Липецкие театральные встречи состоялись 21—23 февраля 1992 г. в Липецком драматическом театре им. Л.Н. Толстого.
Тема научно-практической конференции: ««Вишневый сад» как творческое и научное завещание А.П. Чехова культуре XX века». Перед участниками встречи выступил главный режиссер театра В.М. Пахомов, подготовивший для просмотра в эти дни открытую репетицию трех актов «Вишневого сада».
Другой «Вишневый сад» показал на сцене Липецкого театра московский Художественный театр (постановка О.Н. Ефремова; премьера во МХАТе состоялась в юбилейные чеховские дни января 1990 г.).
О.Н. Ефремов говорил о сложности сценической жизни больших пьес Чехова в Художественном театре, о причинах недовольства драматурга постановкой «Вишневого сада» в 1904 г.
Научную часть конференции открыл Председатель Чеховской комиссии академик В.Я. Лакшин.
Гость нашей страны из Шотландии, главный редактор журнала Scottish Slavonic Review, профессор П. Генри, рассказал о постановках чеховской пьесы в Англии и Шотландии.
Среди докладов, посвященных анализу поэтики «Вишневого сада», были следующие: Е.М. Сахарова — о музыкальных ремарках пьесы, А.П. Кузичева — о» звуке лопнувшей струны» (с привлечением аналогий в произведениях Тургенева, Гончарова, Бунина, Блока), Г.А. Пучкова — об образе сада у Чехова и Шекспира. ««Вишневый сад» в семантическом поле современной культуры» — так назвал свое выступление Г.А. Шалюгин. А.М. Турков остановился на отношении Бунина к «Вишневому саду». Об основных направлениях театральной интерпретации «Вишневого сада», на русском и зарубежном материале, рассказала Э.А. Полоцкая.
В эти дни состоялось открытие в театре фигурного портрета Чехова (скульптор — народный художник России Ю.Д. Гришко), также открылась выставка из фондов Московского и Мелиховского музеев Чехова.
В числе организаторов, ставших традиционными Липецких театральных встреч-1992, как и в прежние годы, была ближайшая помощница главного режиссера по литературной части Галина Ивановна Коваленко. 26 января 1993 г. после тяжелой болезни она скончалась. Благодарную память о ней будут хранить друзья и коллеги.
* * *
Чеховские чтения в Ялте впервые открылись по инициативе Марии Павловны Чеховой летом 1954 г. Мария Павловна их и открыла.
В 1992 г. чтения проходили с 5 по 9 апреля. Тема международной научной конференции — «Чехов: движение времени». Организаторы конференции — Управление культуры Совета Министров Республики Крым, Исполком Ялтинского городского совета народных депутатов, Дом-музей А.П. Чехова в Ялте.
С докладами выступили: П. Генри (Глазго, Шотландия), А.Г. Головачева (Ялта), М.О. Горячева (Москва), В.Б. Катаев (Москва), А.П. Кузичева (Москва), М.Н. Кураев (С.-Петербург), Р.Е. Лапушин (Минск), А.С. Мелкова (Москва), Е.М. Сахарова (Москва), О.М. Скибина (Оренбург), А.М. Томашевский (Москва), А.В. Ханило (Ялта), А.П. Чудаков (Москва) и др.
В эти же дни состоялся и театральный фестиваль. Были показаны следующие спектакли:
«А чой-то ты во фраке?» Опера и балет для драматических артистов по «Предложению» Антона Чехова. Московский театр «Школа современной пьесы». Реж. И. Райхельгауз.
«Семь жизней В.И. Немировича-Данченко». Спектакль-концерт в 2-х частях. Реж. Р. Сирота.
«Платонов». МХАТ им. Чехова. Реж. Д. Брусникин.
«Три сестры». Российский государственный экспериментальный театр на Покровке. Реж. С. Арцибашев.
Концерт классической музыки дали давние друзья чеховских музеев А.А. Егоров и К.А. Юганова.
* * *
Международная конференция: Столетие чеховского Мелихова. «Судьба и творчество А.П. Чехова (1892—1992)» прошла с 21 по 25 мая 1992 г. в Мелихове. Настоящий том «Чеховианы» основан на сообщениях и докладах, прочитанных на этой встрече». Конференцию организовали и провели Чеховская комиссия научного совета по истории мировой культуры Российской Академии наук. Министерство культуры Российской Федерации. Комитет по культуре Администрации Московской области. Государственный Литературно-Мемориальный Музей-заповедник А.П. Чехова в Мелихове. Союз театральных деятелей России.
