Чехов, как и Достоевский, Толстой, — отличался независимостью мышления, силой духовного поиска. Он отвергал любую «футлярность», партийщину, догму, — называл причины возможной Катастрофы, звал к совершенствованию Культуры. Сегодня Чехов активно участвует в труднейшем процессе переоценки ценностей, в духовном Возрождении. Ученые-подвижники, Бахтин, Оксман, Пропп, Томашевский, Тынянов, Белинков и многие другие, — сохранили и с любовью передали нам духовные ценности русской Культуры. Десятилетия преследований, публичные судилища, лагеря — не остановили ученых в поисках истины, в Противостоянии лжи. У некоторых из них я имел счастье учиться, их труды положены в основу книги о Чехове.
Я родился в Москве в 1936 г. В университете закончил два отделения: русской литературы и славистики. Защитил диссертацию о творчестве Чехова, получил ученое звание, работал. Некоторое время преподавал русскую литературу в Польше, познакомился с Варшавским университетом. В научной работе руководствовался трудами Бахтина, Тынянова и др. Позже более пяти лет вел Чеховские Семинары и читал Курсы лекций по истории русской литературы в Иерусалимском университете. Как святыню храню письмо Ю.Г. Оксмана (рекомендовавшего меня на работу в одном из университетов США) и других ученых не потому, что меня хвалят... Ученые дореволюционной Культуры — научили любви к русской литературе, надежде на Возрождение. Данная книга — первая часть монографии, итога четверти века исследований.
Мировосприятию Чехова присущ юмор, ирония, скепсис, отвергающий наукообразные формулировки, — поэтому в книге избегаются штампы («реализм», «символизм» и пр.). Для Чехова-мыслителя Культура вбирает общечеловеческую нравственность, национальные духовные ценности, способность к подвижничеству. Без глубокой Культуры любые «самые лучшие» идеолого-политические построения ведут к Катастрофе, — предупреждал Чехов. На рубеже XXI века это особенно актуально. Возрождение немыслимо без Культуры, символом которой являются Чехов, Толстой, Достоевский...
Д-р. фил. Э. Бройде
Август 1980
К оглавлению | Следующая страница |