Б.М. Эйхенбаум отмечал: «...Чеховский метод снимал различия и противоречия между социальным и личным, историческим и интимным, общим и частным, большим и малым — те самые противоречия, над которыми так мучительно и так бесплодно билась русская литература в поисках обновления жизни» [Эйхенбаум 1986: 227].
Проблема связи экзистенциального сознания и национального бытия в творчестве художника, конечно, нуждается в дальнейшей детальной разработке и привлечении нового материала. Воплощение национальной специфики в произведениях писателя, как и вопрос об особенностях воспроизведения экзистенциального сознания, — это частный аспект более широкой темы. Мы проанализировали специфику выражения и взаимоотношения национального и экзистенциального компонентов в картине мира писателя, а также рассмотрели содержательные особенности каждого компонента. Обращение к традиционному — в нашем случае, экзистенциально-феноменологическому подходу, — предполагающему исключение каких бы то ни было допущений, установлений и убеждений относительно объективности предмета, ориентированному на изучение авторской концепции, представило возможность рассмотреть феномен чеховской художественной философии исходя из самого текста, его онтологии, в связи со структурой творческого сознания.
Таким образом, проведённый анализ подтверждает гипотезу о том, что экзистенциальный и национальный компоненты в малой прозе Чехова соотносятся один с другим в разных аспектах. Оба компонента — и национальный, и экзистенциальный — органично включена: в художественный мир писателя и являются разными аспектами единой структуры. Они постоянно взаимодействуют, однако их функции в границах художественного мира Чехова различны, и в произведениях писателя они вступают в неожиданные отношения, формируя сюжет, композицию, смысловые позиции и хронотоп рассказов.
В творчестве Чехова воспроизведение национального бытия предполагает обращение к зарисовкам реалий национального быта, изображение культурных традиций, использование стереотипных представлений о России, однако аналитическое исследование национальной истории отсутствует. Своеобразие национального мировидения (обычаи и традиции; праздники народного календаря; православная обрядность) в произведениях Чехова не несёт особой философской смысловой нагрузки; писателя в первую очередь интересует ценностное сознание человека любой культуры, и авторская точка зрения выражает антропологический взгляд на человека как на носителя онтологического начала. Доминантная позиция экзистенциального изображения жизни в прозаических произведениях писателя реализуется на различных уровнях текста (сюжет, композиция, система образов, пространственно-временная организация).
В основе сюжетной организации повестей и рассказов Чехова, как правило, находится внутренний конфликт героя. В диссертации предложено описание процесса развития сознания героев и показаны особенности его взаимодействия с изображённым бытием. В творчестве Чехова актуализируется экзистенциальная проблематика, и в центре внимания писателя оказывается феномен «существования». Душевные состояния, в которых пребывают герои, разнообразны, но наиболее часто встречаются одиночество, тревожность, неудовлетворённость, страх, тоска. Вырваться из замкнутого круга повседневности и повторяющихся действий героям позволяет встреча, которая является основой сюжета многих чеховских текстов. Событие встречи ведёт к открытию сознания героя во внешний мир и его рефлексии о собственной жизни и о жизни вообще. Открытые финалы произведений писателя свидетельствуют о том, что в нескончаемом жизненном потоке невозможно поставить точку.
Анализ образов «иной культуры» и особенностей воспроизведения национально-этнических традиций, исследование функций «своей» и «чужой» культуры в прозаических текстах писателя заставляет обратить внимание на то, какое влияние оказывала на сознание Чехова «своя» и «чужая» культура. Разумеется, писатель не перестаёт ощущать себя русским, однако национальное самосознание и национальная идентичность уходят в глубины подсознания; на первый план у автора выходит не то, что разделяет и, следовательно, создает национальный колорит, а, напротив, то, что сближает разные культуры.
Анализ особенностей хронотопа прозы писателя поднимает вопрос о «переакцентировке» сознания писателя с изображения предметного на изображение экзистенциального и сознания человека вообще, а также на воспроизведение субъективного времени героя. Как следствие, в произведениях Чехова не человек оказывается погружённым в бытие, но бытие открывается в самом человеке, и центр внимания читателя перемещается с внешнего на внутреннее.
Изучение чеховского образа России позволяет вписать творчество художника в рамки национальной традиции и в то же время говорить о зарождении новой поэтики, согласно принципам которой главным становится не национальное, а экзистенциальное, сущностное изображения бытия человека в переходную эпоху. Разрушение целостной концепции бытия (характерное для поздней прозы Чехова), связанное с ощущением кризисного состояния, создаёт ситуацию, при которой сознание человека становится доступным только через переживания и может изображаться только как «становящееся», экзистенциальное. Анализ ранних и поздних произведений показывает, что принципы изображения национального бытия на разных этапах творчества Чехова существенно не меняются; однако при этом образ человека постоянно усложняется, и в произведениях появляется герой с богатым потенциалом сознания.
Категории экзистенциальной феноменологии позволяют глубже понять феномен чеховского творчества, исследовать механизмы конституирования смыслов и способы ведения диалога между читателем и произведением.
Нами были затронуты отдельные аспекты изображения национального и экзистенциального, а также особенности их взаимосвязи в прозаических произведениях Чехова, что позволило очертить круг тем и проблем, возникающих при обращении к творчеству писателя. Перспективным представляется исследование категорий экзистенциального и национального в драматургии Чехова с последующим анализом особенностей представления человека и бытия в прозаических и драматургических текстах художника. Это поможет прояснить закономерности развития чеховского творчества.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |