Вернуться к Чеховиана: Чехов и «серебряный век»

А.В. Ханило. Чеховы и художники «серебряного века» (По материалам Дома-музея А.П. Чехова в Ялте)

Антон Павлович Чехов и его сестра Мария Павловна были дружны со многими художниками. Некоторые из них были большими друзьями всей чеховской семьи. Они постоянно бывали в московском доме Чеховых, гостили у них в Мелихове и позже приезжали в Ялту. Речь пойдет о трех художниках «серебряного века», которые были особенно тесно связаны с семьей Чеховых. В ялтинском доме сохранились картины, рисунки, фотографии, различные предметы, подаренные их авторами Антону Павловичу и Марии Павловне.

Франц Осипович Шехтель (1859—1926), академик архитектуры, один из крупнейших представителей стиля «модерн». Вместе с братом Чехова художником Николаем Павловичем учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. С семьей Чеховых сблизился еще во время учебы. К Николаю Павловичу питал дружеские чувства и удивительно заботливо и трогательно относился к нему. С Антоном Павловичем познакомился в 1877 г., когда Чехов приезжал из Таганрога в Москву на каникулы. И позже, в 1879 г., когда Чехов поселился в Москве, между ними установились дружеские отношения: они постоянно общались и переписывались до последних дней жизни писателя (сохранилось 42 письма Чехова к Шехтелю и 71 письмо Шехтеля к Чехову). Младший брат Чехова Михаил вспоминал об этом периоде: «Мы были знакомы с Ф.О. Шехтелем по крайней мере лет тридцать пять. Сын инженера-технолога из Саратова, он приехал в Москву в 1875 г., поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где он и сошелся близко с моим братом Николаем. Их дружба продолжалась до самой смерти художника. Еще будучи совсем молоденьким учеником, посещающим архитектурные классы, Шехтель часто приходил к нам в 1877 г., когда мы были особенно бедны, и стоило только нашей матери пожаловаться, что у нее нет дров, как он и его товарищ Хелиус уже приносили ей под мышками по паре здоровенных поленьев, украденных ими где-то из чужого штабеля по пути. <...> После смерти брата Николая Шехтель перенес свою дружбу на Антона Павловича и всегда считал его своим лучшим другом»1.

А.П. Чехов посвятил Ф.О. Шехтелю свой рассказ «Два скандала». Впервые этот рассказ был опубликован в журнале «Мирской толк» в 1882 г. (№ 46, 16 декабря). В подзаголовке напечатано: «Посвящается Ф.О. Шехтелю». Позже рассказ был включен автором в сборник «Сказки Мельпомены» (1884).

В 1880-х годах Ф.О. Шехтель выступает как художник-иллюстратор в юмористических журналах под псевдонимами «Финь-Шампань» и «Ф.Ш.». В 1883 г., еще во время учебы, по его рисункам была осуществлена аллегорическая процессия «Весна-Красна» во время народного гулянья в Москве на Ходынском поле. На картине Николая Чехова «Въезд Мессалины в Рим» Шехтель написал арку. Франц Осипович выполнил в 1886 г. обложку книги «Пестрые рассказы». Чехов писал Н.А. Лейкину 28 апреля 1886 года: «Обложку для книги я беру на себя по той причине, что московский виньетист, мой приятель и пациент Шехтель, который теперь в Питере, хочет подарить меня виньеткой» (П., 1, 187). 20 февраля Чехов сообщал Р.Р. Голике: «...ура! Ф.О. сжалился и показал виньетку. Виньетка восторг. Запьешь, на нее глядючи, как говорит один знакомый художник» (П., 1, 200). И в тот же день писал Н.А. Лейкину: «Виньетка для книги готова и отдана в цинкографию. Вышла она так хороша, что я ахнул и умилился...» (П., 1, 200).

Шехтель — автор проектов многих замечательных зданий в Москве. По его проекту построен Ярославский вокзал, дом Рябушинского, он участвовал в постройке Верхних рядов в Москве. В 1897 г. Шехтель составил проект Народного дома для крестьян и рабочих. Позже (1914 г.) он построил здание библиотеки имени Чехова в Таганроге.

За постройку русского павильона на Международной выставке в 1901 г. в Глазго (Шотландия) Шехтель был удостоен Петербургской Академией художеств звания академика архитектуры (1902 г.). Фотографии павильона («Русская деревня») хранятся в библиотеке Университета г. Глазго. 4 снимка из них опубликованы в статье английского историка архитектуры Катрин Кук «Шехтель в Кельвингрове и Макинтош на Петровке: Две русско-шотландские выставки на рубеже веков», помещенной в журнале «Scottish Slavonic Review» № 10 за 1988 г.2 Шехтель подарил Антону Павловичу свою книгу «Постройки русского отдела на международной выставке в Глазго 1901 г. 8 таблиц альбомного формата». На книге дарственная надпись: «Дорогому другу А.П. Чехову на память. Шехтель». Она сейчас хранится в Таганроге.

Шехтель проектировал здание Московского художественного театра в Камергерском переулке и руководил его перестройкой. Занавес театра с эмблемой «Чайки» изготовлен по эскизу Шехтеля. По этому же эскизу К.С. Станиславский заказал для Чехова золотой брелок в виде летящей чайки. После смерти писателя его постоянно носила на цепочке Книппер-Чехова, на многих ее фотографиях хорошо виден этот брелок. Сейчас он находится в музее МХАТ.

В ялтинском кабинете писателя хранится фотография Франца Осиповича с дарственной надписью: «Хорошему другу Антону Павловичу Чехову. Ф. Шехтель. 7 сент. 86 г.». В кабинете Чехова находится еще один подарок Шехтеля — принадлежности к камину. Они были подарены Антону Павловичу в Мелихове в 1894 г. и позже перевезены в Ялту. В альбоме Чехова есть фотография, на которой Шехтель снят вместе со своей женой Натальей Тимофеевной, а в альбоме сестры писателя Марии Павловны фотография матери Шехтеля — Дарьи Карловны. Среди визитных карточек, хранящихся в кабинете писателя, находится и карточка Шехтеля.

Шехтель подарил Марии Павловне свой рисунок субретки Луи XV и тумбочку-столик в стиле модерн (хранятся в ялтинском музее).

30 октября 1902 г. Чехов телеграммой поздравил Шехтеля с присуждением ему звания академика: «Милого академика сердечно поздравляю. Чехов» (П., 11, 66).

В апреле 1903 г. Ф.О. Шехтель приехал в Ялту. М.П. Чеховой в этом году исполнилось 40 лет. В то время принято было отмечать именины, «день Ангела»; дни рождения отмечались только в кругу своей семьи или очень близких людей. Шехтель был знаком с семьей Чеховых очень давно, был по сути своим человеком в доме, и Марию Павловну знал еще 13-летней девочкой. Он привез ей подарок, изготовленный по его эскизу — золотой кулон с бриллиантами в виде цифры «31».

С этим подарком связан любопытный факт. Мария Павловна родилась 31 июля по старому стилю. После революции, когда был введен новый стиль, день ее рождения пришелся на 13 августа. Мария Павловна попросила ювелира поменять местами цифры. Все, кто встречался с Марией Павловной в день ее рождения до 1947 г., помнят кулон с цифрой 13, который она всегда надевала в этот день. Надо сказать, что Мария Павловна очень не любила цифру 13 и всячески старалась ее избегать. Так, в паспорте днем ее рождения стояла цифра 15. Разница между старым и новым стилем в XX в. составляет 13 дней, а в XIX в. составляла 12 дней. В 1947 г. была уточнена дата рождения Марии Павловны, получилось, что она родилась не 13 августа, а 12 августа. И вскоре Мария Павловна вторично меняет цифру на кулоне, снова на 31.

В своих воспоминаниях племянница Марии Павловны Евгения Михайловна Чехова приписывает этот подарок Бунину. Но это неверно. Это подарок Шехтеля3. По завещанию Марии Павловны этот кулон хранится у ее родственников.

Александра Александровна Хотяинцева (1856—1942), художница, училась в Училище живописи, ваяния и зодчества, позже занималась у И.Е. Репина в Академия художеств в Петербурге. Основала в Москве Художественную мастерскую, где преподавали В.А. Серов, К.А. Коровин и Н.П. Ульянов и где М.П. Чехова брала уроки живописи. Через нее Хотяинцева познакомилась с Чеховым; она вообще была дружна со всей чеховской семьей. Известно 14 писем Чехова к Хотяинцевой, ее письма в архиве писателя не сохранились. Она написала воспоминания о Чехове4.

А.А. Хотяинцева часто гостила у Чеховых в Мелихове — ее имя неоднократно упоминается в дневнике Павла Егоровича Чехова. В письме Лике Мизиновой из Мелихова 8 августа 1897 г. Чехов сообщал: «Каждый день у нас бывает художница Хотяинцева, которая пишет меня» (П., 7, 35).

В декабре 1897 г. Чехов встречался с Хотяинцевой в Ницце, они одновременно жили в одном отеле, вместе ездили в Монте-Карло. Из Ниццы Чехов писал Марии Павловне о Хотяинцевой: «Среди русских, обедающих в «Pension Russe», она самая интеллигентная, даже сравнивать нельзя» (П., 7, 140).

Известно большое количество рисунков и дружеских шаржей Хотяинцевой на Чехова. Он сообщал об этом в письме А.С. Суворину из Ниццы 4 января 1898 г.: «Здесь одна русская художница, рисующая меня в карикатуре раз по 10—15 в день» (П., 7, 143).

Немало ее картин и рисунков хранится в ялтинском музее. В кабинете Чехова висит картина (масло) «Вишневый сад», подаренная ему 17 января 1904 г. на премьере «Вишневого сада». Здесь же находится еще один рисунок Хотяинцевой (акварель, автокарикатура). В гостиной чеховского дома на пианино стоит фотографический портрет Чехова 1902 г. в рамке, украшенной коктебельскими камешками. Эта рамка — тоже ее работа. В комнате матери находится акварельный рисунок «Евгения Яковлевна раскладывает пасьянс». Несколько работ Хотяинцевой имеется и в комнате Марии Павловны: дружеский шарж (акварель) «Мария Павловна и А. Куприн на набережной в Ялте 1900—1902 гг.»; портрет художника Аладжалова за работой; силуэтный рисунок «За чайным столом» и рамка для портрета Ольги Леонардовны с коктебельскими камешками.

Еще целый ряд рисунков этой талантливой и неисчерпаемой на выдумки и фантазии художницы, умеющей ценить шутки и юмор, хранится в фондах нашего музея, к некоторым из них сделаны ею и надписи. Работы эти выполнены черными чернилами или тушью на обыкновенной писчей бумаге небольшого формата. Обращает на себя внимание рисунок «Венчание Марии Павловны с Левитаном». На нем изображены кроме М.П. Чеховой и Левитана — священник, Антон Павлович, который держит венец над Левитаном, художник И. Алябьев, держащий венец над Марией Павловной, дальше следуют сестры Малкиель, одна из них вытирает слезы платком, затем Дуня Эфрос (подруга Марии Павловны) и завершает всю эту процессию Т.Л. Щепкина-Куперник.

На другом рисунке изображена Мария Павловна на перроне, опоздавшая на поезд, и провожающий ее художник И. Алябьев. На рисунке написано: «Это бывает!». Еще есть автопортрет Хотяинцевой с подписью «Это я». И несколько других рисунков.

В альбоме Марии Павловны хранится фотография Хотяинцевой, в другом альбоме — ее рисунок (карандаш), сделанный в Мисхоре. В фондах находится также портрет Хотяинцевой работы М.П. Чеховой (масло, холст). Обе художницы очень дружили, вместе ходили на этюды в Мелихове и позже в Крыму.

Именно Хотяинцева познакомила М.П. Чехову с архитектором Л.М. Браиловским и его женой Риммой — художницей.

Леонард Максимилианович Браиловский (1868—1937), русский театральный художник, живописец, архитектор. Академик архитектуры (1916 г.). Учился в Петербургской Академии художеств на архитектурном отделении. Свои лучшие декорационные работы создал в Малом театре к спектаклям «Горе от ума», «Плоды просвещения» (1911 г.). После 1917 г. жил и работал за границей, с 1924 г. в Риме. Увлекался абстрактной живописью, кубофутуризмом. Браиловский является автором памятника на могиле Чехова на Новодевичьем кладбище в Москве.

В 1907 г. Мария Павловна построила себе в Мисхоре дачу на деньги, завещанные ей Антоном Павловичем. Браиловский был автором проекта, под его руководством строилась дача, которую Мария Павловна назвала «Чайкой»5. Рядом с ней были дачи Браиловского и Хотяинцевой.

