В работе, посвященной сахалинскому путешествию А.П. Чехова, нельзя не сказать и о том, что связь писателя с далеким островом не прерывалась и после его отъезда.
Чехов не мог ограничить свою задачу только сбором материалов для будущей книги. Он познакомился на Сахалине с многими людьми и стремился быть им полезным, хотел им помочь самым непосредственным образом. Об этом свидетельствует переписка Чехова с его сахалинскими знакомыми.
В рукописном отделении Государственной библиотеки ССОР имени В.И. Ленина в Москве, где сосредоточена большая часть архива А.П. Чехова, хранятся многие письма сахалинцев к Чехову.
Прежде всего очень интересно отметить письма к Чехову ссыльно-поселенцев, из которых мы узнаем о внимательном и сердечном отношении писателя к страданиям простых людей, о его посильной помощи им. Так, например, поселенец Максим Хоменко (упомянутый в книге «Остров Сахалин» — X, 152), которому Чехов, будучи на острове, подарил телку, писал: «...Имею большую жажду узнать про Ваше драгоценное здоровье, да и в самом деле, что же я был бы за скотина, а не человек, при таком случае, как с Вашею милостью, Ваше высокородие, мне случилось первое в жизни встретиться, и, не заслуживши никакого внимания, получить такой от Вашей милости подарок. В таком случае должен я узнать про здоровье, чтобы знать как поминать и благодарить Вашему высокородию, а тем более бы велели мне по освобождению моего сроку уведомить Вас моим письмом» (ЛБ, п. 61, ед. 65).
Ссыльно-каторжный Семен Каратаев (тоже упомянутый в книге — см. X, 115), обращаясь к Чехову с просьбой о помощи, напоминает: «В бытность Вашу в прошлом году на о-ве Сахалине Вы осчастливили меня своим разговором относительно моей судьбы, завлекшей меня в каторжные работы» (X, 504). Чехов, действительно, помог ему, и один из чиновников сообщил впоследствии, что «Семен Каратаев искренно благодарит Вас за то, что Вы в таком маленьком человечке, как он, приняли участие» (ЛБ, п. 37, ед. 58).
Не забыл Чехов и Егора, чья трагическая история была так подробно изложена в книге «Остров Сахалин», не забыл и «старухи-хохлушки». (Он познакомился с ними в Александровске на квартире у Д. Булгаревича). В письмах на Сахалин Чехов просил оказывать им помощь, передавал для них деньги, одежду. Вот что отвечал Чехову Булгаревич 5 июня 1891 г.:
«Егор вышел на поселение и теперь строит дом на Корсаковской дороге. Бабушка от меня ушла и живет в больнице в качестве няньки. Как тот, так и другой часто ко мне приходят и посвящают во все свои радости и печали. Полушубок я передал Егору, за что он «приказал мне благодарить тебя и пожелать тебе от бога чего ты сам и просишь и молишь». Баба всегда каше про Вас, что хороший пан, не забув нас» (ЛБ, п. 37, ед. 53).
Чехов, будучи на Сахалине, внимательно присматривался и к местным чиновникам. Общий вывод его был неутешительным. Пьянство, невежество, зверство, жестокость — таковы, по его наблюдениям, отличительные черты тех, кому было поручено «исправлять» сотни осужденных.
Однако с некоторыми сахалинскими чиновниками, отличавшимися более гуманными взглядами (в книге они характеризуются как люди «разумные, добрые и благородные» — X, 284) у Чехова завязались дружеские отношения, которые не прерывались и после его отъезда. В письмах к Чехову его сахалинские знакомые рассказывали о тех событиях на острове, которые происходили после отъезда писателя. Из этих писем Чехов мог почерпнуть дополнительный материал для характеристики каторги. Как правило, все письма по тону очень мрачны и рисуют ужасающие картины сахалинской жизни: «Воровство и жестокости над ссыльными не имели пределов. В этом принимали участие не только тюремные чиновники, но и врачи...» (И.С. Вологдин — ЛБ, п. 39, ед. 22).
Д. Булгаревич, которого Чехов в письме к сестре назвал «очень милым и добрым человеком» (XVI, 56), с ужасом писал: «Кругом поголовное пьянство, воровство, шантаж, ужасное бичевание каторжных. Дикий произвол временщиков не имеет вовсе границ» (23 апр. 1892 г.). И в другом письме: «Бывают случаи, что, не разобравши, по ошибке выдерут и свободного (Овчинников в Дербинском) или выдерут примерно беременную женщину (в Корсаковском посту Ярцев), но это по ошибке. Кто их разберет даже, кто свободный, а кто не свободный, на лбу ведь не написано, а люди не боги, ошибка всегда возможна» (8 декабря 1891 г. — ЛБ, п. 37, ед. 53).
С. Фельдман, в личной судьбе которого встреча с Чеховым сыграла большую роль (он вышел в отставку), писал: «Если вы видели Сахалин так, как он есть на самом деле, то, вероятно, заключение Ваше о нем не особенно благоприятное, теперь же, когда все распоряжения Кононовича из Петербурга основываются на доносах,.. все идет по системе кулачной расправы... ...Из писем сестры... видно, что для Александровской тюрьмы теперь не хватает одного палача Комлева, а бывают случаи, когда для наказания артели в 300 человек (дровотасков) вызывают палача Николку Толстых. В общем, невообразимый хаос...» (ЛБ, п. 61, ед. 27).
Именно Фельдман является автором малоизвестных воспоминаний о Чехове, опубликованных в 1904 году в херсонской газете «Юг». В этих воспоминаниях содержатся интересные подробности о пребывании Чехова на острове.
Не только С. Фельдман, но и многие другие могли бы подписаться под его словами о том, что пребывание Чехова на Сахалине «нас всех заставило очнуться от той безобразной жизни, свидетелем которой Вы были сами» (X, 543).
Письма сахалинцев к Чехову расширяют наше представление о пребывании писателя на Сахалине, еще раз свидетельствуя о том напряженном внимании, с которым писатель относится к далекой окраине своей Родины.
Мы знаем теперь, что Чехов долго не порывал связи с сахалинскими знакомыми, помогал ссыльным и после возвращения в Москву и оказал серьезную помощь сахалинским школам. Об этом необходимо рассказать подробнее.
* * *
Много ужасного видел великий русский писатель А.П. Чехов во время пребывания на Сахалине летом 1890 года. После возвращения в Москву он писал: «Теперь, по воспоминаниям, Сахалин представляется мне целым адом».
Особенно Чехова потрясло положение сахалинских детей и подростков, которых, по его словам, воспитывала только «каторжная обстановка», так как «школа существует только на бумаге» (XV, 154).
О сахалинских школах Чехов писал в своей книге «Остров Сахалин» следующее: «На Сахалине 5 школ, не считая Дербинской, в которой за неимением учителя занятий не было. В 1889—1890 гг. обучалось в них 222 человека...
...Сахалинские школы бедны, обставлены нищенски, существование их случайно, необязательно и положение крайне неопределенно, так как никому неизвестно, будут они существовать или нет» (X, 270—271). Школами ведали начальники округов и смотрители тюрем, от которых зависел выбор и назначение учителя. Преподавали в школах ссыльные, которые никогда учителями не были1. Назначать же учителей и даже сторожей из числа политических ссыльных было категорически запрещено.
В секретном письме к начальнику о. Сахалина приамурский генерал-губернатор Корф прямо говорил о недопустимости ссыльных из государственных преступников не только к педагогической деятельности, но даже сторожами при школах, так как и в этом случае они могут оказывать растлевающее влияние на юношество2.
Но Чехов не ограничился только резкой критикой положения сахалинских школ в своей книге. Он хотел немедленно хоть чем-нибудь помочь школам, хоть что-нибудь сделать для сахалинских детей.
Не дожидаясь возвращения в Москву, он послал телеграмму своему брату — учителю И.П. Чехову:
«Попроси Малышева прислать начальнику острова Сахалина генералу Кононовичу программу земских училищ список методику учебников. Изложи подробнее систему управления состав училищных советов. Закажи Суворину выслать употребительных учебников. Учеников старшего отделения 150, учеников младшею 300» (XV, 125)3.
В полной мере организационная деятельность Чехова по оказанию помощи сахалинским школам развернулась после его возвращения домой, 27 января 1891 г. он писал тому же И.П. Чехову: «Купил книги. Очень много книг пожертвовано издателями и авторами. Я очень рад. Сахалинские школы будут иметь свои библиотечки» (XV, 156). Многие знакомые писателя по его просьбе занялись усиленным собиранием книг для Сахалина. Сестре — М.П. Чеховой — писатель поручает: «Если соберется что-нибудь в пользу сахалинских школ, то немедленно извещай» (XV, 145). И через несколько дней спрашивает: «Не собрали ли что-нибудь в пользу сахалинских школ? Уведомьте. Что Левитан с подписным листом?» (XV, 150). Обращаясь к писателю А.С. Лазареву-Грузинскому, Чехов напоминает о его «обещании прислать, если найдется, книжек для сахалинских школ» (XV, 153)4.
Судя по письмам Чехова, он привлек к этому столь важному Для далекого острова дела свою хорошую знакомую Л.С. Мизинову, адвоката, писателя и театроведа А.И. Урусова, великого русского художника И.И. Левитана, известного книгоиздателя Ф. Павленкова, методистов В.П. Острогорского и Д.И. Тихомирова и многих других.
Эти хлопоты дали довольно значительный результат. Уже в начале февраля 1891 г. Чехов сообщал: «Вообще книг отправлена чортова пропасть. По счету приходится уплатить Суворину за учебники 666 рублей» (XV, 160). А 13 марта того же года он писал: «На Сахалин отправлено еще 2200 томов» (XV, 172).
Сестра писателя, М.П. Чехова, в письме к одному из авторов этой работы сообщила, что на Сахалин посылались не только учебники, но и художественная литература. Это указание М.П. Чеховой подтверждается найденным нами письмом Чехова, датированным 19 февраля 1891 г., где несколько страниц занимает перечисление книг, посланных на Сахалин. Оказывается, что были посланы (в числе многих других) такие, например, книги: «Записки» М. Глинки, «Принц и нищий» М. Твена, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, комедии Д.И. Фонвизина, рассказ «Детвора» самого А.П. Чехова, отдельные издания Диккенса, Ф. Шиллера, Н.С. Лескова, Эзопа, М.В. Ломоносова, сочинения А.С. Пушкина, роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди», многие драматургические произведения В. Шекспира и многие другие5.
Чехов не ограничился сбором книг среди его личных знакомых. В архиве писателя сохранилось официальное письмо секретаря Комитета грамотности: «Иван Николаевич Сахаров из Москвы передал нам Вашу просьбу о помощи 5 школам на Сахалине. Поэтому С.-Петербургский Комитет грамотности посылает через одесский книжный магазин «Нового времени» на Сахалин 1470 книжек (по 294 книжки в каждую из пяти школ)» (ЛБ, п. 54, ед. 64).
Другой Комитет грамотности (при Московском обществе сельского хозяйства) решил послать в Корсаковскую школу библиотеку и обратился к Чехову с вопросом о способах отправки книг и о составе библиотеки (ЛБ, п. 54, ед. 65).
Писатель был озабочен не только сбором книг, но и немаловажными проблемами отправки их на далекий остров.
В неопубликованном письме Чехова от 19 февраля 1891 г. говорится: «Так как кроме учебников, на покупку которых я был уполномочен, я посылаю много и других книг, то я почел себя вправе обратиться в комитет Добровольного флота с просьбой, чтобы книги от Одессы до Сахалина были доставлены бесплатно»6.
А спустя несколько дней — 28 февраля 1891 г. — писатель сообщил: «Комитет Добровольного флота уведомил меня, что книги будут доставлены на Сахалин бесплатно»7.
Чехов вообще входил во все мелочи отправки книг на Сахалин. Об этом мы узнаем из его письма (16 февраля 1891 г.) И.Н. Сахарову — московскому знакомому писателя, занимавшемуся отправкой книг: «Что касается упаковки, то я напишу о ней в магазин. Впрочем, если будет и плохая упаковка, то беда не велика: я напишу офицерам парохода и те положат наши книги в месте злачнем, месте покойнем.
Интересно бы скорее узнать: что посылает П(етербу)ргский комитет — учебники или книги для чтения?»8.
