Музее о Чехове, как о враче, строителе и попечителе школ, о Чехове — человеке деятельной веры в торжество правды и социальной справедливости, совершенно достаточно для разрушения ходячей легенды о его пессимизме. Поэтому весьма важно руководителю экскурсии, учитывая общность мотивов поэзии Чехова с лирикой Чайковского, — все же подчеркнуть и то коренное различие, которое лежало в творческой природе Чехова и Чайковского. Безнадежные настроения музыки Чайковского ни мало не совпадают с теми призывами к грядущей новой жизни, которые звучат в творчестве Чехова. Чрезвычайно важно в целях литературной характеристики Чехова, вскрыть значение периода «Антоши Чехонте», когда громко и радостно звучал смех во всех его вещах. Музей располагает большим собранием юмористических журналов восьмидесятых годов: здесь огромное количество чеховских мелочей, так ярко и живо подчеркнутых рисунками и карикатурами Николая Чехова и всей плеяды юмористов — современников «Чехонте». На это следует обратить внимание и по этому еще, что маленькая новелла, маленький рассказ, являются выражением той новой формы русской прозы, в проложении путей к которой видел Чехов свою «единственную заслугу».
В конце книги даны примерные схемы для работ (или бесед) на темы, вызванные осмотром Музея, а также указана и литература критическая и мемуарная. Все книги о Чехове, приведенные в этом библиографическом списке пособий, находятся в библиотеке Музея. В Музее богатая коллекция почти всех изданий сочинений Чехова и переводов его произведений на иностранные языки. Собрания критической литературы, а также журнальных и газетный вырезок о Чехове (с 1904 г. по 1923 г.) дают нам представление об оценке Чехова современной критикой. Руководитель экскурсии более повышенного типа мог бы остановиться несколько подробнее на библиотечном отделе Музея, чего не делаем мы в этой книге, не считая возможным загромождать ее материалом, являющимся законным достоянием историко-литературного исследования, а не того путеводителя по Музею, каким является эта работа.
Описание подмосковных Чеховских уголков — Воскресенска, Звенигорода, Бабкина, Мелихова — мы ввели в общее изложение книги, построенной по тому же биографическому принципу, по которому создан и Музей. Впрочем, маршруты экскурсий в Бабкино и Мелихово в книге указаны.
Книга эта, думается ее автору, могла бы пригодиться в тех кружках и клубах, в которых ведутся занятия по литературе. Такой кружок, или клуб мог бы, в виде живого показательного урока по истории русской литературы, организовать экскурсию в Музей имени Чехова в Москве.
Музей помещается у Красных Ворот, Трехсвятительский тупик, дворец бывш. Юсупова, во дворе.
К оглавлению | Следующая страница |