Вернуться к А.А. Журавлева. Феномен памяти в художественном творчестве А.П. Чехова

Введение

Вопросом «почему так любит вспоминать чеховский герой?» задается уже не одно поколение читателей и исследователей творчества А.П. Чехова. Действительно, разнообразные феномены памяти присутствуют в подавляющем большинстве произведений писателя. Герои ранних и зрелых, прозаических и драматических произведений Чехова независимо от их возраста, социального положения, уровня образованности, воспитания и много другого наделены способностью помнить и не помнить, вспоминать и забывать, грезить, мечтать, фантазировать, бредить, видеть сны и видения. Обилие и разнообразие феноменов памяти, являющееся неотъемлемой частью художественного мира чеховских произведений, заставляет обратить особое внимание на это явление в творчестве писателя.

Исследование феномена памяти в художественном творчестве А.П. Чехова неизбежно включается в более общие парадигмы изучения данного явления.

Феномен памяти является междисциплинарным предметом исследования, различные аспекты которого изучаются на всем протяжении истории культуры такими науками и отраслями гуманитарного знания, как философия, культурология, социология, психология, история, литературоведение. История изучения памяти связана прежде всего с философскими концепциями Платона, Аристотеля, Плотина, Августина, А. Бергсона, Вл. Соловьева, Ж. Делеза и др.; социологических концепцией Э. Дюркгейма и М. Хальбвакса; психологическими концепциями У. Джемса, И.М. Сеченова, Г. Эббингауза, З. Фрейда, К. Юнга, П.П. Блонского, П. Жане, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева и др.; культурологическими концепциями М.М. Бахтина, М.Ю. Лотмана, Б.М. Гаспарова.

Резкое возрастание интереса к феноменам культуры, истории, коллективной и индивидуальной памяти, к темам памяти и воспоминания в последние десятилетия XX века актуализировало изучение феномена памяти, о чем свидетельствует появление внушительного количества новых исследований в культурологии, историографии, литературоведении1.

В литературоведении данная тенденция проявляется весьма ярко. В последние годы особый интерес исследователей привлекает изучение роли и места памяти в творчестве русских писателей. Появились работы, посвященные изучению данного явления в творчестве Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, Вяч. Иванова, А. Белого, В. Набокова и других писателей и поэтов. В книге Д.Э. Томпсон «Братья Карамазовы и поэтика памяти», представляющей собой опыт интерпретации романа Ф.М. Достоевского в соотнесении с поэтикой памяти, память рассматривается не только как тема и предмет, но и как принцип художественного построения произведения. О.В. Евдокимова в работе «Мнемонические элементы поэтики Лескова», интерпретируя понимание Н.С. Лесковым своего творческого предназначения как «искание самосознания», рассматривает память как одно из оснований поэтики писателя, для которого мнемопоэтика оказывалась «необходимым условием в осуществлении усилий писателя по высвобождению своего творческого «я». И.Ю. Матвеева в диссертации «Воспоминание в художественной системе романа Л.Н. Толстого «Воскресение», исследуя феномен памяти, рассматривает последний роман писателя одновременно и как «роман о воспоминании», и как «роман-воспоминание». С одной стороны, воспоминание для Толстого является предметом исследования, с другой — оказывается способом художественного мышления писателя, проявившемся в приеме автоцитирования. Ри Чжон Хи выделяет проблему памяти как одну из существенных проблем в творческом сознании И. Бунина, которая имеет важное значение для понимания творчества писателя, его взглядов на искусство и природу творчества, что в свою очередь, по мнению Б.В. Аверина, определяет, например, жанровое своеобразие бунинского романа «Жизнь Арсеньева». Тему памяти и воспоминания Б.В. Аверин определяет как главную тему творчества В. Набокова. З.Г. Минц в работе «Поэтика Александра Блока» исследует функции реминисценций в поэтике А. Блока и рассматривает поэтику символистов в соотнесении с феноменом «культурной памяти». Наконец, Н.З. Коковина в исследовании «Категория памяти в русской литературе 19 века» предпринимает попытку исследования значения, способов и средств выражения, поэтических функций памяти в художественном сознании 19 века. В целом, исследование феномена памяти в творчестве писателей дает представление о том, что устойчивый интерес к данному явлению на всем протяжении культурной истории проявлялся не только в науке, но и в литературе, что, в свою очередь, позволяет включить в мировую историю изучения феномена памяти имена Достоевского, Лескова, Толстого, Бунина, Вяч. Иванова, А. Белого, Набокова и др.

Феномен памяти оказывается особым углом зрения, который позволяет в тесной взаимосвязи исследовать различные аспекты мировоззрения, творческого процесса и художественного мира того или иного писателя, что становится возможным благодаря многогранности самого этого феномена. В творчестве писателей феномен памяти предстает и как предмет художественного изображения, и как категория поэтики, и как смыслообразующая категория отдельного произведения или художественного мира писателя в целом, и как способ художественного мышления, и как одна из основных составляющих мировоззрения писателя.