* * *
XVII Чеховские чтения в Таганроге состоялись 21—23 сентября 1992 г. Работали две секции: литературоведческая и лингвистическая. Было прочитано и обсуждено более сорока докладов.
Конференцию проводили — Министерство образования Российской федерации. Северо-Кавказский научный центр высшей школы. Таганрогский государственный Педагогический институт.
* * *
В Сумах с 17 по 20 сентября 1992 г. проводилась Учредительная конференция ассоциации музеев А.П. Чехова, посвященная проблемам координации музейной работы в новых экономических и политических условиях. Инициаторами проведения выступила Чеховская комиссия и музей А.П. Чехова. В 1993 г. Минюстом была зарегистрирована «Ассоциация друзей музеев А.П. Чехова».
* * *
Международную конференцию молодых чеховедов с 27 по 29 января 1993 г. провели Московский Государственный Университет (филологический факультет), Чеховская комиссия Российской Академии наук, Государственный литературный музей Дом-музей А.П. Чехова при участии фонда «Чеховское наследие». Были заслушаны и обсуждены следующие доклады:
Лапушин Радий (Минск) — «Сквозь тысячи верст этой тьмы...» (К интерпретации рассказа «Убийство»).
Долженков Петр (Москва) — «Огни»: трактат по гносеологии.
Нефедова Галина (Москва, РПГУ им. Ленина). — Эстетический идеал Чехова и христианство. (Об идейном содержании рассказа «Человек в футляре»).
Белая П.В. (С.-Петербург, РПГУ им. Герцена). — Психологический анализ в рассказе «Дочь Альбиона».
Фрайзе Маттиас (Германия, Ольденбургский университет) — «Не надо осмеивать героя...»
Сардыко С.А. (Ялта, Дом-музей А.П. Чехова) — Интерпретация учения Марка Аврелия в повести «Палата № 6».
Степанов Андрей (Санкт-Петербургский университет) — Художественное время в рассказе «Случай из практики».
Шейкина Майя (Москва, Литинститут) — Апология сумасшедших («Черный монах» и «Мастер и Маргарита»).
Спинатиева Татьяна (Одесский университет) — «Черный монах»: характер главного героя.
Кочетов Дмитрий (Москва, МГУ) — Художественные образы Чехова и Г. Гауптмана как «параллельные миры».
Тихомиров Сергей (Москва, РПГУ им. Ленина) — «А вдруг прогневаются боги?»: Чехов перед лицом архаической традиции.
Дедушева Лариса (Москва, РПГУ им. Ленина) — Философия любви в драматургии Чехова.
Котеленец Дмитрий (Киевский институт театрального искусства) — К.Г. Треплев — драматург, режиссер и теоретик театра.
Давтян Лариса (Москва, ГИТИС) — Образ Чайки в предметном мире пьесы «Чайка».
Леоненко Руслан (Киевский институт театрального искусства) — «Вишневый сад». Комическое в свете последних постановок.
Кузина Юлия (Москва, МГУ) — Трансформация гоголевских мотивов в рассказах Чехова («Герой-барыня», «Шило в мешке»).
И Су Не (Москва, РИГУ им. Ленина) — «Скверный анекдот» Достоевского и «Свадьба» Чехова.
Фомина Ольга (Арзамасский пединститут) — Страдания маленького человека в творчестве Достоевского и Чехова.
Макеев Михаил (Москва) — Чехов и Сухово-Кобылин.
Бочарова Светлана (Москва, МГУ) — Тема абсурда у Короленко и Чехова.
Францова Н.В. (С.-Петербург, РИГУ им. Герцена) — Мотив страха в творчестве Чехова.
Кузнецов Иван (Москва, МГУ) — Чеховские реминисценции в романе Андрея Белого «Серебряный голубь».
Быкова Марина (Киевский пединститут им. Драгоманова) — Ребус или палимпсест? (Вл. Соловьев — А. Чехов — Андрей Белый: загадки одного литературного портрета).
Савельева Татьяна (Уфа, Башкирский университет) — «Студент» и «Благость» (Чеховские традиции в творчестве В. Набокова).
Маркова Анна (Киевский институт им. Драгоманова) — Два ответа на «женский вопрос» (Феминистический взгляд на творчество Чехова).
Нужонкова Елена (Арзамасский пединститут) — Образы служителей православия в произведениях Чехова.
Николаева Светлана (Тверской университет) — Роль библейских мотивов в прозе Чехова.
Щукина Наталья (С.-Петербург, РПГУ им. Герцена) — Жанровые искания раннего Чехова. (Проблема укрупнения жанра).
Соколова Вера (Москва, МГУ) — Поэтика писем Чехова.
Луков В.Д. (С.-Петербург, Институт лингвистических исследований РАН) — Идеографический словарь лексики рассказа «Святою ночью».
Ксенофонтов Игорь (Калуга) — Чехов и философия его эпохи.
Енджейкевич Анна (Польша, Институт русистики Варшавского университета) — Проблемы языковой коммуникации в художественном мире рассказов Чехова.
Одесская Маргарита (Москва, Российский гуманитарный университет) — Охотничий рассказ: осколки жанра в «Осколках» Лейкина.
Бражников Илья (Москва) — Чехов и философия XX века.
В конференции принимали участие: В.Б. Катаев, А.П. Кузичева, В.Я. Лакшин, З.С. Паперный, Э.А. Полоцкая, В.Н. Турбин, Е.М. Сахарова, А.П. Чудаков, Г.Ф. Щеболева.
В МГУ по материалам конференции издан сборник тезисов.
* * *
Театральные фестивали. С 4 по 27 октября в Москве силами Международной Конфедерации Театральных Союзов проводился 1-й Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова. Чеховских спектаклей из России в афише не было. Однако были привезены 3 зарубежных интерпретации последней пьесы Чехова.
«Вишневый сад». Немецкая версия — Гудрун Дювель и Петер Штайн. Шаубюне ам Ленинер Плац (Берлин). Реж. П. Штайн.
«Вишневый сад». Пер. Отомара Крейчи мл. при участии Карела Крауса и Людмилы Войиржевой. Дивадло За браноу II. Отомар Крейча (Прага). Реж. Отомар Крейча.
«Вишневый сад». Национальный театр (Бухарест). Реж. А. Щербан.
Во время работы фестиваля состоялся международный семинар театр. критиков на тему: «Вишневый сад». Пьеса. Театр. Жизнь».
Петер Штайн, немецкий режиссер. Второй раз обращается к чех. драматургии. Первой его постановкой были «Три сестры», показанные в Москве дважды в 1989 г. и в 1990 г. Премьера «Вишневого сада» состоялась 15 июня 1989 г. Спектакль возобновлен 16 января 1991 г.
Отомар Крейча — чешский режиссер. Всю жизнь Крейча ставил Чехова по многу раз, в Праге и Париже, Стокгольме и Брюсселе, Генуе и Дюссельдорфе, ставил, опираясь на собственную уникальную режиссерскую текстологию. В 1972 г. театр Отомара Крейчи был запрещен в Чехословакии. И лишь в конце 1990 г. уже новый Пражский театр За браноу II открылся премьерой «Вишневого сада».
Андрей Щербан — румынский режиссер. Работал до 1990 г. в Америке. В 1977 г. в Линкольн-Центре, Нью-Йорке состоялась первая его премьера — «Вишневый сад». Пьеса была поставлена как комедия, вызвала огромную прессу, споры, имела шумный успех у зрителя. В 1992 г. премьера «Вишневого сада» состоялась в Бухаресте.
В.Б. Катаев, Э.А. Полоцкая, Е.М. Сахарова, Е.И. Стрельцова
* * *
«Играем Чехова». Первый театральный фестиваль Российских театров «Играем Чехова» провели: Межрегиональное Чеховское общество, Российское творческое объединение «Товарищество режиссеров», московский театр «Чеховский дом» (Ю. Калантаров). Фестиваль проходил с 5 по 26 октября 1992 г.
В фестивале участвовали московские и российские театры. Исключение составил Русский театр юного зрителя из Узбекистана.
Афиша Российского фестиваля выглядела следующим образом:
«Палата № 6». Реж. Ю. Еремин. Московский драматический театр им. А.С. Пушкина.
«Чайка». Реж. Л. Анисимов. Приморский Камерный театр (г. Владивосток).
«Скрипка Ротшильда», муз. В. Флейшмана. Реж. С. Махно. Московский музыкальный театр «Геликон».
«Каштанка и слон». Реж. Л. Хаит. Московский театр кукол.
«Скрипка Ротшильда». Реж. М. Бычков. Воронежский театр Юного зрителя.
«Три сестры». Реж. С. Арцибашев. Российский экспериментальный «Театр на Покровке» (г. Москва).
«Вишневый сад». Реж. Ю. Калантаров. Таганрогский драматический театр им. А.П. Чехова.
«Чайка». Реж. В. Радун. Псковский драматический театр им. А.С. Пушкина.
«Свадьба», музыка А. Холминова. Реж. Б. Покровский. Московский Камерный музыкальный театр.
«Три сестры». Реж. Л. Мартынова. «Классический театр» (г. Санкт-Петербург).
«В рождественскую ночь». Реж. Р. Катаева. Русский Театр юного зрителя (г. Ташкент).
«Веселенькое кладбище». Реж. К. Черноземов (г. Санкт-Петербург). Театр Юрия Томошевского «Приют Комедианта». Исполнил артист Игорь Волков.
«Вишневый сад». Реж. Л. Трушкин. «Театр Антона Чехова» (г. Москва), продюсер спектакля М. Ачкурин.
«Черный монах». Реж. Ю. Еремин. Московский драматический театр им. А.С. Пушкина.
«Чайка». Реж. Ю. Погребничко. Московский молодежный театр на Красной Пресне.
«После бенефиса». Реж. Л. Дуров. Московский театр на Малой Бронной.
«Прости меня, мой ангел белоснежный...» Реж. А. Иванов. Воронежский академический театр драмы им. А.В. Кольцова.
* * *
Еремин Юрий Иванович — художественный руководитель Московского театра им. А.С. Пушкина. Чеховские спектакли: 1977 — «Три сестры», Ростовский театр драмы; 1978 — «Дядя Ваня», Таганрогский театр им. А.П. Чехова; 1979 — «Дом с мезонином», Ростовский театр драмы; 1987 — «Палата № 6», Центральный театр Армии, гастроли в США, Франции, Канаде, Англии, Бельгии, Швейцарии, Италии; 1990 — «Черный монах», Московский театр им. А.С. Пушкина; 1992 — «Дом с мезонином», Школа-студия МХАТ.
Анисимов Леонид Иванович — художественный руководитель Камерного театра драмы во Владивостоке. Дважды ставил «Чайку»: 1975 — Свердловское театральное училище; 1992 — Камерный театр драмы.
Махно Сергей Михайлович, режиссер Московского музыкального театра «Геликон». 1991 — «Скрипка Ротшильда».
Хаит Леонид Абрамович — режиссер Московского театра кукол. 1987 — «Каштанка и Слон» (по Чехову и Куприну) в Московском театре кукол.
Бычков Михаил Владимирович — художественный руководитель Воронежского ТЮЗа. Чеховские спектакли: 1986 — «Палата № 6», Иркутский ТЮЗ; 1988 — «Палата № 6», Воронежский ТЮЗ; 1990 — «Каштанка», Воронежский ТЮЗ; 1991 — «Скрипка Ротшильда», Воронежский ТЮЗ.
Арцибашев Сергей Николаевич — художественный руководитель, директор Московского театра на Покровке. Чеховские спектакли: 1975 — «Юбилей», Свердловское театральное училище; 1991 — «Три сестры», Театр на Покровке.
Калантаров Ювеналий Александрович — художественный руководитель Московского театра «Чеховский Дом». Чеховские спектакли: 1982 — «Дядя Ваня», Калининградский драматический театр; 1991 — «Вишневый сад», «Дядя Ваня», Таганрогский театр им. А.П. Чехова.
Радун Вадим Иосифович — художественный руководитель Псковского драматического театра. 1992 — «Чайка», Псковский драматический театр.
Покровский Борис Александрович — художественный руководитель Московского музыкального камерного театра. «Свадьба», Московский музыкальный камерный театр.
Мартынова Людмила Николаевна — художественный руководитель Классического театра. Санкт-Петербург. Чеховские спектакли: 1970 — «Вишневый сад», Ленинградский институт культуры; 1976 — «Чеховские рассказы»; 1990 — «Три сестры», Классический театр.
Черноземов Кирилл Николаевич — профессор С.-ПГИТМИК. 1990 — «Веселенькое кладбище», Театр «Приют комедианта».
Трушкин Леонид Григорьевич — художественный руководитель Театра Антона Чехова. 1990 — «Вишневый сад», Театр Антона Чехова (г. Москва).
Погребничко Юрий Николаевич — художественный руководитель Московского театра на Красной Пресне. Чеховские спектакли: 1980 — «Три сестры», Московский театр на Таганке; 1985 — «Чайка», Петропавловск-Камчатский; 1987 — «Чайка», Московский театр на Красной Пресне; 1991 — «Три сестры», Московский театр на Красной Пресне.
Дуров Лев Константинович — актер и режиссер Московского театра на Малой Бронной. 1990 — «После бенефиса», Московский театр на М. Бронной.
Иванов Анатолий Васильевич — художественный руководитель Воронежского театра им. А.В. Кольцова. Чеховские спектакли: 1976 — «О. Сахалин» (по кн. Чехова), Южно-Сахалинский драматический театр; 1992 — «Прости меня, мой ангел белоснежный...», Воронежский театр им. А.В. Кольцова. По первой пьесе Чехова «Безотцовщина».
Ю. Калантаров
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |