Вернуться к В.Ф. Пермякова. Дом-музей А.П. Чехова в Ялте: Путеводитель

Литературная экспозиция

Знакомство с музеем начинается с осмотра литературной экспозиции. Фотографии, размещенные на стендах вестибюля, напоминают о местах, где жил Антон Павлович Чехов. Всего в Советском Союзе шесть чеховских мемориальных музеев: в Таганроге, Москве, Мелихове, Сумах, на Сахалине и в Ялте. Среди них ялтинскому принадлежит особое место. Это единственное в своем роде творение Чехова, все здесь создавалось при его непосредственном, деятельном участии. Хранителем этого памятника культуры более полувека была сестра и друг писателя Мария Павловна Чехова.

Из вестибюля посетители проходят в большой зал, где на многочисленных стендах и в витринах размещены фотографии, документы, личные вещи Чехова, его скульптурные портреты, книги, рукописи, афиши пьес и кинофильмов, поставленных по чеховским произведениям. В нише воссоздан интерьер кабинета писателя: стены оклеены мемориальными обоями, стоит письменный стол, за которым он работал до января 1904 г. Экспозиция большого зала в хронологической последовательности знакомит с творческой и общественной деятельностью великого русского писателя, его окружением, семьей; здесь собрана богатая коллекция «Чехов в фотографиях современников». Первый раздел экспозиции рассказывает о детских и юношеских годах А.П. Чехова.

Таганрог. Детство и юность

Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 г. в Таганроге в семье мелкого лавочника. Справа от входа в большой зал на стендах помещены фотография с видом Таганрога — старинного портового города, основанного Петром I на берегу Азовского моря, рисунок домика, в котором прошли детские годы Антоши Чехова. На одной из семейных фотографий изображены дед писателя Егор Михайлович Чехов, бабушка Ефросинья Емельяновна, их сыновья Павел и Митрофан. Дед Чехова был крепостным крестьянином, впоследствии откупившимся с сыновьями на волю. Павел Егорович был определен по торговой части — приказчиком у купца. Много лет спустя, скопив деньги, он открыл собственную бакалейную лавку. В 1854 г. женился на девушке из бедной купеческой семьи Евгении Яковлевне Морозовой. От этого брака у них было шестеро детей. На фотографии 1874 г. мы видим семью Чеховых. Антону Павловичу тогда было 14 лет.

Трудовая жизнь семьи Павла Егоровича начиналась в пять часов утра. Мальчики должны были посещать гимназию, обучаться ремеслу (Антон осваивал портняжное дело), заменять отца в лавке, когда он отлучался, петь в церковном хоре. Вспоминая впоследствии свои многочисленные домашние обязанности, А.П. Чехов сказал, что в детстве у него не было детства. Глава семьи был суровым мужем и строгим отцом: нелегкая жизнь наложила отпечаток на его характер. Добрая Евгения Яковлевна окружала детей заботой и вниманием, всячески старалась смягчить суровый режим, установленный в семье Павлом Егоровичем. Антон Павлович уже в юности умел отделить хорошее от плохого в характерах своих родителей. В 17 лет он писал: «Отец и мать единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни...»

Павел Егорович Чехов был по-своему одаренным человеком: он неплохо играл на скрипке, умел рисовать, петь по нотам. И хотя торговля шла не очень успешно, заботился о том, чтобы дети получили хорошее образование, учились ремеслу, развивали природные способности. В дом были приглашены учителя музыки, французского языка. Вечерами семья собиралась за чтением, иногда устраивались маленькие домашние спектакли, в которых Антоша, обладавший даром перевоплощения, всех смешил, изображая то градоначальника, то нищего, то зубного врача. На стенде — фотографии таганрогского театра, библиотеки, таганрогской классической гимназии, в которую Антон поступил в 1868 г. На всю жизнь запомнились ему царившие в гимназии порядки: зубрежка, подхалимство, наушничество. Особенно зловещей фигурой был инспектор Дьяконов, по прозвищу «гадючка», ставший прообразом Беликова — «человека в футляре».

Юный Чехов очень любил театр, который начал посещать с 13 лег. Уже взрослым Антон Павлович вспоминал, что в детстве для него не было большего наслаждения, чем сидеть в театре. Гимназистом он написал свои первые пьесы — «Безотцовщина», «Нашла коса на камень», «О чем курица пела» (к сожалению, они не сохранились).

Вращаясь постоянно в среде мелких торговцев, чиновников, Чехов отлично знал провинциальную жизнь. Таганрогские впечатления легли впоследствии в основу многих его произведений. В этом городе у будущего писателя зародилось отвращение к религиозному ханжеству.

В 1876 г. окончательно разорившийся Павел Егорович оставил Таганрог и уехал в Москву, где уже учились его старшие сыновья Александр и Николай. Вскоре туда переехала и мать с младшими детьми; 16-летний Антон остался в Таганроге. Учась в гимназии, он зарабатывал на жизнь репетиторством. Годы нужды и лишений не сломили юношу, они способствовали формированию у него независимого характера, определили его отношение к людям. В письме младшему брату Михаилу он писал: «Среди людей нужно сознавать Свое достоинство». В душе Антона Чехова сложился идеал свободного, гордого человека. О том, как формировался его нравственный мир, Чехов спустя десять лег расскажет своему издателю: «Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости. Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош... любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности... — напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая...»

Окончив гимназию в 1879 г., Чехов хлопочет о стипендии (в размере 25 рублей в месяц), которую по решению городской управы мог получать один из уроженцев Таганрога, продолжающий свое образование в высшем учебном заведении. Это ему удалось. Пройдут годы, и средства, затраченные на его обучение, Чехов вернет Таганрогу сторицей.

В том же, 1879 г. Антон Павлович поступает на медицинский факультет Московского университета.

Москва. Начало литературной деятельности

В Москве Чехова ждала нелегкая жизнь. Отец служил конторщиком у одного замоскворецкого купца. Его скромного жалованья — 30 рублей в месяц — не хватало, и заботы о многочисленной семье легли на плечи Антона Павловича. В поисках заработка он начинает писать фельетоны, комические сценки, пародии, небольшие рассказы и другие «мелочишки». В марте 1880 г. в журнале «Стрекоза» был напечатан его рассказ «Письмо донского помещика Степана Владимировича N к ученому соседу д-ру Фридриху». Эту публикацию считают началом литературной деятельности А.П. Чехова.

Вскоре после дебюта в «Стрекозе» произведения Чехова под разными псевдонимами (чаще всего — Антоши Чехонте) стали появляться на страницах юмористических журналов «Будильник», «Свет и тени», «Москва», «Сверчок». В 1882 г. он становится постоянным сотрудником петербургского журнала «Осколки», Молодому Чехову хорошо удавались маленькие рассказы, бытовые сценки из жизни различных слоев московского общества. Особенно достается от него обывателям, купцам, мещанам, чиновникам, тем, кто глумился над маленьким человеком — скромным российским тружеником. Биограф Чехова В.В. Ермилов так характеризует ранний период его творчества: «Веселые рассказы Антоши Чехонте все чаще вызывали неожиданное раздумье у читателя... Антоша Чехонте внешне целиком оставался в пределах обыкновенного юмористического жанра, развлекательного стандарта. Но он возводил жанр рассказа-миниатюры в «перл создания». Так, по словам критика, скромная бытовая сценка «вдруг оказалась «Унтером Пришибеевым» — монументальным образом, стоящим в одном ряду с самыми знаменитыми сатирическими образами мировой литературы.

Шли дни. Чехов все больше привыкал к Москве Ему нравились ее многолюдье, бьющая ключом культурная жизнь. «Я ужасно полюбил Москву. Кто привыкнет к ней, тот не уедет из нее, Я навсегда москвич», — писал он.

В 1884 г. А.П. Чехов заканчивает Московский университет (в экспозиции — групповой снимок выпускников медицинского факультета, Антон Павлович — в третьем ряду снизу). Он готовится заняться врачебной практикой и одновременно научной деятельностью, собирает материал для книги «Врачебное дело в России». Однако все более властно влечет к себе литература. В 1884 г. вышел в свет первый сборник его рассказов «Сказки Мельпомены», через два года — второй, «Пестрые рассказы» (они представлены в экспозиции). На титульном листе «Пестрых рассказов» — собственноручная шутливая надпись Чехова: «Уважаемому Антону Павловичу Чехову от автора».

Автор был замечен не только читателями, но и критикой; благосклоннее стали относиться к нему издатели. И все же он еще не очень уверен в себе. Вероятно, поэтому продолжает писать под псевдонимами: «Антоша Чехонте», «Человек без селезенки», «Улисс», «Брат моего брата», «Михаил Ковров» и др.

Не оставляет Чехов и медицинской деятельности. На стендах — фотографии Звенигорода, Воскресенска (теперь город Истра), расположенной в двух верстах от него Чикинской больницы, где Антон Павлович проходил медицинскую практику, лечил больных крестьян. А летние месяцы 1885—1887 гг. он с семьей проводил под Москвой, вблизи Воскресенска, в имении Киселевых Бабкине. Картины жизни крестьян, земских врачей, провинциальных чиновников, драмы тогдашней деревенской жизни легли в основу многих чеховских произведений: «Горе», «Беглец», «Неприятность», «Мертвое тело», «Экзамен на чин» и др., а знакомство с бытом военных впоследствии нашло отражение в пьесе «Три сестры». Уже в 80-е годы в творчестве А.П. Чехова получили развитие лучшие традиции отечественной литературы — реализм, народность, верность правде жизни Чехов стал творцом нового жанра — малого рассказа, способного вместить богатый жизненный материал. Обращал на себя внимание прекрасный язык Чехова — простой, по-пушкински ясный, образный, точный.

Весной 1886 г. в жизни Антона Павловича произошло событие, которое существенно повлияло на его дальнейшую творческую судьбу. Он получил письмо от известного писателя Д.В. Григоровича. «Около года тому назад, — писал он Чехову, — я случайно прочел в Петербургской газете Ваш рассказ... меня поразили в нем черты особенной своеобразности, а главное — замечательная верность, правдивость в изображении действующих лид и также при описании природы... У Вас настоящий талант, — талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколенья».

Письмо маститого писателя, призывавшего «бросить срочную работу», поберечь «впечатления для труда обдуманного», оказало на А.П. Чехова большое влияние, вдохнуло в него уверенность в своих силах, ускорило переход от юмористики к «серьезному» творчеству. В 1886 г. он начинает печататься в крупной столичной газете «Новое время», издателем которой был А.С. Суворин.

Литературный труд Чехова стал теперь главным источником существования всей семьи; заметно улучшилось его материальное положение. Осенью 1886 г. писатель снимает в аренду трехэтажный особняк на Садовой-Кудринской улице и переезжает туда с семьей (на фото — дом причудливой архитектуры, который Антон Павлович в шутку называл «комодом»). Он всегда вспоминал об этом московском доме с теплым чувством, и воспоминания, по его словам, с годами не тускнели. Чехов написал здесь свыше ста произведений. В доме-«комоде» у Чехова гостили Д.В. Григорович, В.Г. Короленко, П.И. Чайковский, И.И. Левитан и другие выдающиеся деятели русской культуры. Здание это сохранилось до сих пор.

С 1887 г. о Чехове заговорили не только как об авторе рассказов и повестей, но и как о талантливом драматурге. В театре и на любительских сценах с успехом шли водевили «Медведь», «Предложение», пьесы «Иванов» и «Леший». Друзьями детей многих поколений стали его рассказы «Каштанка», «Белолобый»; многие страницы своих произведений Антон Павлович посвящает обездоленным детям: «Ванька», «Спать хочется» и др.

1888 год приносит Чехову радость: за сборник рассказов «В сумерках» Академия наук присудила ему Пушкинскую премию. Это было серьезное признание его таланта. В 1889 г. вышел в свет четвертый сборник рассказов А.П. Чехова «Хмурые люди», который он посвятил П.И. Чайковскому. Писателя радушно принимали в литературных кругах Москвы и Петербурга. Один из современников писал: «Даже выражение «знакомство с Чеховым» как-то сюда не укладывается, вернее было бы назвать тогдашнее настроение — опьянение Чеховым... опьянение его талантом, умом, юмором, всей его личностью». Издатели считали честью печатать его произведения. Признание читателей и критики открыли Чехову путь к сотрудничеству в столичном журнале «Северный вестник». На его страницах были напечатаны «Степь», «Скучная история», «Огни», «Тоска», «Жена» и другие произведения.

Ряд фотографий московского периода знакомит нас с членами чеховской семьи в пору расцвета литературной деятельности Антона Павловича. К тому времени Александр стал литератором, Николай — художником, Иван — учителем, Мария училась на Высших женских курсах, Михаил был студентом юридического факультета Московского университета. На одной из фотографий А.П. Чехов изображен в кругу семьи. «Моя фамилия» — любил говорить о ней Антон Павлович. Старшие братья жили отдельно, но свое свободное время проводили на Садовой-Кудринской. Антон Павлович умел создать в семье атмосферу теплоты, доброжелательности, сердечности.

В Москве писатель продолжает неустанно трудиться. «Пишу, пишу, немножко лечу, опять пишу», — сообщает он в одном из писем. В письмах Чехова отразилась его жизнь, мы узнаем из них о раздумьях писателя, его интересах и заботах, его нравственном кредо. «Мое святая святых — это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновенье, любовь и абсолютнейшая свобода свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались. Вот программа, которой я держался бы, если бы был большим художником», — писал Антон Павлович поэту А.Н. Плещееву в 1888 г.

Чтобы лучше знать жизнь народа, быть ближе к нему, писатель много ездит. С его творческими исканиями связаны поездки в 1887 г. в Таганрог, донецкие степи. Два лета подряд (1888—1889) Антон Павлович с семьей провел на Украине — на берегу реки Псел вблизи Сум, в имении Линтваревых. Он присматривался к быту простых тружеников, их обычаям, нравам, бывал на ярмарках, любил слушать чудесные украинские песни. Этот прекрасный, поэтический край покорил его навсегда. В экспозиции — фотографии имения, членов семьи Чеховых и Линтваревых.

Несмотря на творческие успехи А.П. Чехова не покидает чувство неудовлетворенности, смутной тревоги. Ему иногда кажется, что произведения его бесполезны, а сам он мало служит «общему благу». С безграничным уважением отзывается он о М.Е. Салтыкове-Щедрине, В.Г. Короленко. Его все более привлекают люди высокого гражданского мужества, способные на подвиг. Болью отозвалась в его сердце весть о трагической гибели поэта В.М. Гаршина. В 1888 г. в некрологе на смерть видного исследователя Центральной Азии Н.М. Пржевальского Чехов писал: «В наше больное время, когда европейскими обществами обуяли лень, скука жизни и неверие... подвижники нужны, как солнце».

И Чехов сам становится подвижником, самоотверженно выполняющим свой долг писателя, врача, общественного деятеля.

Поездка на Сахалин

В 1890 г. Антон Павлович неожиданно для многих отправляется в путешествие на Сахалин. Остров ссылки и каторги не мог не волновать писателя-гражданина. «Из книг, которые я прочел и читаю, видно, что мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски...» — писал он перед поездкой Суворину. Чехов стремился привлечь внимание общественности к «кандальному острову».

В апреле 1890 г. Антон Павлович отбыл из Ярославля на пароходе до Казани, оттуда по Каме добрался до Перми, затем по железной дороге — до Тюмени. Дальше железнодорожного пути не было, и Чехов три месяца трясся в тарантасе. Он чуть не утонул, переправляясь через могучие сибирские реки Амур и Енисей, спал на полу в редких постоялых дворах, испытывал бесчисленные тяготы и неудобства, но ни разу не раскаялся в том, что поехал.

Более трех месяцев длилось его пребывание на острове. Он провел на Сахалине перепись населения. «Я объездил все поселения, — писал Антон Павлович, — заходил во все избы и говорил с каждым; употреблял я при переписи карточную систему, и мною уже записано около десяти тысяч человек каторжных и поселенцев...» В витрине — копии карточек, заполненных Чеховым, на стенде — фотографии, сделанные по его просьбе: общий вид поселка Александровск (теперь город Чехов), группа каторжных, выход заключенных на работу и Др.

Положение каторжан, ужасы сахалинской жизни Чехов отразил в написанной им по возвращении книге «Остров Сахалин», Она произвела огромное впечатление на всех мыслящих людей России. Правительство вынуждено было послать на остров специальную комиссию.

Книга «Остров Сахалин» стала не только творческим, но и гражданским подвигом писателя.

Мелиховский период жизни и творчества

После Сахалина Чехова сильнее, чем прежде, потянуло к народу; не только своим творчеством, но и практической работой врача он стремился быть ему полезным: «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа... Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни...» — писал он.

После изнурительного путешествия на Сахалин здоровье Чехова пошатнулось, это ускорило его решение расстаться с городской жизнью. В начале весны 1892 г. писатель покупает в Серпуховском уезде под Москвой небольшое имение Мелихово. Здесь ему предстояло прожить семь лет. Дом Чеховых и деревня Мелихово изображены на этюдах Марии Павловны Чеховой, представленных в экспозиции.

С первых дней писатель стремится облегчить тяжелую жизнь мелиховских крестьян, бедных, забитых, неграмотных. Антон Павлович отдал им участки земли под пастбища, разрешил косить сено в своем лесу, построил пожарный сарай, выкопал пруд. Благодаря хлопотам Чехова на станции Лопасня открылось почтовое отделение, стал работать телеграф.

Уже через два месяца после переезда в Мелихово Чехов писал: «С мужиками я живу мирно... главное, что устроило наши добрые отношения, — это медицина». В Серпуховском уезде на 143 деревни была всего одна больница. К Чехову шли крестьяне из многих деревень. И всех он лечил бесплатно, никого не отпускал без лекарств.

Врачебная деятельность Чехова в Мелихове в 1892—1893 гг. превратилась в огромное общественное дело. Когда Подмосковью стала угрожать холера, Антон Павлович энергично включился в работу санитарного совета Серпуховской земской управы. Он организовал в Мелихове медицинский участок, в который вошло 25 деревень, 4 фабрики и монастырь. Дважды на участке, которым заведовал Чехов, была предотвращена эпидемия холеры. Он считался образцовым врачом. На стенде — фото: А.П. Чехов среди земских деятелей; в витрине — медицинские инструменты.

С особой теплотой писатель относился к крестьянским детям. Он с увлечением принялся за постройку школ: давал на это свои деньги, организовал сбор пожертвований, добывал материалы для строительства и т. д. Благодаря заботам Чехова и его сестры Марин Павловны были построены школы в селах Талеж, Новоселки, Мелихово.

Волновало Чехова положение сельских учителей. Он помогал им в устройстве быта, выписывал журналы, снабжал их книгами. Постоянно пополнял книгами народные библиотеки.

Велик был диапазон общественной деятельности Чехова. В 1897 г. он принял активное участие во всероссийской переписи населения, за что был награжден бронзовой медалью. А в начале 90-х годов Антон Павлович стал одним из организаторов помощи голодающим в Нижегородской и Воронежской губерниях.

Мелиховский период жизни писателя отмечен большим творческим подъемом. Здесь им завершена книга «Остров Сахалин», написано около пятидесяти произведений — рассказов, пьес, повестей. В их числе «Мужики», «Три года», «Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Попрыгунья», «Черный монах», «Ионыч», «Скрипка Ротшильда», «Анна на шее», «Палата № 6», «Человек в футляре».

Повесть «Палата № 6» потрясла молодого Владимира Ильича Ленина: «Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, — сказал он своей сестре Анне Ильиничне, — мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня было такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6»1.

Многие произведения Чехова становились известными за рубежом. В кабинете ялтинского дома в книжном шкафу Антона Павловича хранится 36 сборников его рассказов и пьес, изданных на иностранных языках. В литературной экспозиции представлены прижизненные издания — «Палата № 6» на немецком, сборник рассказов — на сербском, «Мужики» — на французском языках.

В 1896 г. А.П. Чеховым была написана пьеса «Чайка», явившаяся итогом его многолетних раздумий о трудном пути художника в искусстве. На стенде — фотография первой исполнительницы роли Нины Заречной в Александринском театре в Петербурге Веры Федоровны Комиссаржевской (к этому времени относится знакомство с ней Чехова и начало их дружбы).

Несмотря на большую занятость хозяина мелиховского дома, здесь всегда было много гостей. К Антону Павловичу приезжали писатели И.Н. Потапенко, И.Л. Щеглов, журналист В.А. Гиляровский, художники И.И. Левитан, И.Э. Браз, артисты П.М. Свободин, В.И. Немирович-Данченко, подруги Марин Павловны поэтесса и переводчица Т.Л. Щепкина-Куперник, учительница гимназии Л.С. Мизинова и другие. К 90-м годам относятся знакомство Чехова с Л.Н. Толстым, встречи с Д.Н. Маминым-Сибиряком, И.Е. Репиным.

В 1897 г. нарушилось благополучное течение мелиховской жизни: у Антона Павловича началось обострение туберкулеза легких, которым он заболел еще в студенческие годы. По совету врачей зиму 1897/98 г. он вынужден был провести вдали от дома, за границей. На стендах — фотографии Рима, Монте-Карло, Парижа, Ниццы, где лечился писатель. В Ницце Чехов написал рассказы «В родном углу», «Печенег», «На подводе». Жить и работать на чужой стороне было тяжело; Чехов очень тосковал по дому, по России.

Возвратившись весной 1898 г. в Мелихово, Антон Павлович написал рассказы «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви». В конце лета здоровье Чехова вновь ухудшилось, и он вынужден опять покинуть свой дом. Однако мысль о заграничных курортах приводит его в отчаяние. «Без России нехорошо, нехорошо во всех смыслах», — пишет Антон Павлович. Из всех «русских теплых мест» он выбирает Южный берег Крыма.

Чехов в Ялте

До переезда в Крым Чехов побывал здесь несколько раз. Впервые он увидел Ялту в 1888 г. проездом из Севастополя в Феодосию. Город ему не понравился, только море оставило неизгладимое впечатление. «Море чудесное, синее и нежное, как волосы невинной девушки. На берегу его можно жить 1000 лет и не соскучиться...», — писал он.

Ровно через год писатель снова в Ялте. Живет, по его словам, «в двух шагах от моря» (здание не сохранилось). В витрине — повесть «Скучная история», над которой он в то время работал.

Летом 1894 г. Чехов опять лечится в Ялте; здесь им написан рассказ «Студент». На набережной курорта и сегодня стоит здание, в котором писатель жил, — гостиница «Таврида» (тогда она называлась «Россия»), 1898 год стал вехой в жизни А.П. Чехова: начался последний, ялтинский период жизни писателя.

До постройки собственного дома Антон Павлович жил в частных пансионах — Бушева, Иванова (теперь ул. Коммунаров, 7, и Пушкинская, 9), а с октября 1898 г. — на даче Иловайской «Омюр»» (теперь ул. Кирова, 32). Здесь он написал рассказы «Случай из практики», «Новая дача», «Душечка», «По делам службы». В витринах экспонируются оттиски первых изданий этих произведений.

Перед вселением в свой дом Антон Павлович две недели жил в гостинице «Марино» (теперь это корпус санатория «Киев»). Пансионы и дачи, где жил Чехов, учреждения, с которыми была связана его общественная деятельность, и другие «чеховские места» представлены в экспозиции рисунками художника С.М. Чехова, племянника писателя.

Где бы ни жил Чехов, его всегда окружали писатели, артисты, музыканты. Словно чудесный магнит притягивал он к себе людей искусства. Осень в Ялте 1898 г. была заполнена встречами с Ф. Шаляпиным, С. Рахманиновым, К. Бальмонтом. Тогда же Чехов знакомится с литераторами Е. Чириковым, М. Первухиным, А. Бесчинским, близко сходится с С.Я. Елпатьевским, который в одно время с ним поселился в Ялте. На стендах — фотографии набережной, сквера, летнего театра, где часто бывал Чехов. О ялтинских встречах рассказывают помещенные в экспозиции письма, визитные карточки, фотографии писателей, артистов.

Еще до окончательного переезда в Ялту Антон Павлович сблизился с местной интеллигенцией, стал принимать активное участие в благотворительной деятельности. «Здесь уже вовлекают меня в общественную жизнь, — писал он в 1898 г. — Назначили в женскую гимназию членом попечительного совета». На стенде — фото Ялтинской женской гимназии (ныне школа № 5 имени А.П. Чехова). В Ялте, как и в Мелихове, Чехов неутомимо заботился о народном образовании. В сорока километрах от Ялты, в деревне Мухалатке, была школа, которой грозило закрытие из-за отсутствия средств на ее содержание (об этом Чехову рассказал учитель, придя к нему пешком из Мухалатки). Благодаря хлопотам Антона Павловича школа не была закрыта. Чехов дал пятьсот рублей (все, что тогда имел) на ее ремонт, а впоследствии помог построить новую школу. По просьбе жителей Мухалатки Антон Павлович стал попечителем этой школы; он был также попечителем земских училищ в Аутке, Гурзуфе. Чехов принимал участие и в сборе пожертвований в пользу детей крестьян Самарской губернии, пострадавших от неурожая.

Писателя-гуманиста не могла не волновать судьба больных туберкулезом бедняков. «Одолевают приезжие чахоточные, — писал он в 1898 г., — обращаются ко мне, я теряюсь, не знаю, что делать. Придумал воззвание, собираем деньги, и, если ничего не соберем, то придется бежать вон из Ялты». В напечатанном воззвании от имени специально созданного попечительства Чехов писал: «Мы обращаемся к вам с просьбой пожертвовать в пользу неимущих больных что можете; всякое малейшее пожертвование, хотя бы в копейках, будет принято с глубокой благодарностью. Попечение о приезжих больных составляет задачу не одних лишь местных благотворительных сил; борьба с туберкулезом, который вырывает из нашей среды столько близких, полезных, столько молодых, талантливых, есть общее дело всех истинно добрых русских людей, где бы они ни проживали».

Антон Павлович рассылал воззвание друзьям, знакомым, редакциям газет с просьбой размножить его. Принимая пожертвования, выдавал квитанции; сам он пожертвовал для неимущих больных 5000 рублей. В витрине можно увидеть текст воззвания, тетрадь с надписью «попечительство», корешки квитанционных книжек и другие документы.

На собранные средства был построен пансион «Яузлар» — первое лечебное учреждение для больных туберкулезом бедняков (теперь это один из корпусов санатория имени А.П. Чехова).

В экспозиции представлены фотографии: женской гимназии, пансиона «Яузлар», изображен и Антон Павлович среди членов ялтинского благотворительного общества.

Чехов стал привыкать к Ялте. «Крымское побережье красиво, уютно и нравится мне больше, чем Ривьера», — писал он. Подыскивал себе дачу, намереваясь каждую зиму проводить в Крыму, а летом возвращаться в любимое Мелихово. Неожиданно эти планы резко нарушились. 12 октября 1898 г. в Москве после операции скончался Павел Егорович Чехов. «У меня умер отец, — писал Чехов. — Выскочила главная шестерня из мелиховского механизма, и мне кажется, что для матери и сестры жизнь в Мелихове утеряла теперь всякую прелесть и что мне придется устраивать для них теперь новое гнездо. И это весьма вероятно, так как зимовать в Мелихове я уже не буду, а без мужчин в деревне не управиться». На семейном совете решено было с Мелиховом расстаться.

В конце октября 1898 г. Чехов приобретает небольшой участок земли у окраины Ялты, в деревне Аутке, и вскоре приступает к строительству дома. На одной из фотографий, представленных на стенде, Антон Павлович в экипаже с ялтинским книготорговцем И. Синани едет осматривать участок в Аутке, на других запечатлено возведение подпорной стены, строительство дома и уже готовая «белая дача».

Как только был готов фундамент, Антон Павлович стал сажать у дома деревья. В витрине — секатор, перчатки и другие принадлежности, которыми он пользовался, работая в саду. На фотографиях, расположенных в нише, А.П. Чехов запечатлен в кабинете ялтинского дома, в кругу семьи, с Алексеем Максимовичем Горьким, Иваном Алексеевичем Буниным и другими.

В 1900 г. Антон Павлович был избран почетным членом Российской Академии наук «по разряду изящной словесности». В витрине — его диплом академика. В феврале 1902 г. почетным академиком был избран А.М. Горький. Это вызвало недовольство в правящих кругах; на опубликованном в «Правительственном вестнике» извещении об его избрании царь наложил резолюцию: «Более чем оригинально», а в письме тогдашнему министру просвещения, прославившемуся зверскими расправами над революционно настроенными студентами, «высочайше» уведомил: «Я глубоко возмущен всем этим и поручаю вам объяснить, что по моему повелению выбор Горького отменяется. Надеюсь хоть немного отрезвить этим состояние умов в Академии». 12 марта 1902 г. в газетах появилось сообщение о том, что Российская Академия наук объявляет избрание Горького недействительным. Этот беспрецедентный акт царского произвола вызвал взрыв возмущения в передовых кругах России. В знак протеста В.Г. Короленко и А.П. Чехов объявили о своем отказе от звания почетных академиков, Это общественно-политическое выступление двух выдающихся русских писателей было расценено не только как акт личного благородства, но и как свидетельство большого гражданского мужества.

В витринах большого зала представлены произведения, написанные Чеховым в ялтинский период: повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «Архиерей», «На святках», «Невеста», пьесы «Три сестры», «Вишневый сад».

Противоречие между естественным стремлением человека к счастью и мрачной действительностью показано в рассказе «Дама с собачкой». Это рассказ о силе любви, о том, как изменяется человек под влиянием глубокого чувства. В записной книжке Чехова есть такая фраза: «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть». Именно любовь сделала Гурова и Анну Сергеевну чище, лучше. Для них началась другая, новая жизнь, полная большого, глубокого смысла.

Прекрасны в рассказе картины природы. Писатель противопоставляет ее красоту пошлости человеческой жизни: «Сидя рядом с молодой женщиной... успокоенный и очарованный в виду этой сказочной обстановки — моря, гор, облаков, широкого неба, Гуров думал о том, как, в сущности, если вдуматься, все прекрасно на этом свете, все, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве».

Вслед за рассказом «Дама с собачкой» Чехов написал повесть «В овраге». В ней он показал, как уродует людей власть денег, как под влиянием капиталистических отношений меняются в деревне патриархальные устои. А.М. Горький, находившийся в то время в Полтавской губернии, писал Чехову: «Читал я мужикам «В овраге»... Заплакали хохлы, и я заплакал с ними... Чудесный вы человек, Антон Павлович, и огромный вы талантище».

В рассказе «Архиерей» правдиво изображен быт духовенства, показаны душевный разлад, мучительное прозрение героя, только перед смертью осознавшего ложность и противоестественность своего положения, отдаляющего его от живой жизни, близких людей, от человеческого счастья.

Много печали и горечи в чеховских произведениях, но главное в них — утверждение высоких идеалов добра, правды и красоты. А.М. Горький в одной из статей Писал: «Каждый новый рассказ Чехова все усиливает одну глубоко ценную и нужную для нас ноту — ноту бодрости и любви к жизни».

В рассказе «Невеста», пьесах «Три сестры» и «Вишневый сад» отразилась обстановка в стране накануне революции 1905 г. По словам писателя В.В. Вересаева, встречавшегося с Антоном Павловичем в Ялте «революционное электричество, которым в то время был перезаряжен воздух, встряхнуло и душу Чехова».

Предчувствие больших перемен видно в пьесе «Три сестры». Герои этого произведения понимают, что пошлая и грубая действительность, обступающая их со всея сторон, несправедлива, противоестественна, и верят, что скоро все переменится. «Пришло время, — говорит Тузенбах, — надвигается на всех нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку. Я буду работать, а через какие-нибудь 25—30 лет работать будет уже каждый человек. Каждый!»

Спектакль «Три сестры», поставленный в МХТ, был с восторгом встречен зрителями. В.И. Ленин писал родным из Мюнхена в 1901 г.: «Что это за новая пьеса Чехова «Три сестры»? Видели ли ее и как нашли? Я читал отзыв в газетах. Превосходно играют в «Художественном — общедоступном» — до сих пор вспоминаю свое посещение в прошлом году...»2 Пьеса «Три сестры» была удостоена Грибоедовской премии.

Особенно отчетливо ожидание новой, справедливой жизни проявилось в рассказе «Невеста». Само его название звучит символически. Уходит из дома, порывая с привычной средой, Надя Шумина; ей невыносима праздная провинциальная жизнь без цели и смысла. Надя уезжает учиться и, возвратившись через год в родной город, убеждается, что поступила правильно: «Казалось, что в городе все давно уже состарилось, отжило и все только ждет не то конца, не то начала чего-то молодого, свежего».

В эти годы писатель был уже серьезно болен. Туберкулезный процесс усиливался, мучил кашель, участилось кровохарканье. «Я все похварываю, — писал он, — начинаю уже стариться, скучаю здесь, в Ялте, чувствую, как мимо меня уходит жизнь и как я не вижу многого такого, что, как литератор, должен бы видеть. Вижу только и, к счастью, понимаю, что жизнь и люди становятся все лучше и лучше, умнее и честнее...»

В самый тяжелый период жизни, слабеющий от болезни, Чехов создал пьесу «Вишневый сад». Это было последнее его произведение, его лебединая песня. Темой «Вишневого сада» является судьба родины, ее прошлое, ее будущее. Умирает вишневый сад, уходят со сцены разорившиеся хозяева имения — дворяне Раневская и Гаев. На смену им приходит капиталист Лопахин. Но не дельцам типа Лопахина принадлежит будущее России. Чехов отдает его настоящим хозяевам жизни, молодому поколению — Ане и Пете Трофимову. «Я предчувствую счастье, Аня, — говорит Трофимов, — я уже вижу его... Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!»

Много времени и труда отняла у Чехова подготовка первого собрания сочинений. Когда писателю понадобились средства на постройку ялтинского дома, он был вынужден продать право собственности на свои произведения издателю журнала «Нива» А.Ф. Марксу сроком на 20 лет. Приступив к работе, Антон Павлович понял, в какую кабалу попал. По условиям договора он должен был в течение шести месяцев предоставить все написанное им с начала литературной деятельности, сообщить, где, когда, с какой подписью было напечатано каждое произведение. «Это все равно, — писал Чехов, — если б Маркс захотел, чтобы я точно сказал, где и в какой день, и в котором часу я поймал каждую из всех рыб, какие только я поймал в течение всей своей жизни, я, удивший в своей жизни более 1000 раз!» Но договор подписан, и Чехов обязан был его выполнять. Он часами просиживал за письменным столом, выбирая из старых газет и, журналов свои рассказы. Немало их затерялось, другие он и не помнил. Приходилось даже просить знакомых разыскивать все опубликованное. О том, как тяжело было работать, он писал В.И. Немировичу-Данченко: «Милый Владимир Иванович, пожалуйста, не обижайся на меня за молчание. В переписке у меня вообще застой. Это оттого, что я пишу свою беллетристику — во-первых, во-вторых, читаю корректуру Марксу... А корректура для Маркса — это каторга; я едва кончил второй том, и если бы знал раньше, что это так не легко, то взял бы с Маркса не 75, а 175 тысяч».

Подготовка собрания сочинений продолжалась три года. В экспозиции — рукописи, типографские гранки, корректуры произведений, написанных в Ялте. Это помогает проникнуть в творческую лабораторию писателя, проследить этапы его кропотливого труда. Рассказ «Невеста» Чехов правил семь раз. «Искусство писать, — говорил он, — состоит, собственно, не в искусстве писать, а в искусстве... вычеркивать плохо написанное... Краткость — сестра таланта». Молодому литератору Л.А. Авиловой он советовал: «Вы не работаете над фразой; ее надо делать — в этом искусство. Надо выбрасывать лишнее, очищать фразу от «по мере того», «при помощи», надо заботиться об ее музыкальности...»

Антон Павлович не писал с натуры: впечатление, по его выражению, «должно отстояться». В марте 1901 г. он сообщил жене: «Пишу теперь рассказ под названием «Архиерей» — на сюжет, который сидит у меня в голове уже лет пятнадцать». 20 февраля 1903 г., закончив рассказ «Невеста», Чехов писал редактору: «Рассказ уже готов. Переписывать я буду его и исправлять при этом дней пять». И в следующем письме: «Корректуру пришлите, ибо надо исправлять и делать конец. Концы я всегда в корректуре делаю». Так работал писатель, достигший расцвета своего таланта.

Несколько стендов литературной экспозиции посвящены теме «Чехов и Московский Художественный театр».

14 октября 1898 г. в Москве спектаклем «Царь Федор Иоаннович» (драма А.К. Толстого) начал свой славный творческий путь Художественный театр, открывший новую страницу в развитии русского сценического искусства. Основатели театра К.С. Станиславский и В. Немирович-Данченко с первых шагов связали его судьбу с творчеством А.П. Чехова.

Чеховский принцип, пронизывающий всю его драматургию, — «Пусть на сцене все будет так же просто и так же вместе с тем сложно, как в жизни» — требовал новых форм сценического воплощения. Вот почему всю глубину произведений драматурга-новатора не удалось раскрыть ни одному театру тех лет, кроме Художественного, который нашел (да и то не сразу) верный подход к драматургии А.П. Чехова. Первой его пьесой, поставленной на сцене МХТ, была «Чайка», постановка которой, как известно, не удалась Александринскому театру в Петербурге в 1896 г. Антон Павлович не мог забыть этого провала и неохотно согласился на ее постановку в новом театре. 17 декабря 1898 г. в Художественном театре состоялась премьера «Чайки». Успех спектакля превзошел все ожидания (о чем автору сообщили в Ялту). С тех пор летящая чайка, изображенная на занавесе, стала эмблемой Московского Художественного театра.

26 октября 1899 г. в Художественном театре состоялась премьера спектакля «Дядя Ваня». В роли Елены Андреевны выступала О.Л. Книппер, дядю Ваню играл А.Л. Вишневский, Астрова — К.С. Станиславский, Соню — М.П. Лилина (их фотографии представлены в экспозиции).

Пьесы Чехова второй сезон шли с колоссальным успехом на сцене Художественного театра, но он не видел их: не мог выехать в Москву из-за болезни. В апреле 1900 г. артисты театра в полном составе приехали на гастроли в Крым, чтобы показать любимому писателю его пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня». Антон Павлович с Алексеем Максимовичем Горьким отправились в Севастополь на встречу с Художественным театром. Там Чехов впервые увидел в исполнении его актеров свою пьесу «Дядя Ваня».

Во время гастролей в Ялте, с 14 по 24 апреля, артисты МХТ часто заполняли чеховский дом. Вместе с Антоном Павловичем они навещали его ялтинских друзей — художника Г. Ярцева, врача А. Средина. На стенде — фото: А.М. Горький и А.П. Чехов в гостях у Средина. На память о пребывании в Ялте вся труппа театра вместе с Чеховым и Горьким сфотографировалась в городском сквере.

В последующие годы Московский Художественный театр осуществил постановки всех пьес А.П. Чехова. 31 января 1901 г. состоялась премьера «Трех сестер», 17 января 1904 г. — «Вишневого сада» (эти пьесы специально были написаны для МХТ).

В экспозиции — афиши, программы чеховских спектаклей, поставленных в МХТ при жизни писателя, фотографии отдельных сцен и лучших исполнителей: В.И. Качалова, О.Л. Книппер-Чеховой, К.С. Станиславского, И.М. Москвина, М.П. Лилиной и др.

Будучи тяжело больным, Чехов стремился приносить пользу обществу. Даже собирался, «если здоровье позволит», поехать на Дальний Восток врачом (шла русско-японская война). Однако состояние его здоровья продолжало катастрофически ухудшаться. 1 мая 1904 г. писатель уехал из Ялты в Москву, а оттуда с Ольгой Леонардовной, по совету врачей, отправился в Южную Германию, на курорт Баденвейлер. Там он и умер в ночь на 2 (15) июля 1904 г. в возрасте 44 лет.

Тело Антона Павловича было перевезено в Москву и погребено на Новодевичьем кладбище, рядом с отцом П.Е. Чеховым. На стенде фотографии: вид курорта Баденвейлер, похоронная процессия в Москве, могила А.П. Чехова.

Антон Павлович как-то сказал, что читать его будут после смерти лет семь, потом забудут. Уже восемь десятилетий прошло со дня смерти великого Чехова, а он и сегодня остается одним из самых читаемых и почитаемых писателей мира. «В плеяде великих европейских драматургов Чехов сияет, как звезда первой величины», — сказал Бернард Шоу, а Лев Толстой назвал его «Пушкиным в прозе»».

В экспозиции — афиши чеховских спектаклей, поставленных в Советском Союзе и за рубежом, фотографии отдельных сцен и исполнителей из спектаклей МХАТ имени А.М. Горького, театров имени А.С. Пушкина, Е.Б. Вахтангова, Киевского русского драматического и других театров страны. Многие произведения Чехова экранизированы, среди них — «Дом с мезонином», «Месть»; фильм «Дама с собачкой» удостоен премий на международных фестивалях в Лондоне и Каннах. По пьесам Чехова сняты фильмы «Чайка», «Дядя Ваня», «Иванов», «Медведь», «Юбилей» и другие. На сюжеты чеховских произведений поставлен балет «Чайка», снят фильм-балет «Анюта».

Литературная экспозиция продолжается в малом зале. Здесь представлены полное собрание сочинений А.П. Чехова, вышедшее в 1918 г. под редакцией А.В. Луначарского, его сочинения, изданные в 1929 г. к 25-летию со дня смерти писателя, юбилейные издания в 12 и 20 томах (1944—1951, 1954, 1960 гг.). В 20-томное собрание сочинений впервые были включены 8 томов писем А.П. Чехова. Экспонируются также сборники его рассказов, повестей в одном, двух, трех томах, пьесы, рассказы для детей. Коллекция завершается полным академическим собранием сочинений и писем А.П. Чехова в 30 томах (1974—1983 гг.). В экспозиции имеются также произведения А.П. Чехова, изданные Сувориным и Сытиным при жизни писателя.

До Великой Октябрьской социалистической революции произведения А.П. Чехова были изданы общим тиражом в 637 тысяч экземпляров. За годы Советской власти их тираж в нашей стране превысил 142 миллиона экземпляров. Они публиковались на 90 языках народов СССР и зарубежных стран. В малом зале экспонируются произведения Антона Павловича Чехова, изданные за рубежом — в странах Европы, Азии, Африки, Америки. Завершается литературная экспозиция тематическим разделом «Чехов — любимый писатель В.И. Ленина», где представлены те произведения великого вождя, в которых он использует художественные образы А.П. Чехова.

Из малого зала посетители выходят в вестибюль: здесь в небольшой нише выставлен красочный макет чеховского дома и сада, а на стендах — большие цветные фотографии мемориальных комнат Дома-музея.

От здания литературной экспозиции посетители проходят в сад.

Семейная фотография 1874 г. Сидят (слева направо): младший брат писателя Миша, сестра Маша, отец Павел Егорович Чехов, мать Евгения Яковлевна, жена дяди Людмила Павловна, их сын Георгий. Стоят: братья Иван, Антон, Николай и Александр, дядя Митрофан Егорович

Антон Павлович — студент. Справа его брат, художник Николай Чехов

Писатель Д.В. Григорович (1822—1899).

А.П. Чехов

А.П. Чехов с артистами Московского Художественного театра

Примечания

1. Ульянова-Елизарова А.И. Воспоминания об Ильиче. М., Госполитиздат, 1934, с. 44—45.

2. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 55, с. 204.