1. Реликвии чеховской коллекции Государственного Литературного музея
Выставка. 15 января — декабрь 2010 гг.
Выставка, одна из первых в череде мероприятий, приуроченных к чеховскому юбилею, была подготовлена коллективом научных сотрудников Дома-музея под руководством Г.Ф. Щеболевой.
Дом-музей демонстрировал раритеты обширного собрания, насчитывающего около 9000 единиц хранения. Многие из 300 экспонатов выставки были показаны впервые.
В основу юбилейной выставки легли материалы личного архива Чехова: письма и документы, множество книг с автографами, мемориальные вещи — предметы гардероба и обстановки дома, в частности — фрагменты семейного сервиза. Среди последних поступлений в коллекцию музея — псалтирь с дарственной надписью Павла Егоровича, отца писателя, а также письмо Антона Павловича из Ниццы, адресованное одной из знакомых, «полтавской губернаторше». В этом письме четко прослеживается отношение Чехова к Москве; оно также позволяет рассмотреть его почерк последних лет жизни.
Впервые полностью была представлена серия акварелей художницы Александры Хотяинцевой — современницы Чехова, запечатлевшей его пребывание в Ницце в 1897 году.
Среди экспонатов выставки — подборка книжных и журнальных иллюстраций к произведениям Чехова, а также афиши театральных постановок его пьес, осуществленных в разных странах на протяжении столетия с лишним, от первых прижизненных спектаклей до недавней премьеры драмы «Дядя Ваня» в Театре им. Евг. Вахтангова.
Выставка, позволявшая погрузиться в мир Чехова, до конца еще не познанный, вызвала интерес москвичей и по просьбам посетителей дважды продлевала срок своего действия.
2. Фестиваль «слово и звук»
5 ноября 2008 — 16 марта 2011 гг.
Дом-музей А.П. Чехова и Фонд культуры РФ выступили с инициативой организации студенческого фестиваля, на котором ведущие творческие вузы Москвы представляли бы работы своих воспитанников по произведениям Чехова. На это предложение откликнулись не только театральные, но и музыкальные вузы, поэтому фестиваль получил название «Слово и звук».
Слово и Звук порой существовали раздельно. Так, московская консерватория им. П.И. Чайковского представила своеобразный конкурс фортепианных импровизаций по мотивам чеховских произведений, в котором участвовали студенты композиторского отделения. Все выступления были яркими, интересными, но особенно хочется отметить выступление самого молодого участника. 15-летний Денис Писаревский, ученик 1-го курса колледжа при консерватории, был допущен к конкурсу и занял в нем 3-е место, сумев тонко и точно передать нерв чеховской прозы.
Это было торжество Звука. А студенты Театрального института имени Б. Щукина весело и искрометно исполнили композицию из ранних рассказов Чехова, совпадая с настроением чеховских произведений.
Студенты Института театрального искусства им. П.М. Ершова подготовили литературную композицию по рассказам Чехова «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Единственное средство», «Разговор пьяного с трезвым чертом».
В других программах органично соединялись Слово и Зрелище, Слово и Звук.
Студенты Института кинематографии имени С.А. Герасимова показали большие, серьезные работы по 3-му акту пьесы Чехова «Три сестры» и повести Л.Н. Толстого «Детство». Это было дополнено иллюстрациями преподавателей художественного факультета ВГИКа к рассказам Чехова и к пьесе «Чайка».
В вечере Школы-студии МХАТ приняли участие студенты не только актерского, но и художественно-постановочного факультета, которые представили выставку эскизов костюмов и декораций к постановкам чеховских пьес.
Студенты режиссерского и музыкального факультетов Российской Академия театрального искусства исполнили рассказы Чехова «Егерь», «Студент», «Душечка» — и романсы чеховской поры.
В Институте современного искусства чеховские рассказы «В рождественскую ночь», «Каштанка», «Душечка», «Студент», «Женщина без предрассудков» соседствовали с музыкой любимых композиторов писателя — П. Чайковского, М. Глинки, А. Даргомыжского.
Особо следует отметить студентов Российской Академии музыки им. Гнесиных. Гнесинцы трижды становились участниками фестиваля. На открытии они представили две оперы-пародии И. Саца: «Не хвались, идя на рать» и «Месть любви» — единственное в мире исполнение этих произведений. В фестивале также выступили студенты фольклорного отделения с народными песнями, которые любил слушать Чехов.
Г. Колганова
3. Шекспир и Чехов
К 150-летию со дня рождения А.П. Чехова и 100-летию со дня рождения А.А. Аникста.
Дом-музей А.П. Чехова. 27 ноября 2010 г.
Идея конференции возникла в связи с предстоящим 100-летием А.А. Аникста, что совпало с юбилеем А.П. Чехова, растянувшимся на целый год; это подсказало возможность объединить их. Объединение не было искусственным: в обширный круг научных интересов Аникста, знаменитого шекспироведа, входили и русская драматургия, и отечественный театр. Достаточно вспомнить главы о Чехове в его многотомной «Истории учений о драме»; чеховский симпозиум в Кембридже в 1987 году, где российская делегация была возглавлена Аникстом; то деятельное участие, которое он принимал в создании Чеховской комиссии РАН, и, наконец, идею масштабной международной конференции с фестивалем «Шекспир и Чехов».
В его собственном, «аникстовском» масштабе эту идею не удалось бы осуществить, но все же ее приняли на вооружение и реализовали общими силами Чеховская и Шекспировская комиссии РАН, Государственный институт искусствознания (ГИИ), Дом-музей Чехова и Александринский театр.
Место и время были выбраны удачно: волна предшествующих мероприятий схлынула, и можно было не повторять их, но предложить нечто свое. Кроме того, Дом-музей Чехова обладает особой притягательной силой: здесь собираются люди не по служебной надобности, но соединенные общим интересом к чему-либо и друг к другу, и камерные вечера без лишнего официоза позволяют сосредоточиться на избранной теме.
Так было и на этот раз. Доклады участников выстроились в некую систему, от драматургии — к театру, от общих проблем — к отдельным ролям и спектаклям, к персоналиям тех актеров и режиссеров, в чьем творческом активе были и Шекспир, и Чехов.
В честь А.А. Аникста
Т.К. Шах-Азизова (ГИИ). Аникст и его герои.
В.А. Ряполова (ГИИ). Кембридж-1987.
Драматургия
М.М. Одесская (РГГУ). Шуты у Шекспира и Чехова.
Театр
Александринский театр
А.А. Чепуров. Шекспировские и чеховские мифы Александринки.
Выступления режиссеров В.В. Фокина и А. Щербана.
Артисты, Шекспир, Чехов
Е.Г. Хайченко (ГИИ). Джон Гилгуд: от Треплева к Гаеву.
О.В. Егошина (Школа-студия МХТ). Смоктуновский, Шекспир, Чехов.
Московский Художественный театр: два «Гамлета».
В.Б. Катаев. Книппер-Чехова, «Гамлет», МХТ.
А.В. Бартошевич. Вл.И.Немирович-Данченко от Чехова к Шекспиру. Непоставленный «Гамлет».
Т. Шах-Азизова
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |