Вернуться к А.П. Чехову посвящается. Выпуск 1. Таганрог

Предисловие

Антон Павлович Чехов и Таганрог — эти образы и символы русской культуры неотделимы друг от друга в нашем сознании. Каждый раз, приезжая в Таганрог, невольно ловишь себя на мысли, что выискиваешь на уютных тихих улицах старой части города чеховские сюжеты и персонажи, ибо Таганрог в своем облике сохранил много примет того времени, когда в нем жил и писал свои великие произведения Чехов. И очень своевременным было решение сделать город Чехова музеем-заповедником, дабы уберечь и сохранить ту среду, что несет в себе дух чеховской эпохи. Но не все почитающие чеховский талант имеют возможность побывать на родине Антона Павловича, и здесь им на помощь приходит художник.

Ростовский график Николай Полюшенко, несмотря на свои еще молодые годы, уже имеет опыт работы над темой памятников истории и культуры отечества. Его серия «Памятники истории Тихого Дона», включающая в себя графические листы, посвященные архитектуре Ростова-на-Дону, Старочеркасска, Таганрога, экспонировалась на выставках в Азове, Старочеркасске, Ростове-на-Дону, Москве.

Цикл графических работ, рассказывающих о чеховском Таганроге, создавался художником на протяжении 4-х лет. Многочисленные поездки, изучение материала о жизненном и творческом пути А.П. Чехова в Таганроге, пристальное внимание к истории города дали возможность Полюшенко сделать первые штрихи к чеховской тематике вначале в технике карандаша, акварели, а затем позволили подступиться к циклу линогравюр. Чеховский цикл Николая Полюшенко, посвященный 130-летию со дня рождения писателя, включил в себя около 30 графических листов, охватывающих многие аспекты судьбы Чехова в Таганроге в различные годы жизни.

Перед Полюшенко стояла задача немалой сложности. Ведь необходимо, не разрушая историческую достоверность памятника архитектуры, ансамбля, экспоната, суметь эстетически их прочувствовать посредством авторской интонации, поэтического штриха, тактичного акцента. И надо отметить, что желание художника бережно донести до зрителя черты подлинности того или иного памятника чеховского времени позволило Н. Полюшенко создать достаточно убедительные образы той среды, передать колорит той обстановки, в которой жил писатель. В подборке линогравюр есть портреты А.П. Чехова различных жизненных периодов, изображения членов его семьи, учителя гимназии. Все они, естественно, сделаны с документальных фотографий и объективно трактуют облик самого писателя и близких ему людей. И все же ажурность и ритмика графического штриха привносит в изображение некоторое движение и волнение. Есть щемящая лирическая нотка в изображении одинокого заснеженного «Домика Чехова». Гостиная и детская в «Музее-лавке» — каждый из этих интерьеров несет в себе особенность уклада жизни и быта людей, некогда здесь обитавших, и задача художника сводилась к выявлению наиболее существенных деталей и предметов жизненной среды человека особым освещением, ритмом тоновых пятен и штрихованных плоскостей.

Ряд листов, посвященных Таганрогской мужской классической гимназии, гостиному двору, Таганрогскому драматическому театру, библиотеке им. А.П. Чехова и другим архитектурным объектам Чеховского музея-заповедника вводят зрителя в атмосферу старого Таганрога, который нисколько не диссонирует с нашей современной жизнью, но напротив, служит своеобразным мостом, связующим и питающим сегодняшнюю культуру с глубоким духовным источником прошлого, каким для каждого из нас был Антон Павлович Чехов и все, что с ним связано.

В. Рязанов, искусствовед, старший научный сотрудник Ростовского областного музея изобразительных искусств.