Вернуться к Е.З. Балабанович. Дом А.П. Чехова в Москве

Дом Чехова в наши дни

Прошло много лет с того времени, когда Чехов жил на Садовой-Кудринской, и вот уже в наши дни старый дом вновь начал жить полной, творческой жизнью. В 1954 году, когда Советская страна и все прогрессивное человечество отмечали пятидесятилетие со дня смерти Чехова, здесь по решению правительства СССР был открыт музей великого писателя.

Датой второго рождения дома Чехова стало 14 июля 1954 года. В этот день небольшие залы музея не смогли вместить всех пришедших. На торжестве открытия присутствовали представители советской общественности, деятели науки и культуры, родные писателя — жена Ольга Леонардовна Книппер-Чехова и племянник Сергей Михайлович Чехов. С волнением и радостью вошли первые посетители в бывший дом Корнеева. С тех пор в музее побывало немало людей. Значительно пополнилась экспозиция. Вполне понятно, что внимание посетителей прежде всего привлекают восстановленные личные комнаты писателя.

Мемориальную экспозицию дополняют вещи Чехова, показанные в его кабинете и в комнате младшего брата. В кабинете можно увидеть фарфоровую лампу и бронзовые канделябры со стеклянными подвесками, которые находились когда-то в гостиной. Здесь же — копия картины Н.П. Чехова «Бедность» (усталая швея за работой) и его этюд «Голова старика» (1877 г.). На маленьком столике — визитные карточки А.Н. Плещеева, А.И. Южина, А.П. Ленского, И.Л. Леонтьева-Щеглова и других гостей писателя.

В комнате Михаила Павловича собраны вещи, относящиеся к различным периодам жизни писателя. Здесь университетский значок, полученный А.П. Чеховым по окончании медицинского факультета; рыболовные принадлежности Антона Павловича; гобой-мюзет, подаренный им двоюродному брату А.А. Долженко; корзинка, с которой писатель совершил путешествие на остров Сахалин; пенсне и т. д. Многие вещи относятся к последним годам жизни Чехова. Это портфель, жилет, верхняя рубашка, кашне, кепка, лента от венка, поднесенного писателю в день чествования его на сцене Московского Художественного театра, 17 января 1904 года, в связи с двадцатипятилетием литературной деятельности и премьерой пьесы «Вишневый сад». Большой ценностью являются вещи друга писателя — И.И. Левитана; палитра с акварельными красками, альбом для зарисовок, карандаши, печать.

Большая часть этих вещей подарена М.П. Чеховой и О.Л. Книппер-Чеховой, которые приняли ближайшее участие в создании Дома-музея Чехова в Москве.

В комнате Михаила Павловича показаны страницы его писем к Г.М. Чехову с зарисовками дома на Садовой-Кудринской и его интерьеров. Эти миниатюрные рисунки пером и акварелью, своеобразные виньетки представляют огромную ценность, так как документально точно воссоздают обстановку, в которой жил Чехов и его семья. Рисунки М.П. Чехова точно переносят нас в далекие 80-е годы.

План дома Корнеева, сделанный Марией Павловной, позволяет наглядно представить расположение комнат в московской квартире писателя. Рядом — письмо М.П. Чеховой от 25 марта 1945 года к директору Государственного литературного музея профессору И.Г. Клабуновскому, в котором она выражает свою радость, что именно в бывшем доме Корнеева будет создан музей Чехова. «Молодая, веселая, здоровая, трудовая жизнь кипела тогда в этом доме», — так говорила М.П. Чехова в этом письме о жизни в доме на Садовой-Кудринской.

В остальной части дома Чехова развернута экспозиция, посвященная жизни и творчеству писателя. Филиал Государственного литературного музея, Дом-музей А.П. Чехова располагает самым обширным, лучшим в СССР собранием материалов о Чехове. Исключительная ценность этого собрания заключается в том, что его основой является личный архив писателя, переданный Советскому государству Марией Павловной Чеховой и Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой.

На выставке показаны художественные и фотографические портреты Чехова; фотографии членов семьи писателя и современников; зарисовки и фотографии мест, где жил Чехов, сделанные в период 1880—1900-х годов; редкие прижизненные издания чеховских произведений, рукописи и документы; материалы о постановках пьес Чехова и др.

Экспонаты размещены в соответствии с основными этапами жизненного и творческого пути писателя. Последовательно знакомясь с ними, мы как бы входим в жизнь Чехова. На наших глазах меняется его облик, расширяется сфера наблюдений над русской действительностью, увеличивается круг друзей и знакомых, Чехов растет как писатель.

Выставка чеховских фондов размещена в трех залах Дома-музея. В первом и во втором залах показаны материалы, относящиеся к биографии и творчеству писателя. Третий зал посвящен теме «Чехов в СССР и за рубежом».

Первый зал музея охватывает большой период жизни писателя — с 1860 по 1892 г.

Экспозиция открывается разделом, посвященным детству и юности Чехова (1860—1879 гг.). Здесь — старинные фотографии Таганрога, где Антон Павлович провел первые девятнадцать лет своей жизни, домика, где родился писатель, гимназии, в которой он учился. Особую ценность имеет уникальная фотография семьи Чеховых 1874—1875 гг. Это первое дошедшее до нас изображение писателя (Антон Павлович стоит во втором ряду, второй слева). В витрине — фотография представителей старшего поколения семьи Чеховых (в том числе деда писателя — Егора Михайловича, бывшего крепостного крестьянина), письмо матери — Евгении Яковлевны, гимназические отметки и аттестат зрелости Чехова.

На формирование характера юноши Чехова большое влияние оказали русская литература и театр, которыми с детства увлекался будущий писатель. Перед нами — фотография зрительного зала таганрогского театра, с галереи которого Чехов-гимназист смотрел драмы и мелодрамы, комедии и водевили, оперы и оперетты.

Очень интересна подлинная афиша 1871 года — спектакля одной из любимых пьес юного Чехова, комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Основная часть экспозиции первого зала посвящена жизни писателя в Москве (1879—1892 гг.). В редких фотографиях и фототипиях 1880-х годов перед нами оживает облик чеховской Москвы. Вот древняя часть Москвы с ее замечательными историческими памятниками — Кремлем, Красной площадью, которыми так часто любовался Чехов. Вот Трубная площадь и Сретенка, вблизи которых писатель жил в первой половине 1880-х годов. Вот Большая Якиманка, откуда в 1886 году семья Чеховых переехала на Садовую-Кудринскую улицу.

В 1879—1884 годах Чехов учился на медицинском факультете старейшего в России Московского университета. Мы видим на стенде фототипии 1880-х годов — здание университета, Екатерининскую больницу, где Антон Павлович проходил медицинскую практику, ряд небольших фотопортретов — медальонов молодых врачей выпуска 1884 года (среди них и Чехова). Интересны фотографии Чехова-студента с товарищами по университету, его студенческий билет, диплом врача за подписью знаменитого хирурга Н.В. Склифосовского.

Уже на первом курсе университета Антон Павлович начинает печататься. Комплект юмористического журнала «Стрекоза» за 1880 год, выставленный в витрине, раскрыт на первых напечатанных произведениях Чехова. Это «Письмо донского помещика Степана Владимировича N к ученому соседу д-ру Фридриху» и «Что чаще всего встречается в романах, повестях и рассказах». Показаны также листы журнала «Осколки», фотографии редактора журнала Н.А. Лейкина, сотрудников Л.И. Пальмина и В.В. Билибина.

Чехов писал для мелких юмористических журналов в то время, когда в русской литературе безраздельно господствовал жанр романа, а излюбленный писателем короткий рассказ считался литературой низшего сорта, пригодной лишь для развлекательного чтения. Однако Чехов вошел в литературу именно как мастер небольшого рассказа. В своих лучших произведениях 1880—1886 годов писатель высоко поднялся над уровнем юмористических журналов того времени, рассчитанных на невзыскательного читателя, и создал образы большой обобщающей силы.

В ряде коротких сатирических рассказов Чехов выступает как беспощадный разоблачитель мещанства, полицейского произвола, власти чиновничества, реакции 1880 годов. Одновременно в творчестве писателя появляется тема страдания «маленького человека» под гнетом дворянско-самодержавного строя. Возникает жанр чеховской лирической новеллы, насыщенной большим социальным содержанием.

Перед нами уникальные первые книги Чехова — типографские листы не вышедшего в свет сборника 1883 года «На досуге» с иллюстрациями Н.П. Чехова (предполагают, что у братьев Чеховых не хватило средств на издание этой книги), сборники «Сказки Мельпомены» (1884 г.), «Пестрые рассказы» (1886 г.).

«Пестрые рассказы» являются итогом творчества писателя первой половины 1880-х годов. Семьдесят семь рассказов, входящих в сборник, широко и многообразно раскрывают дарование молодого Чехова-новеллиста. Здесь, например, такие произведения, как «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Горе», «Тоска», «Мертвое тело», «Егерь», «Устрицы», «Пересолил», «Детвора», «Шведская спичка». Каждое из них является своего рода шедевром.

Превосходная характеристика «Пестрых рассказов» была дана В.Г. Короленко: «Вся книга... сверкала юмором, весельем, часто неподдельным остроумием и необыкновенной сжатостью и силой изображения. А нотки задумчивости, лиризма и особенной, только Чехову свойственной печали, уже прокрадывавшиеся где-то сквозь яркую смешливость, — еще более оттеняли молодое веселье этих действительно «пестрых» рассказов»1.

На одном из стендов помещены прекрасная фотография братьев Антона и Николая Чеховых и рисунки Николая Павловича, опубликованные в юмористических журналах: «Москва. Кузнецкий мост», «Зрительный зал Большого театра», «Татьянин день», «Салон де Варьете», «Свадебный сезон» и др. Здесь же рисунки других художников (А. Порфирьева, А. Лебедева) на темы чеховских произведений и зарисовка М. Чемоданова-Лилина, изображающая писателя в редакции юмористического журнала «Будильник».

В Доме-музее Чехова сосредоточены почти все прижизненные художественные портреты писателя. В первом зале висят два портрета Чехова работы его брата Николая Павловича, написанные в начале 1880-х годов. Особенно удачен портрет 1883 года.

Под более ранним портретом Антона Павловича — отзыв М. Горького о ранних рассказах писателя: «Я хорошо помню начало литературной деятельности А.П. Чехова, помню кисленькие улыбочки дореволюционных обывателей, когда они почувствовали, что человек, который казался им только веселым забавником, начал мягкой рукой, но безжалостно обнажать пошлость и глупость их жизни»2.

Естественно, что посетители музея проявляют особенный интерес к разделу выставки, посвященному жизни писателя в доме на Садовой-Кудринской. Здесь — опыт реконструкции вида дома Корнеева 1880-х годов работы художника А.В. Средина, а также фототипия 1888 года, изображающая Садовую улицу со стороны площади бывших Триумфальных ворот (ныне площадь Маяковского).

Обращает на себя внимание большой овальный фотопортрет Чехова 1888 года с автографом. Это одна из лучших фотографий писателя, превосходно передающая обаятельный облик автора «Степи». Ценным биографическим документом являются две фотографии Антона Павловича во дворе дома на Садовой-Кудринской (снимок сделан на фоне деревянного, ныне не существующего дома, где жил Я.А. Корнеев). На одном из фотоснимков мы видим вместе с Чеховым его родителей — Павла Егоровича и Евгению Яковлевну, братьев Ивана Павловича и Михаила Павловича, сестру Марию Павловну, знакомых семьи — Л.С. Мизинову, А.А. Лесову, А.И. Иваненко и Сережу Киселева.

На многих оригинальных фотографиях 1880-х годов запечатлены друзья и знакомые писателя; некоторые из них бывали в доме на Садовой-Кудринской: А.Н. Плещеев, П.И. Чайковский, И.И. Левитан, А.С. Лазарев-Грузинский, И.Л. Леонтьев-Щеглов, В.А. Гиляровский, Н.Д. Телешов, И.А. Белоусов, А.П. Ленский, П.М. Свободин, Л.С. Мизинова, В.Г. Короленко. Портрет Д.В. Григоровича дан офортом В. Матэ.

Номера журнала «Северный вестник» раскрыты на важнейших произведениях, созданных Чеховым во второй половине 1880-х годов (повесть «Степь», пьеса «Иванов»). В экспозиции имеются книги писателя этих лет: «В сумерках» (1887 г.), «Рассказы» (1888 г.), «Хмурые люди» (1889 г.).

На томике «В сумерках» — шутливая дарственная надпись Чехова хозяину дома на Садовой-Кудринской: «Земляку, домохозяину, collegae majori3 коллежскому советнику и ценителю Якову Алексеевичу Корнееву в знак глубокого уважения и в умилостивление домовладельческого гнева от неисправного плательщика, collegae minoris4 и автора. А. Чехов. 1887 г., 9 сент.».

Афиши первой постановки пьесы Чехова «Иванов» в театре Корша (1887 г.) и на сцене Александринского театра в Петербурге (1889 г.), а также страницы рукописей пьес «Иванов» и «Свадьба» помещены во втором зале.

В ряде зарисовок 1880—1890-х годов, сделанных Марией Павловной и Михаилом Павловичем Чеховыми, и в серии редких фотографий того времени запечатлены любимые писателем места Подмосковья — Воскресенск, Звенигород, Бабкино. Особенно любил Чехов Бабкино. Здесь молодой писатель близко познакомился с жизнью крестьянства и сельской демократической интеллигенции, с бытом дворянской усадьбы. Живописная природа окрестностей Бабкина служила источником вдохновения для Чехова и художника И.И. Левитана. Показанный на стенде сравнительно малоизвестный портрет Антона Павловича работы И.И. Левитана относится к середине 1880-х годов.

Чехов много ездил по России, хорошо знал свою родину. В зарисовках Марии Павловны и Михаила Павловича Чеховых оживают поэтические места Украины, где писатель с семьей провел подряд два лета — в 1888 и 1889 годах (усадьба Лука, вблизи города Сумы).

Рядом материалов и фотографий, привезенных Чеховым из путешествия 1890 года, показана поездка на остров Сахалин. Здесь — суровые пейзажи острова, снимки его подневольных обитателей — ссыльнокаторжных, вид острова Цейлона, где Антон Павлович побывал на обратном пути, фотография Чехова на борту парохода «Петербург». Интересна одна из карточек переписи ссыльнокаторжного населения острова Сахалина, произведенной писателем (всего Чехов заполнил около 10 тысяч таких карточек). На стенде помещено первое издание книги «Остров Сахалин» (1895 г.).

В «сахалинском» разделе экспонированы также две работы И.И. Левитана — «Дорога» (возможно, это эскиз к картине «Владимирка»; как известно, по Владимирской дороге гнали этапом ссыльнокаторжных в Сибирь) и акварель «Море».

По возвращении с Сахалина, в 1890—1892 годах, писатель жил в доме Фирганг на Малой Дмитровке, изображенном на этюде М.П. Чеховой. Здесь была сделана редкая фотография Антона Павловича, когда он работал за письменным столом. Живописную усадьбу Богимово, где Чехов жил летом 1891 года, мы видим на этюдах М.П. Чеховой (1891 г.) и позднейшем полотне художника Н.И. Львовского. Фотографии Венеции, Рима, Парижа, Ниццы напоминают о местах за границей, где, начиная с 1891 года, не раз бывал Чехов. Этими материалами завершается экспозиция первого зала.

Мы проходим в вестибюль чеховской квартиры и поднимаемся на второй этаж. Здесь на площадке лестницы, под портретом Чехова работы И. Браза (копия Н. Струнникова) воспроизведены знаменитые слова писателя: «Все мы народ, и все то лучшее, что мы делаем, есть дело народное»5. Они являются своеобразным эпиграфом к экспозиции второго зала, посвященной жизни и творчеству Чехова 1892—1904 годов.

В 1892 году Антон Павлович переехал из Москвы в село Мелихово, чтобы, как он говорил, «жить среди народа». Перед нами на небольшом полотне — занесенная снегом деревня. На переднем плане видны фигуры Чехова и его близкого знакомого, доктора Н.И. Коробова. Здесь в Мелихове, в тесном общении с народом, были созданы многие чеховские произведения.

Облик Мелихова 1890-х годов запечатлен в работах И.И. Левитана, М.П. Чеховой (серия этюдов) и М.Т. Дроздовой. Фотографии 1890-х годов показывают общие виды усадьбы, дом Чехова, флигель, где была написана «Чайка», уголки сада. Мелихово позднейшего времени отражено в работах художников А.В. Средина, племянника писателя С.М. Чехова, его сына С.С. Чехова и др.

В зале экспонированы многочисленные уникальные фотографии Чехова 1890-х годов — индивидуальные и групповые, некоторые с автографами писателя. Мы видим Чехова среди родных: возле дома в Мелихове, на ступеньках крыльца флигеля, в кабинете на фоне книг; с друзьями, знакомыми и товарищами по литературе — в редакции журнала «Русская мысль», с писателями Д.Н. Маминым-Сибиряком и И.Н. Потапенко, с писательницей Т.Л. Щепкиной-Куперник и артисткой Л.Б. Яворской, с В.А. Гиляровским, Л.С. Мизиновой. Фотографии Л.Н. Толстого и Ясной Поляны напоминают о личном знакомстве Чехова с великим писателем, состоявшемся в 1895 году.

«Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья...»6 Эти слова Чехова говорят о глубоком понимании писателем общественного значения своего труда.

Чехов с пристальным вниманием изучал жизнь крестьянства, вел большую общественную работу в деревне. Он участвовал в строительстве школ, был счетчиком во время всероссийской переписи 1897 года, организовал в 1892 году врачебный участок и на протяжении ряда лет бесплатно принимал больных. Об этом свидетельствуют документы, представленные в экспозиции. На фотографиях 1890-х годов показаны земские врачи, учителя начальных школ, вместе с Чеховым принимавшие участие в общественной работе.

Образы мелиховских крестьян, которых знал Чехов, оживают в художественных портретах, сделанных сестрой писателя в 1890-х годах. Ряд фотографий 1880—1890-х годов документально рассказывает о жизни русской деревни того времени.

В экспозиции представлены карандашные зарисовки Чехова, сделанные в 1897 году А.А. Хотянцевой в Мелихове, серия дружеских шаржей на Антона Павловича работы этой же художницы: Чехов в Третьяковской галерее перед своим портретом кисти И. Браза, писатель в Ницце — за обеденным столом в русском пансионе, на прогулке, за чтением газеты «L'aurore», где печатались материалы, связанные со знаменитым делом Дрейфуса. Как известно, Чехов был на стороне мирового прогрессивного общественного мнения и резко осудил реакционеров, которые сфабриковали дело Дрейфуса.

Обогащенный новыми впечатлениями, глубоко, всесторонне познавший русскую жизнь, Чехов создает в Мелихове ряд замечательных произведений. В мелиховский период творчество Чехова достигает огромной идейно-художественной глубины. В 1890-х годах обретает совершенную форму чеховская новелла, расцветает жанр повести, создаются шедевры драматургии.

Действительность во всей ее сложности и противоречивости отражается в чеховских повестях и пьесах этого времени. И как бы ни была сурова и тяжела «проза жизни», изображаемая Чеховым, его произведения никогда не рождают ощущения нравственной духоты, отчаяния и беспросветного мрака. Высокая поэтичность, могучая и радостная сила жизнеутверждения исходит из книг писателя.

О литературной работе Чехова 1892—1899 годов говорят автографы и первые публикации его произведений.

Ноябрьская книжка журнала «Русская мысль» раскрыта на рассказе «Палата № 6», в котором Чехов с огромной художественной силой нарисовал образ России, страдающей под гнетом дворянско-самодержавного строя. Рядом приведены слова В.И. Ленина, в которых отмечается огромный обобщающий смысл произведения: «Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня было такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6»7.

В экспозиции помещены рукописи рассказов «Ариадна» (1895 г.), «Ионыч» (1898 г.), первая публикация рассказа «Крыжовник» (1898 г.). В этих произведениях писатель разоблачает мещанство с его эгоизмом, Духовным убожеством и властью собственности. Вот первый печатный текст рассказа «Бабье царство» (1894 г.), где Чехов протестует против несправедливости капиталистических отношений; первая публикация знаменитого рассказа «Человек в футляре». Образ учителя Беликова — поборника реакции, врага всего нового — одно из наиболее глубоких художественных обобщений писателя.

Чехов говорил о «беллетристическом значении», которое имело для него Мелихово. Мелиховские впечатления отразились в ряде произведений писателя и прежде всего в повести «Мужики». С предельной правдой показана здесь русская деревня 1890-х годов, раскрыт процесс обнищания крестьянства под влиянием роста капитализма. В музее экспонированы страницы черновой рукописи повести, первое отдельное издание «Мужиков» (вместе с повестью «Моя жизнь») с дарственной надписью автора И.И. Левитану.

Особый раздел посвящен пьесам Чехова, созданным в мелиховские годы. Перед нами — программа спектакля пьесы «Чайка», поставленной впервые в 1896 году на сцене Александринского театра в Петербурге. Роль Нины Заречной исполняла великая русская артистка В.Ф. Комиссаржевская. В экспозиции помещены фотография В.Ф. Комиссаржевской в первом акте пьесы, ее портрет с надписью: «Хорошему Антону Павловичу в воспоминание о кратком, но памятном знакомстве»; автограф письма актрисы к Чехову 1896 года. Несмотря на прекрасную игру Комиссаржевской, спектакль не имел успеха. Провал «Чайки» наглядно показал несостоятельность старого театра, не сумевшего понять одно из самых совершенных произведений русской драматургии.

В пьесах 1890 — начала 1900 годов отразилось драматургическое новаторство Чехова, поставившего своей целью приблизить условную театральную правду к жизни. Драмы Чехова отличаются психологичностью, которая тонко проявляется в своеобразном и сложном внутреннем действии, в изображении скрытых драм и трагедий, происходящих в душе человека. Вот почему сценические образы Чехова обладают неисчерпаемой глубиной. Раскрыть чеховскую драматургию впервые удалось молодому Московскому Художественному театру, во главе которого стояли К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко.

Премьера пьесы «Чайка», состоявшаяся 29 декабря 1898 года на сцене Московского Художественного театра, — это по существу рождение нового русского национального театра, который приобрел мировое значение. Перед нами — сцены из второго и третьего актов спектакля. В ролях Аркадиной — О.Л. Книппер, Тригорина — К.С. Станиславский. Крупным планом дана фотография, сделанная весной 1899 года, — А.П. Чехов среди участников спектакля «Чайка» (вместе с писателем — К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, О.Л. Книппер, А.Р. Артем и др.). Здесь же показаны некоторые материалы о постановке пьесы «Дядя Ваня» — сцены из первого и второго действий (в роли Астрова К.С. Станиславский, Елены Андреевны — О.Л. Книппер).

В 1899 году, в связи с резким ухудшением состояния здоровья, Чехов был вынужден продать Мелихово и поселиться на юге России, в Ялте. Лишь изредка наезжал он в Москву.

Фотографии того времени и позднейшие работы художников А.В. Средина, С.М. Чехова, А. Соколова запечатлели места в Крыму, связанные с жизнью и творчеством писателя.

Особенно интересны фотографии ялтинского дома Чехова, построенного на каменистом пустыре. Здесь все, начиная с внешнего облика здания и кончая деталями его внутренней обстановки, создавалось при деятельном участии самого писателя. И можно с полным правом сказать, что дом в Ялте — своеобразное и единственное в своем роде творение Чехова. Перед нами, среди вечнозеленых деревьев — изящный белый дом необыкновенной архитектуры; кабинет писателя с большим камином, на котором мы видим работу Левитана «Стога сена в лунную ночь», напоминавшую Чехову о любимом Подмосковье; скромная спальня. Мы видим Антона Павловича на постройке дачи, в своем кабинете, у посаженных им деревьев, и потом сад, уже пышно разросшийся.

В 1901 году писатель женился на артистке Московского Художественного театра Ольге Леонардовне Книппер. В экспозиции помещены портреты жены писателя, фотографии Чехова с женой, матерью и сестрой. Фотографии и зарисовки рассказывают о поездке Антона Павловича с женой на кумыс в Аксеново, Уфимской губернии (1901 г.).

Живя на юге, Чехов был тесно связан с лучшими деятелями русского искусства. Весной 1900 года в Ялту к любимому драматургу приехал Московский Художественный театр. Ежедневно к Чехову приходили артисты и писатели, жившие в Ялте, в том числе М. Горький. Здесь выросла творческая дружба Чехова и М. Горького, о которой напоминает фотография, сделанная в 1901 году в доме Антона Павловича.

М. Горький высоко ценил Чехова, как человека и писателя. В музее приведены слова великого пролетарского писателя: «Как стилист, Чехов недосягаем, и будущий историк литературы, говоря о росте русского языка, скажет, что язык этот создали Пушкин, Тургенев и Чехов»8.

В ялтинские годы Чехов встречался с замечательными деятелями русской культуры — Ф.И. Шаляпиным, С.В. Рахманиновым, И.А. Буниным, А.И. Куприным, Д.Н. Маминым-Сибиряком, С.А. Найденовым, Н.Д. Телешовым, В.В. Вересаевым, чьи фотографии даны в экспозиции.

Вблизи Ялты, в Гаспре жил тогда Л.Н. Толстой. Перед нами — две фотографии, снятые в Гаспре. На одной из них запечатлены великие писатели за живой, непринужденной беседой. В.Г. Короленко восхищался выразительностью этого драгоценного для нас фотодокумента и писал: «Это, действительно, не случайный снимок, а точно картина художника, полная глубокого значения»9.

Л.Н. Толстой с большой любовью относился к Чехову и назвал Антона Павловича несравненным «художником жизни». Ему же принадлежит крылатое выражение, дающее великолепную оценку творчества писателя: «Чехов — это Пушкин в прозе».

В экспозиции выставлены оригинальные фотографии и художественные портреты, запечатлевшие писателя в последние годы его жизни. Особенно значителен портрет работы В.А. Серова (1902 г.). В облике писателя поражает сила интеллекта, мужество, демократизм, проницательный взгляд художника. Перед этим портретом хочется вспомнить слова Чехова о высоком назначении писателя, сказанные в начале 1900-х годов: «Настоящий писатель, это — то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди»10.

В настенной витрине — первые публикации рассказа «Дама с собачкой» (журнал «Русская мысль», 1899 г., кн. 12), повести «В овраге» (журнал «Жизнь», 1900 г., т. I), рассказа «Невеста» («Журнал для всех», 1903 г., № 12), пьес «Три сестры» («Русская мысль», 1901 г., кн. 2) и «Вишневый сад» (сборник «Знание», 1904 г., кн. 2). В экспозиции можно увидеть автографы рассказов «Дама с собачкой», «Невеста», страницы записных книжек писателя, тома первого собрания сочинений, тщательно подготовленного к изданию самим Чеховым.

Ялтинский период творчества писателя совпал с годами бурного общественного подъема в России перед революцией 1905 года. «...Революционное электричество, которым в то время был перезаряжен воздух, встряхнуло и душу Чехова»11, — говорил В.В. Вересаев. Другой современник и знакомый писателя профессор М.А. Членов вспоминал, что Чехов «в последние годы уже с необычайной для него страстностью, не перенося никаких возражений... доказывал, что мы — «накануне революции»»12.

Осуждение несправедливого социального строя жизни, ожидание прекрасного будущего с большой силой отразилось в рассказе «Невеста». Вера в грядущие социальные перемены пронизывает и последние пьесы Чехова, поставленные на сцене Московского Художественного театра.

Вот программа первого спектакля пьесы «Три сестры», который состоялся 31 января 1901 года. На фотографиях перед нами оживают сцены из спектакля и образы действующих лиц: Вершинин — К.С. Станиславский, Тузенбах — В.И. Качалов, Маша — О.Л. Книппер, Чебутыкин — А.Р. Артем. О пьесе «Вишневый сад», которую К.С. Станиславский считал лучшим драматическим произведением Чехова, напоминают фотографии отдельных сцен, О.Л. Книппер в роли Раневской и В.И. Качалова в роли Трофимова. В витрине помещены также страницы автографов пьес «Три сестры» и «Вишневый сад».

Внимание посетителей привлекают фотопортреты основателей Московского Художественного театра К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко с дарственными надписями М.П. Чеховой. Интересна малоизвестная фотография труппы театра, подаренная Чехову. Снимок был сделан после премьеры пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». На нем автографы артистов и шутливая надпись А.Л. Вишневского, свидетельствующая о дружбе театра и драматурга: «Когда мы, мертвые, пробуждаемся? Когда Антон Чехов напишет для нас новую пьесу».

В витрине — первые издания пьес «Три сестры» и «Вишневый сад»; материалы, освещающие общественную работу писателя в Ялте; документы, рассказывающие об отказе Чехова от звания почетного академика в знак протеста против отмены выборов М. Горького в почетные академики по требованию царя Николая II.

Экспозицию второго зала завершают материалы, относящиеся к последним дням жизни Чехова: зарисовка комнаты в Баденвейлере, где 15 июля 1904 года умер Чехов, фотографии многотысячной похоронной процессии на улицах Москвы, могилы писателя на Новодевичьем кладбище.

Третий зал музея целиком посвящен теме «Чехов в СССР и за рубежом».

О широкой популярности произведений писателя в Советском Союзе свидетельствуют многочисленные издания. В экспозиции можно увидеть наиболее характерные из них, начиная с напечатанных в трудное время гражданской войны и кончая нарядными, художественно оформленными книгами, вышедшими в последние годы. Экспонированы все послереволюционные собрания сочинений Чехова, в том числе двадцатитомное, выпущенное по решению правительства СССР в 1944—1951 годах. Показаны также переводы произведений Чехова на языки народов СССР. Как видно из таблицы, книги Чехова изданы в СССР 1154 раза, на 72 языках, общим тиражом в 52 701 тысячу экземпляров (данные на 1 января 1958 года).

В витринах собраны книги о Чехове, вышедшие в последние годы в СССР. Среди них — получившие широкую известность работы В.В. Ермилова «А.П. Чехов» и «Драматургия Чехова», книга «А.П. Чехов» З.С. Паперного, «Чехов и Художественный театр» М.П. Строевой, «Драматургия Чехова» Г.П. Бердникова, издания, посвященные чеховским местам, и др.

Значительное место в третьем зале уделено иллюстрациям к произведениям Чехова, созданным советскими художниками. И это понятно: только в послереволюционные годы творчество писателя привлекло внимание широких кругов графиков. Иллюстрации расположены в соответствии с основными этапами творческого пути Чехова.

Из произведений 1880-х годов художниками иллюстрированы «Унтер Пришибеев» (С. Бойм), «Хамелеон» (Н. Вышеславцев), «На Трубной площади» (А. Могилевский), «Устрицы» (В. Старов), «Тоска» (Т. Шишмарева). Особый интерес вызывают иллюстрации к произведениям, написанным Чеховым в годы жизни на Садовой-Кудринской: «Степь» (С. Бойм), «Счастье» (А. Могилевский), «Скучная история» (А. Ванециан).

К рассказам и повестям Чехова 1890—1900-х годов создали иллюстрации художники А. Ванециан («Палата № 6», «Три года», «Крыжовник»), Н. Вышеславцев («Ионыч»), Т. Шишмарева («Моя жизнь»), Д. Дубинский («Дом с мезонином»), С. Бойм («Новая дача», «Случай из практики», «В овраге», «Человек в футляре»), И. Бруни («Дом с мезонином»). В экспозицию включены также зарисовки чеховских мест — Мелихова, окрестностей Таганрога (Б. Берендгоф), Бабкина, Алексина (И. Бруни).

Особый раздел посвящен постановкам пьес Чехова в СССР. Здесь материалы о спектаклях Московского Художественного академического театра — «Три сестры» (1940 г.), «Вишневый сад» (1944 г.), «Дядя Ваня» (1947 г.); о спектаклях, поставленных на периферийной сцене; о постановках юбилейного 1954 года — «Иванов» (театр драмы имени А.С. Пушкина), «Чайка» (театр имени Евг. Вахтангова и драматический театр имени К.С. Станиславского), «Вишневый сад» (театр имени Ленинского комсомола) и других.

Раздел «Чехов в советском кино» показывает круг произведений писателя, получивших жизнь на экране. Здесь афиши и кадры из фильмов «Каштанка» (1924 г.), «Чины и люди» (киносборник по рассказам «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Анна на шее» — 1929 г.), «Медведь» (1938 г.), «Маска» (1938 г.), «Человек в футляре» (1938 г.), «Свадьба» (1944 г.), «Юбилей» (1944 г.), «Шведская спичка» (1954 г.), «Анна на шее» (1954 г.), «Попрыгунья» (1955 г.) и документальный фильм «Чехов» (1954 г.).

Советские люди чтут память Чехова. Об этом говорят экспонаты специального раздела. Вот материалы о праздновании юбилея писателя в 1954 году; фотографии городов, названных именем Чехова (в Московской области и на Сахалине), улиц Чехова в Москве, памятников Чехову в Ялте, Истре и Мелихове, музеев Чехова в Таганроге, Мелихове, Ялте, открытия Дома-музея А.П. Чехова в Москве. Среди экспонатов привлекают внимание фотографии организатора музея Чехова в Ялте Марии Павловны Чеховой с ее дарственной надписью московскому музею Чехова (1954 г.) и жены писателя Ольги Леонардовны, также с автографом (1955 г.).

Чехов — глубоко национальный русский гений — пользуется большой популярностью за рубежами нашей Родины. В большом стеклянном шкафу показаны книги Чехова, изданные в Австрии, Албании, Англии, Аргентине, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Индии, Иране, Италии, Китае, Ливане, Польше, Румынии, Сирии, Соединенных Штатах Америки, Турции, Франции, Чехословакии, Швеции, Японии. В особой витрине выставлены книги зарубежных авторов о Чехове, вышедшие в последние годы.

О мировом значении драматургии писателя говорят фотографии и программы чеховских спектаклей, поставленных в ряде стран (Англия, Венгрия, Германская Демократическая Республика, Китай, Нидерланды, Норвегия, Польша, Румыния, Чехословакия, Франция).

Экспозицию третьего зала завершает большой портрет Чехова, выполненный в 1904 году известным фотографом Опитцем. Этот портрет был отобран самим писателем для первого собрания его сочинений. Ниже помещен текст из редакционной статьи газеты «Правда»: «Чехов показал нам и всему миру русского человека, его талантливость, широту его характера, неустанные поиски правды, справедливости в общественных отношениях, любовь к труду, знанию, культуре»13.

Экспонаты чеховского музея воссоздают образ великого писателя-патриота, всегда ощущавшего себя сыном русского народа, а свою литературную работу рассматривавшего как служение Родине, как «дело народное».

Музейная книга отзывов — это волнующий документ, показывающий, какой всенародной любовью пользуется писатель в СССР, какое значение имеет московский музей Чехова.

«Если хотите понять Чехова — посетите его дом. Вы поймете всю, удивительную скромность и обаяние этого необыкновенного человека». Эта запись как бы подводит итоги многочисленным отзывам о музее людей самых различных профессий, возрастов, интересов.

Вот еще два характерных отзыва:

«Маленькие комнаты этого маленького домика, а как широко раздвигают они многогранную жизнь великого труженика, чудесного русского писателя А.П. Чехова!» (научный работник).

«Получил огромное наслаждение, побывав в музее. Такое ощущение, будто побывал в гостях у Чехова» (врач).

Книга отзывов музея хранит взволнованные записи на многих языках. Группа чешских литераторов сообщает, что посещение музея — одно из самых сильных впечатлений в Москве: «Мы уходим из музея глубоко взволнованные, потому что почувствовали атмосферу жизни и творчества Чехова... Музей устроен так, что дает непосредственное впечатление — в нем ощущается присутствие великого писателя...»

Дом-музей Чехова имеет своих друзей. Они часто бывают здесь, помогают в работе, приносят в дар ценные материалы — автографы писателя, воспоминания о Чехове, фотографии, книги, вещи 80—90-х годов прошлого века.

В доме на Садовой-Кудринской часто выступают артисты, мастера художественного слова, участники конкурсов на лучшее исполнение произведений Чехова. Два раза в год — 29 января, в годовщину со дня рождения писателя, и 15 июля, в день его смерти, — Дом-музей широко открывает свои двери. Научные сотрудники ведут экскурсии по музею, в бывшей гостиной выступают артисты, чтецы, музыканты, читаются лекции и доклады. В музее устраиваются также научные заседания и вечера, посвященные творчеству писателя и деятелям русского искусства — современникам Чехова. Уже стали традицией еженедельные воскресные «Чеховские чтения».

Дом на Садовой-Кудринской стал действительно домом Чехова. Тысячи и тысячи москвичей, приезжих из самых различных уголков Советского Союза и из зарубежных стран приходят и будут приходить сюда, в дом, где прошли такие значительные годы жизни великого русского писателя и созданы многие его замечательные произведения.

Примечания

1. В.Г. Короленко. Антон Павлович Чехов. Сборник «Чехов в воспоминаниях современников». М., 1954, стр. 98.

2. М. Горький и А. Чехов. Переписка, статьи, высказывания. М., 1951, стр. 179.

3. Коллеге старшему.

4. Коллеги младшего.

5. А.П. Чехов. Полное собрание сочинений, т. 12, стр. 199.

6. А.П. Чехов. Записная книжка. Полное собрание сочинений, т. 12, стр. 198.

7. А.И. Ульянова-Елизарова. Воспоминания об Ильиче. Сборник «Воспоминания родных о В.И. Ленине». М., 1955, стр. 36.

8. М. Горький и А. Чехов. Переписка, статьи, высказывания. М., 1951, стр. 124.

9. Цитируется по статье Е. Балабановича в сборнике «Методика литературной экспозиции». М., 1957, стр. 89.

10. С.Щ. Из воспоминаний об А.П. Чехове. «Русская мысль», 1911, кн. 10, стр. 61.

11. В.В. Вересаев. А.П. Чехов. Сборник «Чехов в воспоминаниях современников». М., 1954, стр. 527.

12. М.А. Членов. А.П. Чехов и культура. Сборник «Чехов в воспоминаниях современников». М., 1954, стр. 552.

13. «Правда», 15 июля 1944 г.