Вернуться к Н.А. Тимофеев. Эволюция героя в прозе А.П. Чехова 1890—1900-х годов

Заключение

Проблема героя в художественном мире А.П. Чехова, бесспорно, требует дальнейшей всесторонней и детальной разработки, хотя в силу специфики творческого метода писателя эта область исследования вызывает значительные трудности.

В данной работе предлагалось рассмотрение чеховского героя с точки зрения возникновения «активного» типа персонажа, рассматривались предпосылки его появления и характерные особенности.

При исследовании этой проблемы важно было учесть факторы, определявшие векторы идейной и творческой эволюции писателя. Эпоха, в которую происходило становление Чехова как мыслителя и художника, характеризовалась смешением различных научных, философских, духовных направлений, что наложило отпечаток и на сознание, и на личность писателя. Противоречивость исканий, вызванная столкновением материализма и идеализма, безверия и веры, стала знаком времени, что, разумеется, не могло не отразиться и на художественном мире Чехова.

Изображение человека в прозе писателя постепенно менялось в соответствии с творческой эволюцией Чехова. Для этапа 1880-х — начала 1890-х годов характерна модель абсурдного мира и две разновидности героев: с одной стороны, это персонажи, не осознающие хаос и становящиеся его частью, с другой — герои, открывающие для себя «холод бытия», но не могущие справиться со страхами и оказывающиеся беспомощными жертвами абсурда.

На следующем этапе творчества (середина 1890 — начало 1900-х годов) на первый план выдвигается мысль о том, что несмотря на то что жизнь страшна, враждебна и счастье едва ли достижимо, человек должен сознавать ответственность за свою и чужую судьбу и пытаться противопоставлять хаосу свою личную волю. Постепенно Чехов склоняется к идее о том, что счастье зависит от самого человека и что зло и уродства жизни часто творятся самими людьми, живущими убого и погрязшими в пошлости. Поэтому писатель настойчиво ищет героя, который выразил бы авторское представление о гармоничной личности. В поздний период творчества Чехову удаётся приблизиться к созданию образов таких персонажей.

Как явствует из проведённого анализа, в основу сюжетной организации чеховских рассказов и повестей положен, как правило, внутренний конфликт героя. Основными составляющими сюжета являются такие мотивы, как «повод», «кризис». Варианты их комбинации, а также прибавление к ним новых элементов («отсутствие перемены», «решение изменить жизнь» и так далее) отражают развитие образа. Причём обнаруживается, что развёртывание внутреннего конфликта разных персонажей идёт по ряду одинаковых схем.

Выявив особенности развития конфликта и разновидности его сюжетно-композиционной разработки, удалось наметить несколько основных типов героев. При этом сущность каждого типа в значительной мере определяется тем, насколько персонаж близок к мыслимому авторскому идеалу.

Выделенных категорий героев насчитывается пять: 1) «футлярный», 2) «конформист», 3) «опоздавший» 4) «ошибившийся в способе борьбы», 5) «активный» (включает два подтипа: а) готовый изменить жизнь, б) собственно активный).

Второй, третий и четвёртый типы представляют собой, в сущности, разные варианты героев, у которых был шанс выйти на верную дорогу, однако слабость характеров неизбежно приводит персонажей к тому, что возможность «перевернуть жизнь» не осуществляется.

Как показывает анализ, творческая эволюция писателя и связанное с ней изменение авторского взгляда на человека в мире, приводили к изменению концепции героя. От произведения к произведению, на протяжении второй половины 1890-х — начала 1900-х годов, в рамках каждого типа (кроме «футлярного», образы которого не обнаруживают признаков эволюции) персонажи начинали приобретать отдельные активные качества, что свидетельствовало о неустанном творческом поиске Чехова. Писатель стремился найти убедительный, непротиворечивый тип героя, который бы объединил в себе все эти отдельные активные свойства, воплотив авторский идеал представления о гармоничной личности, о деятельном человеке. Наконец, писателем были созданы образы, составившие особую категорию активных героев (Никитин, Лиза Ляликова, Гуров, Анна Сергеевна, Надя Шумина).

На наш взгляд, трансформации одного типа в другой не наблюдается. Анализ показывает приращение активных свойств в образах всех типов, за исключением «футлярного». При этом образы не перерастают границ самих типов, остающихся относительно устойчивыми, сохраняющими особенности, присущие только им. Однако именно эволюция персонажей в рамках указанных категорий героев содержала предпосылки для возникновения «активного» типа героя, появление которого отразило логику идейно-художественных поисков писателя.

Создание Чеховым «активного» типа происходило в два этапа, о чём свидетельствует наличие подтипов, отражающих историю становления этой категории героев: а) готовый изменить жизнь, б) собственно активный. Несмотря на то что образы, относящиеся к данному типу, малочисленны (поскольку созданы в самом конце творчества писателя), определённые свойства позволяют объединить их в названную категорию персонажей, которым присущи такие черты, как внутренняя сила характеров, целеустремлённость, способность активно и созидательно действовать.

Таким образом, анализ подтверждает гипотезу о появлении «активного» типа героя в прозе Чехова 1890-х — 1900-х годов. Выявление данной категории персонажей, замыкающей идейные и творческие искания художника, позволяет под особым углом взглянуть на систему образов Чехова и её развитие. Кроме того, в дальнейшем предстоит установить связи между героями прозаических произведений писателя и героями драматургии, проанализировать специфику появления черт активного типа в образах персонажей пьес. Это позволит точнее определить закономерности творческой эволюции Чехова, высветить особенности изображения человека в прозе и драматургии писателя.