В музее сохранились фотографии этой дачи, а также несколько картин и рисунков Браиловского и его жены. Он подарил Марии Павловне свою картину «Карнавал в Венеции» (масло), а его жена Римма — картину «Амур и женщина» (масло).

В 1917 г. Браиловский написал портрет (масло) И.П. Чехова. Сейчас он висит в комнате Марии Павловны, в ее альбоме есть рисунок Браиловского, сделанный им в Мисхоре на даче Марии Павловны, здесь же рисунок его жены, на котором Мария Павловна изображена у своей мисхорской дачи, с надписью: «Милая Мария Павловна. Я очень рада, что мой муж строит Вам дачу. Она будет также мила, как и Вы. Римма Браиловская».

На даче в Мисхоре у Марии Павловны часто гостили и собирались художники, а также О.Л. Книппер-Чехова, И.П. Чехов со своей семьей, актер М.А. Чехов, племянницы Ольги Леонардовны Ада и Ольга и многие другие. Гостил на этой даче сын Саввы Мамонтова — Сергей; в альбом Марии Павловны он написал стихи:

Спасибо, Господи, что дал Ты
Увидеть мне Твой вертоград —
На райском побережье Ялты,
И есть янтарный виноград.
Простор морской сапфирно-синий,
И гор могучая гряда.
И лес мимоз и стройных пиний
Пребудет в сердце навсегда...
Но божество для смертных краше,
Чем самый «шехтелевский» храм, —
И, средь красот природы, — Маше —
Я пальму первенства отдам!

3.IX.07. Ялта. Серг. Мамонтов.

Сохранилась интересная фотография этого периода: на теннисном корте мисхорской дачи сняты Сергей Мамонтов, Римма Браиловская, О.Л. Книппер-Чехова, Л.М. Браиловский и М.П. Чехова. На другой фотографии сняты в Мисхоре вместе Римма Браиловская и Мария Павловна. В альбоме сестры писателя хранится фотография Л.М. Браиловского с дарственной надписью: «Хорошему милому человеку Марии Павловне Чеховой от Л. Браиловского».

В ялтинском музее есть еще работы и различные памятные вещи других художников. В кабинете Чехова висит репродукция с картины В.М. Васнецова «Богатыри» и его трость с монограммой «В. Васнецов», подаренная им писателю. В комнате Ольги Леонардовны — подарок Константина Коровина — небольшой столик, изготовленный по его эскизу в абрамцевских мастерских. Хранятся в музее еще два этюда художников С. Сорина и С. Судейкина, это дар чеховскому дому от Литературного Чеховского общества, существовавшего в Ялте в 1918—1920 гг. Они были переданы художниками для устройства лотереи, чтобы вырученные за них средства были использованы на содержание чеховского дома.

Ф.О. Шехтель с женой Натальей Тимофеевной

Субретка Луи XV. Рис. Ф.О. Шехтеля. Начало 1900-х годов

А.А. Хотяинцева. Фото 1900-х годов

Венчание М.П. Чеховой с Левитаном. Шуточный рис. А.А. Хотяинцевой (тушь)

Это бывает!» М.П. Чехова и И.А. Алябьев. Шуточный рис. А.А. Хотяинцевой (тушь)

Л.М. Браиловский. Фото 1900-х годов

Л. Браиловский. Прогулка в Мисхоре (акварель)

Примечания

1. Чехова М.П. Вокруг Чехова. М., 1964. С. 278—279.

2. C. Cooke. Shekhtel in Kelvingrove and Mackintosh on the Petrovka: Two Russo-Scottish exhibitions at the turn of the century // Scottish Slavonic Review. 1988. № 10. P. 177—205.

3. То, что кулон — подарок Шехтеля, хорошо помнит актриса МХАТ С.С. Пилявская, которая часто гостила у Марии Павловны в Ялте и в Гурзуфе у Ольги Леонардовны. Несколько лет подряд день рождения Марии Павловны она проводила вместе с ней.

4. Литературное наследство. Т. 68. М., 1960. С. 605—612.

5. Эта дача сохранилась в Мисхоре до наших дней, но в несколько переделанном виде: в ней размещается корпус одного из санаториев.