Легко можно представить, с какой радостью были встречены на Сахалине тысячи книг, поступивших туда по инициативе великого писателя. Письма сахалинцев к Чехову, к счастью сохранившиеся, достаточно красноречивы: «Большое спасибо за ту часть книг, высланных Вами, которая выпала на долю школ и народа Тымовска и округа», — писал 14 декабря 1891 г. начальник Тымовского округа Бутаков (ЛБ, п. 37, ед. 58). Другой знакомый Чехова — Д. Булгаревич — сообщал: «Книги пришли на «Костроме». Мы еще не успели их разобрать и расставить по Вашему желанию... Из книг, присланных Вами... я думаю дать несколько и детям государственных (преступников)» (5 июня 1891 г. — ЛБ, п. 37, ед. 53).
В наши дни, когда на Сахалине вместо 5 школ — более 500, и в каждой из них есть библиотеки (не говоря уже о районных и городских библиотеках, библиотеках при предприятиях, учреждениях и т. д.), тот подарок, который А.П. Чехов сделал Сахалину в 90-х гг. XIX в., может показаться весьма скромным. Но нужно помнить о времени, когда писателю приходилось с такой настойчивостью собирать и отправлять на Сахалин свой скромный дар. Ведь тогда на острове никаких библиотек вообще не существовало. Очень интересную в этом отношении историю рассказал в одном из писем к Чехову упомянутый выше Булгаревич. Он получил приглашение явиться в полицию «на совещание, что выписать на 1891 г. для воображаемой библиотеки. Прихожу, — пишет он. — Публики собралось не особенно много, однако было человек. 7—8, все господа почтенные... Вот собрались. Сели. Потупились, а здесь является и сам инициатор, начальник Александровского округа Сережа (Таскин). Посмотрел он на публику... да и отправился наверх к Игнатьеву отдохнуть от проведенного в заботах по округу дня. Я сейчас же ушел, а за мной последовала и остальная братия. На следующий только день я слышал, что Сережа, выспавшись у Игнатьева, являлся еще в полицию и объявил своему секретарю, что по всему он видит, что подписка не состоится. Так вот какие у нас иногда бывают желания» (ЛБ, п. 37, ед. 53). В этих условиях присылка книг А.П. Чеховым имела очень большое значение. И для нас сейчас воспоминание о помощи Чехова школам и детям Сахалина очень дорого, ибо оно свидетельствует о том постоянном внимании, с которым великий писатель относился к нуждам и запросам простых людей, жителей далекого острова Сахалина.
Примечания
1. Д. Булгаревич, ведавший одно время школьными делами на Сахалине, писал Чехову о проблеме учительских кадров на острове: «Ручаться за хороший результат возможно только относительно рыковской школы, где учительствует бывшая курсистка, жена политического — Александрина. В других училищах учителя остались те же». (ЛБ, п. 37, ед. 53).
Прошло почти десять лет после посещения Чеховым Сахалина, а положение со школами нисколько не изменилось. В 1899 г. на Сахалине «только 5 учителей были не из числа ссыльных, и, в общем, преподавательский персонал крайне неудовлетворителен как по неподготовленности к делу, так даже и по вредному нравственному влиянию на учащихся» («Тюремный вестник», 1901, № 6, стр. 293—294).
2. ЦГА РСФСР ДВ, ф. 702, оп. 3, ед. хр. 81, л. 3.
3. Телеграмма эта приводится с исправлением опечатки, о которой сообщает Чехов в неопубликованном письме к Кононовичу: «Была она (телеграмма) получена братом в августе и к тому же еще с опечаткой, которая делала ее непонятною: вместо «150 учеников» было написано «150 учебников» (ЦГА РСФСР ДВ, ф. 1133, оп. 1, ед. хр. 490, л. 67).
4. В ответ на просьбу Чехова о книгах для Сахалина Лазарев-Грузинский писал 16 янв. 1891 г. «...Постараюсь сделать подписку и прислать Вам хоть денег с подписным листом». (ЛБ, ф. 331, п. 49, ед. 12).
5. ЦГА РСФСР ДВ, ф. 1133, оп. 1, ед. хр. 490, лл. 68—69 об.
6. Там же, л. 69 об.
7. Там же, л. 71.
8. Записки Отдела рукописей Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина. Вып. 16. М., 1954, стр. 182—183.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |