XX век упрочил мировое признание Чехова. Выдающийся английский актер П. Скофилд удивительно тонко определил место Чехова в истории мировой литературы: «Чехов — один из наиболее национальных писателей, характеры его героев чисто русские. Но проблемы, которые волнуют чеховских героев — и счастье, и несчастье, и семейная жизнь, и испытания, — одинаковы у народов разных стран».
Мысли, высказанные П. Скофилдом, перекликаются со словами великого современника Чехова Л.Н. Толстого: «...Достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное».
Вместе с мировым признанием с каждым годом растет интерес к городу — месту рождения писателя. Прожив почти половину своей короткой жизни в Таганроге, Антон Павлович впитал впечатления отрочества и юности — духовно созревал, становился писателем.
Чтобы понять феномен Чехова, надо побывать в Таганроге, подышать воздухом моря и степи, побродить по тихим зеленым улочкам старого города, побывать в домах — свидетелях разных этапов жизни писателя, подняться по скрипучей лестнице, ведущей на галерку театра, откуда мальчику открывался волшебный мир театра, перелистать фолианты книг.
Итак, Чехов и Таганрог — близкие, неотделимые друг от друга понятия.
Удивительно историческое прошлое Таганрога. Основанный Петром 12 сентября 1698 г. как военно-морская база на юге России, город в конце XVIII века превратился в крупнейший на юге страны внешнеторговый порт.
Это был «город фантастических богатств и таинственных кладов, город второй в России итальянской оперы и простеленных контрабандисте, город-плагиат из новелл Грина, в чьей гавани хлопали флаги Греции и Англии, Испании и Турции. Панорама Таганрога была знакома морякам всего мира».
К середине XIX века Таганрог — город дворцов, особняков и убогих лачуг, город преуспевающих дельцов и обездоленного люда.
Именно в этом городе началась жизнь чеховской семьи, родоначальником которой был Егор Михайлович Чехов.
В 1841 году он, бывший крепостной Воронежской губернии, выкупив себя и свою семью у помещика В.Д. Черткова, приехал в Ростов-на-Дону, где приписался к мещанскому сословию. Через три года покупает в Таганроге домовладение на углу Донского переулка и Конторской улицы (ныне ул. Р. Люксембург, 75) и записывает его за женой. Это домовладение можно с полным правом считать родовой усадьбой семьи Чеховых.
С 1855 года в этом доме проживает Павел Егорович с семьей. После женитьбы младшего брата, который поселился здесь же, Павел Егорович переезжает на Полицейскую улицу, № 47 (ныне улица Чехова) в домовладение купца Гнутова.
«Родился я в доме Болотова (так говорит моя мать) или Гнутова на Полицейской улице, в маленьком флигеле во дворе. Дома этого, вероятно, уже нет...», — так вспоминает место своего рождения А.П. Чехов.
Он даже не предполагал, что этот дом будет сохранен усилиями нескольких поколений и в нем будет устроен музей. Сохранившиеся с тех далеких времен жизнеописания святых «Четьи-Минеи», икона кисти В.М. Чехова «Николай Угодник», картины, посуда, мебель воссоздают жизнь семьи в первые годы купеческой карьеры отца будущего писателя.
В последующие годы, когда центр торговли переместился ближе к железной дороге, связавшей в 1869 году Таганрог с Украиной и центральными районами страны, Павел Егорович снимает один из самых дорогих в городе домов, надеясь укрепить торговое дело. «...Тогда мы жили в доме Моисеева... Мы занимали большой двухэтажный дом с двором и постройками. Внизу помещались магазин нашего отца, кухня, столовая и еще две комнаты, и наверху обитало все наше семейство...», — вспоминал М.П. Чехов.
Детей учили языкам и музыке, старшие учились в гимназии и посещали ремесленные классы, где обучались портняжному, сапожному и переплетному мастерству. Впоследствии Антон Павлович высоко ценил заботу родителей и желание сделать детей грамотными и развитыми людьми.
В доме Моисеева Павел Егорович решил обосноваться надолго. Фасад украсила большая черная вывеска с выделенной на ней сусальным золотом надписью: «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары», а немного ниже — вторая: «Навынос и распивочно». При лавке был погребок с знаменитыми в Таганроге сантуринскими винами.
«Я ведь пролетарий, — рассказал однажды Чехов Бунину. — В детстве, в нашей таганрогской лавочке, я сальными свечами торговал. Ах, какой там проклятый холод был!..»
Постоянное дежурство в лавке, участие в спевках хора кузнецов, организованного отцом — большим любителем церковного пения, отнимали много времени и здоровья, мешали учебе в гимназии. Память о жизни в этом доме осталась у Антона Павловича на всю жизнь. Здесь он жадно впитывал все то, что окружало его: колоритные фигуры завсегдатаев, мелких хлебных маклеров, проводивших свободное время в лавке отца, дюжих кузнецов — участников хора, странников в пестрых одеждах, афонских монахов, близких родственников и знакомых, товарищей по гимназии. Здесь он вырабатывал понятие о добре, зле и справедливости.
Интерьер лавочного помещения, старинные документы, фотографии родственников, знакомых, соседей, ранние работы А.П. Чехова, гимназические учебники и книги переносят нас в мир детства А. Чехова, помогают понять истоки таких произведений как «Ванька», «Спать хочется», «В аптеке», «Надлежащие меры», «Певчие», «Канитель», «Отец семейства», «Тяжелые люди», «Свадьба», «Степь» и многие другие.
Память о гимназических годах оставила не менее важный след. Таганрогская гимназия была первой общеобразовательной школой, и долгое время оставалась единственным в своем роде учебным заведением в обширном районе Новороссии. Долгое время она была крупным очагом образования и просвещения.
Гимназия оказывала положительное влияние на культурное развитие Таганрога. При ней существовала библиотека, книжный магазин, историко-географический музей — первый в городе. Музей носил учебный характер, но посещали его не только учащиеся, но и многие горожане.
Хорошо оснащенная метеорологическая станция гимназии вела серьезную работу под наблюдением гидрографической части Главного Управления Черноморского флота и отчитывалась в ней перед Академией наук.
В первый класс Таганрогской мужской классической гимназии Антон Чехов перешел из приготовительного в 1869 году, провел здесь одиннадцать лет.
И, несмотря на то, что «70-е годы были временем самого строгого школьного режима, самого беспощадного господства классицизма», несмотря на то, что к гимназистам, помимо официально подобранных «футлярных» учителей типа инспектора Дьяконова, были приставлены наставники, и надзиратели, несмотря на все это, именно в эти годы зародилась его любовь к литературе, театру, музыке, самостоятельному труду, появились первые проблески таланта.
Но это была внутренняя работа, не замеченная учителями и наставниками. В аттестате зрелости записано, что А. Чеховым проявлена «любознательность по всем предметам одинаковая». И даже любимый преподаватель закона божьего Ф.П. Покровский, беседовавший на уроках о литературе, русской истории, современных событиях и давший Антону прозвище «Антоша Чехонте», сказал матери: «Из ваших детей, Евгения Яковлевна, не выйдет ровно ничего. Разве только из одного старшего, Александра».
Мнение, высказанное в присутствии Антона, не помешало дальнейшим дружеским отношениям. Антон Павлович переписывался с Покровским, посылал свои книги с автографами, дарил подарки ко дню рождения, выхлопотал для него болгарский орден «За услуги, оказанные в последнюю русско-турецкую войну».
Все это будет потом. А пока Антон учится в гимназии. К этому времени отец Павел Егорович разорился, уехал в Москву, вскоре Таганрог покинула мать с младшими детьми.
Построенный в долг дом переходит в собственность бывшего квартиранта, служащего Коммерческого суда Г.П. Селиванова и юноша остается жить в бывшем собственном доме на правах квартиранта, занимаясь репетиторством.
Житейские проблемы неотступно преследовали его: заплатить за учебу в гимназии, обеспечить себе прожиточный минимум, помочь семье и непременно получить аттестат, чтобы поступить в университет.
Ведя самостоятельную трудовую жизнь, гимназист много и серьезно читает, посещает открытую в 1876 году первую в городе общественную библиотеку. Нуждаясь в деньгах, он вносит библиотечный залог (2 рубля в год) не сразу, а по частям — в начале года и осенью. Его интересы были разнообразны, начиная от юмористических журналов и, кончая сочинениями русской и мировой классики.
Почувствовав на себе благотворное влияние литературы, он пишет младшему брату Михаилу: «Привыкай читать. Со временем ты эту привычку оценишь». Впоследствии, на протяжении многих лет пополняет фонды библиотеки родного города, дарит свою личную библиотеку с автографами деятелей литературы, искусства и науки — более семисот книг.
В мир литературы и искусства Чехов входит не только через книгу, но и через театр.
Таганрог с давнего времени пользовался репутацией музыкального города. Впоследствии Антон Павлович отзывался о своих земляках: они «все музыкальны, одарены фантазией и остроумием, нервны, чувствительны» («нервны» у Чехова «чутки»).
Своеобразие города определило место и значение театра для таганрожцев. Здание театра, построенное по проекту итальянского архитектора Ландерона в 1866 году, было отлично спланировано, расписано итальянскими мастерами, имело великолепную акустику.
Здесь по целым сезонам гастролировала итальянская опера. Увлечение оперой было повальным. Брат писателя Александр Павлович Чехов вспоминал, что в те годы в Таганроге «не было почти ни одного греческого или итальянского дома, из окон которого в тихий южный летний вечер не доносились бы звуки фортепиано, скрипки или виолончели и не разливались бы в лениво засыпавшем, неподвижном воздухе голосовые соло и дуэты из «Травиаты», «Трубадура», «Фенеллы» и других опер...»
Дополняя Ал.П. Чехова, П.П. Филевский свидетельствует, что «самые разнообразные элементы: гимназисты, чиновники, негоцианты сходились в одном общем поприще — увлечении оперой, все пели Лукрецию Борджию, Лючию, Трубадура, Риголетто, Севильского цирюльника и др.»
Итальянская опера пользовалась огромным успехом в России 1860—1870-х гг. и Чехов-гимназист разделял это увлечение. Увлекался он и опереттой. Оперетта Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена» была одним из первых спектаклей, увиденных им на сцене театра.
Здесь же он смотрел бессмертные пьесы Шекспира и Гоголя, Островского и Мольера. Здесь он видел игру лучших драматических актеров России и мира — Горевой, Абариновой, Новикова, Яковлева, Соловцева, Олдриджа, Сальвини, Рютчи, Зангери.
Оценивая виденное, Чехов впоследствии говорил, что театр давал ему когда-то много хорошего: «...Прежде для меня не было большего наслаждения, как сидеть в театре...»
Увлечение театром вызвало желание попробовать свои силы. Он становится участником любительских спектаклей, организованных в доме гимназического товарища А. Дросси, играет с успехом Несчастливцева в «Лесе» А. Островского и старухи-старостихи в пьесе «Ямщики» или «Шалость гусарского офицера».
...Приазовская степь, морской пейзаж, музыка, книги, театр развивали в юном Чехове чувство гармонии, красоты, свободы, пробуждали жажду творчества.
Вначале это были небольшие сценки, разыгрываемые в кругу семьи. Здесь и прообраз будущей «Хирургии», «Письмо к ученому соседу», здесь и сценки из таганрогской жизни, в которых таганрожцы узнавали самих себя.
Известно и о рукописном журнале «Заика», и о первых водевилях «Нашла коса на камень», «Недаром курица пела», и о первой пьесе «Безотцовщина», ставшей итогом таганрогских впечатлений — жизненных и литературных.
В 1879 году Чехов заканчивает гимназию. Не прошли бесследно для творчества писателя эти годы. В рассказах «И то, и се», «Случай с классиком», «Володя», «Человек в футляре», «Учитель словесности» оживут впечатления этих лет.
Итак, позади девятнадцать лет жизни, масса наблюдений. Чтобы они не потускнели, Антон Павлович еще пять раз приедет в родной город. В одном из писем он признается: «Куда бы я ни поехал — за границу ли, в Крым ли или на Кавказ — Таганрога я не миную».
В начале творческого пути Чехов использует таганрогский материал, прямо его называя — он приводит события таганрогской жизни и даже точные фамилии. Хорошо известен факт, когда знакомые легко узнали себя в юмореске «Свадебный сезон» и страшно обиделись на автора.
Позднее в годы творческой зрелости, таганрогский материал уже не выступает прямо, он или ощущается в «подтексте», или органически переплетается с другими местными материалами, полученными от знакомства с общерусской действительностью.
Учитывая большое место, которое занимает в творчестве Чехова таганрогский материал, авторский коллектив музея провел большую научно-исследовательскую и собирательскую работу, подготовил и открыл к 125-й годовщине со дня рождения писателя литературно-мемориальную экспозицию «Писатель и Родина».
Размещается экспозиция на площади 1000 кв. м в одиннадцати залах здания бывшей мужской гимназии, стены которой хорошо помнят Чехова. Более двух тысяч экспонатов раскрывают мир великого писателя, его связь с родным городом, вклад писателя в культурное развитие города, популярность и актуальность его творчества в нашей стране и за рубежом.
Неповторимо и своеобразно художественное решение экспозиции. Композиционное построение залов оригинально дополнено введением образных решений многих тем.
Открытие литературно-мемориальной экспозиции стало важной вехой создания чеховского комплекса в системе музея-заповедника, в идее организации которого лежит программа сохранения уникальных памятников истории и культуры, увековечения памяти нашего великого земляка А.П. Чехова.
Однажды в разговоре Антон Павлович заметил, что его забудут скоро. Жизнь показала обратное. Не так много найдется на земле писателей, у которых каждое новое поколение находит ответ на многие волнующие вопросы, которым дороги не только герои повестей, рассказов и пьес, но и сам автор, провозгласивший идеал совершенного человека: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и мысли».
Е. Кожевникова, заместитель генерального директора Таганрогского музея-заповедника по науке.
С. Щеглова, заместитель генерального директора музея-заповедника по литературной части.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |