Вернуться к Е.А. Динерштейн. «Фабрикант» читателей: А.Ф. Маркс

И.А. Гончаров

Вслед за собранием сочинений Тургенева в 1899 г. приложением к «Ниве» вышло «Полное собрание сочинений» И.А. Гончарова. Издано оно было небывало большим тиражом в 234 тыс. экз.1 Желая расширить корпус произведений, включенных в издание сочинений покойного писателя, Маркс перекупил за 2750 руб. у Е.К. Линденбаум (урожд. Трейгут) дарованное ей Гончаровым право на его произведения «Уха», «Май месяц в Петербурге» и «Превратности судьбы»2. Кроме них он включил еще рассказ «Нарушение воли». Однако и это собрание сочинений оказалось не «полным», так как в него не были включены некоторые критические и публицистические произведения писателя (некролог «Майков», отзыв о «Грозе» А.Н. Островского, письмо по поводу Пушкинского праздника, записки о «Московских ведомостях», очерк «По Восточной Сибири» и другие произведения, опубликованные в наши дни).

Изданные в качестве приложений к «Ниве» собрания сочинений обычно сопровождались подробным биографическим очерком автора. На сей раз первому тому была предпослана биография Гончарова, написанная С.А. Венгеровым.

Впоследствии отмечалось, что в выпущенном Марксом собрании сочинений Гончарова были нарушены хронология и порядок расположения материала сравнительно с двумя предшествующими прижизненными изданиями. Замечание справедливое, но не учитывающее специфики многотомных приложений, издаваемых равнообъемными выпусками. Чисто технические причины заставили Маркса пренебречь общепринятыми правилами расположения произведений в последовательности их написания и придерживаться лишь заданных объемов. Но зато приложения вместе с журналом стоили более чем в два раза дешевле глазуновского издания сочинений Гончарова 1896 г. (13 руб. 50 коп.), положенного в их основу.

Гончарова можно с полным основанием отнести к числу сотрудников «Нивы», хотя при жизни писателя на страницах журнала появилось только одно его произведение — цикл «Слуги старого века» (1888. № 1—3, 18). Эта публикация вызвала много толков в литературных кругах. Задолго до ее появления на свет, 28 сентября 1885 г., председатель Литературного фонда Виктор Павлович Гаевский записал в «Дневнике»: «Встретил Плещеева, который сообщил мне, что Гончаров написал повесть и продал ее в «Ниву» по 1000 р. за лист. Всего за 6000 р. Такой платы до сих пор не было. В 1884 г. я привез из Парижа маленький рассказ Тургенева, записанный по его диктовке m-me Viardo по-французски. Я спросил и получил 1000 р., хотя рассказ не превышал полулиста; но это было уже по смерти, а Гончаров жив и за такую цену напишет еще сколько угодно повестей»3.

Пересуды были вызваны не только невиданным гонораром, но и направленностью произведения, предопределившей реакцию демократических кругов. По словам Л.Ф. Пантелеева, Салтыков-Щедрин в «Пошехонской старине» прямо противопоставлял свое отношение к теме гончаровскому: «Вот я ему покажу настоящих слуг прошлого времени»4.

Не исключено, что для журнала предназначался и написанный в июле 1891 г. рассказ Гончарова «Май месяц в Петербурге», появившийся уже после смерти писателя в сборнике «Нива» (1892. № 2). Комментатор одного из советских собраний сочинений Гончарова К.Н. Полонская, сличавшая беловую рукопись с печатным текстом, справедливо полагает, что имеющиеся в нем купюры вызваны конъюнктурными соображениями и сделаны редактором журнала Клюшниковым, не потерпевшим насмешки ни «над законопослушным и благонравным в своем шовинизме» героем рассказа, ни над его «глубокомысленными рассуждениями в духе «Нового времени» о различных религиях»5.

Может быть, не стоило касаться подобных частностей на страницах книги, не рассматривающей специально проблем текстологии, если бы не одно сомнительное свидетельство. В 1926 г. в Госиздате вышли воспоминания Иеронима Ясинского «Роман моей жизни». Желая как-то реабилитироваться перед потомством, Ясинский попытался представить себя в воспоминаниях борцом за честь русской литературы. Именно в этой связи он упоминал и об отношениях Маркса и Гончарова. По его словам, незадолго до смерти Гончарова он встретился с ним в приемной издателя «Нивы». Вышедший из своего кабинета Маркс прямо в приемной на ломаном русском языке завел с Гончаровым разговор о его рассказах, которые ему очень понравились, но он «буль ошень и, наконец, очень удивлялся, когда <...> встрешал не совсем по русски выражения, которые я указываль моему редактору, штоб исправлял».

Каким образом Ясинский сохранил в памяти спустя три с половиной десятка лет после описываемых событий эту довольно сложную тираду, сказать трудно. Она так же сомнительна, как и приведенная мемуаристом записка, якобы оставленная навестившим его перед этим издателем: «Буль у Вас. Сам Маркс». Важен в конце концов не стиль, а смысл этого глумливо переданного разговора и вырисовывавшийся из передачи мемуариста портрет идиотически самодовольного автора записки.

Снисходительно пожав руку великому писателю, Маркс — по словам Ясинского — попросил Гончарова пройти в контору и получить гонорар. «Горячая краска залила мне лицо, — пишет далее Ясинский. — Вот оно засилье мещанства! Вот унижение литературы! Я наговорил дерзостей Марксу, перешел на ты, впал в дурной тон, обругал его неграмотной немчурой <...> Я надолго порвал с «Нивой». Редактор Клюшников выскочил за мной на лестницу и благодарил за урок, данный мною издателю»6.

Как можно охарактеризовать подобное свидетельство? Лишний раз сослаться на сомнительную репутацию мемуариста и давно установленный факт недостоверности его воспоминаний? Но где гарантия того, что и в данном случае он погрешил против истины? Волей-неволей приходится возвращаться к упомянутому эпизоду, с тем чтобы доказать, насколько он не основателен. Маркс как хорошо воспитанный человек (об этом свидетельствуют все его знавшие) не мог завести столь неприятный для Гончарова разговор в приемной, в присутствии посторонних, даже не пригласив в кабинет. Подобное могло случиться только в случае, если бы он захотел подчеркнуть свое неуважение к писателю (впрочем, воспитанный человек и этого бы никогда не сделал), но в подобном намерении его не обвиняет даже Ясинский.

Маркс, действительно, до конца жизни плохо говорил по-русски (но не в такой степени, как это приписывает ему мемуарист). И вряд ли бы решился советовать писателю внести какие-то исправления, касающиеся стиля его рассказа (судя по датировке событий мемуаристом, речь в данном случае может идти только об одном произведении Гончарова — рассказе «Май месяц в Петербурге»). Как теперь известно читателю, купюры в тексте его публикации носят откровенно конъюнктурный характер и принадлежат не Марксу, а Клюшникову. Следовательно, и обвинение Ясинского не выдерживает критики.

Все сомнительно и в повествовании Ясинского, даже его утверждение, что он после случившегося «надолго порвал с «Нивою»». Ведь если принять на веру это утверждение, то как же тогда объяснить факт публикации в журнале в 1893 г. новой повести и стихотворений мемуариста? Но самое главное, рассказанный эпизод никак не вяжется с тем впечатлением, которое остается после чтения писем Гончарова к Марксу. Писем, увы, неизвестных не только мемуаристу, но и читателям этой книги, так как они публиковались лишь однажды. Четыре из них написаны на французском языке (поэтому мы ограничимся только цитатами из них), а одно — от 8 декабря 1887 г. — на русском. Последнее письмо следует привести целиком, поскольку оно как нельзя лучше свидетельствует о том пиетете, с каким относился к Гончарову Маркс.

«И.А. Гончаров кланяется усердно многоуважаемому Адольфу Федоровичу и покорнейше просит, если еще не поздно — дать в типографию исправить прилагаемый при сем 1-й лист последней, 4-й корректуры и по исправлении окончательно печатать, а ему прислать, по возможности поскорее, чистый исправленный оттиск этой 1-й формы.

Готовый к услугам
И. Гончаров.

P.S. Он просит также не забыть доставить к нему проект его биографии — по обещанию, когда будет готова».

В этом письме следует обратить внимание на два момента. Первый: вопреки обычной издательской практике печатать текст, самое большее, с двумя корректурами, для Гончарова делалось исключение. Второй: предваряя публикацию цикла Гончарова, издатель намеревался поместить в том же номере журнала биографию писателя и его портрет, что делалось только в исключительных случаях. Причем посчитал необходимым предварительно послать писателю их для ознакомления. Честь бесспорная и заслуженная, но не об этом сейчас разговор.

Из последующих писем можно почерпнуть другие весьма важные сведения: биография Гончарова очень понравилась не только издателю, но и самому писателю. «Биография прекрасна, — писал Гончаров. — Там ни слова не надо менять <...> Я очень благодарю Виктора Петровича (Клюшникова. — Е.Д.), который так удачно сделал примечания к биографии, а вы мне их вовремя послали... Ничего не надо менять, ни одной запятой». Писателю понравился и портрет, помещенный в том же номере журнала (1888. № 1), что, впрочем, не исключало его иронической оценки некоторых изданий Маркса. Так, благодаря издателя за подаренную ему картину, обычно посылаемую подписчикам журнала в качестве приложения, он не преминул заметить: «Благодарю Вас за посылку картины, очень хороша рамка»7.

В целом же цитированные письма — лучшее свидетельство добрых отношений, существовавших между Гончаровым и Марксом.

Гончаров И.А. Полное собрание сочинений. Переплет

Примечания

1. ЛГИА, ф. 1376, оп. 1, д. 424, л. 2.

2. ЦГАЛИ, ф. 135, оп. 1, д. 42, л. 1.

3. ГПБ, ф. 171, оп. 1, д. 1.

4. Пантелеев Л.Ф. Из воспоминаний прошлого. М., 1934. С. 529.

5. См.: Гончаров И.А. Собр. соч. М., 1954. Т. 7. С. 530—531.

6. Ясинский И. Роман моей жизни: Кн. воспоминаний. М.; Л., 1926. С. 145—146.

7. И.А. Гончаров и И.С. Тургенев. Пг., 1923. С. 102—104.