В чеховедении также предпринимались попытки исследования творчества А.П. Чехова под углом зрения феномена памяти. Однако несмотря на то, что в поле зрения исследователей чеховского творчества феномен памяти попадает достаточно часто, а в чеховедении существует большое количество работ, в той или иной степени касающихся изучения данного феномена, до сих пор не существует комплексного исследования, посвященного изучению данного явления в художественном творчестве А.П. Чехова.

Необходимо отметить, что попыток освещения и систематизации истории данного вопроса в чеховедении также не существует, в связи с чем накопленные исследователями наблюдения в этой области остаются пока без должного осмысления. Поэтому нам представляется целесообразным посвятить часть работы освещению истории вопроса и обобщению результатов имеющихся исследований. Однако уже и сейчас можно сказать, что наиболее часто феномен памяти становился объектом рассмотрения при изучении пространственно-временной, повествовательной и идейно-тематической структуры чеховских произведений, а также при изучении творческого процесса писателя. Существующие попытки интерпретаций чеховских произведений в аспекте различных концепций памяти также, несомненно, заслуживают внимания, несмотря на то, что их результаты далеко не бесспорны. Наименее разработанными остаются вопросы о качественном разнообразии феноменов памяти в чеховских произведениях, о своеобразии использования данного явления в художественном творчестве писателя и причинах такого своеобразия. В целом рассмотрение феномена памяти в чеховском творчестве остается весьма фрагментарным, что не позволяет составить целостного представления об этом явлении в художественном творчестве писателя. В связи с этим цель нашей работы — целостное исследование феномена памяти в художественном творчестве А.П. Чехова.

Цель исследования может быть достигнута при условии решения ряда задач:

1. проанализировать существующие исследования феномена памяти в чеховедении; обобщить и систематизировать полученные результаты; определить возможные пути исследования.

2. определить предпосылки обращения А.П. Чехова к художественному освоению феномена памяти.

3. выявить типологическое разнообразие феноменов памяти в художественных произведениях писателя.

4. исследовать поэтические функции феноменов памяти в художественном мире произведений А.П. Чехова.

5. выявить чеховское своеобразие в использовании феноменов памяти при создании художественных произведений.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что, во-первых, исследование феномена памяти как целостного явления, взятого в его генезисе, вносит вклад в методологию исследования подобных явлений в целом (как в творчестве А.П. Чехова, так и в творчестве других писателей). Во-вторых, расширяет наше представление о поэтике Чехова и его художественном мире. Наконец, данное исследование существенно расширяет поле оснований сравнительного изучения творчества писателей.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. впервые предпринята попытка обобщения и систематизации результатов как отечественных, так и зарубежных исследований феномена памяти в художественном творчестве А.П. Чехова.

2. предпринята попытка типологизации качественного разнообразия феноменов памяти в произведениях А.П. Чехова.

3. определены устойчивые приемы чеховской поэтики, построенные на введении в художественную структуру произведений феноменов памяти.

4. расширено научное представление о поэтических функциях, выполняемых феноменами памяти в произведениях А.П. Чехова.

5. раскрыт один из конкретных механизмов воплощения научного метода в художественном творчестве А.П. Чехова.

Материалом исследования являются произведения А.П. Чехова преимущественно 1885—1888 гг. Для более полного представления о феномене памяти в художественном творчестве писателя отобраны по возможности различные в жанровом отношении произведения, созданные в разные периоды творчества А.П. Чехова. При этом в работе активно привлекаются письма, записные книжки писателя, а также воспоминания современников и критическая литература, посвященная чеховскому творчеству.

Предметом исследования в данной работе является процесс становления и утверждения феномена памяти в творчестве А.П. Чехова как значимого элемента художественного мира писателя и многофункционального приема чеховской поэтики.

Основой целостного исследования феномена памяти в художественном творчестве А.П. Чехова стало совмещение историко-функционального и генетического принципов традиционного литературоведения при изучении данного явления. В связи с этим методологической базой исследования являются теоретические положения Б.В. Томашевского, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Л.С. Выготского, А.П. Чудакова, В.Е. Хализева, а также работы исследователей творчества А.П. Чехова: Э.А. Полоцкой, В.Я. Лакшина, В.Б. Катаева, И.Н. Сухих, Л.С. Левитан, Л.М. Цилевича, А.Б. Есина и др.

Цели и задачи исследования определяют структуру работы, которая состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. В первой главе анализируются существующие исследования феномена памяти и обосновывается необходимость целостного изучения данного явления в творчестве А.П. Чехова. Во второй главе рассматриваются возможные причины обращения писателя к активному использованию феномена памяти в художественных произведениях. В третьей главе феномен памяти рассматривается как предмет художественного изображения и предпринимается попытка типологизации качественного разнообразия феноменов памяти, представленных в чеховских произведениях. В четвертой главе исследуется характер и своеобразие художественного использования феноменов памяти в произведениях А.П. Чехова.

Положения, выносимые на защиту:

1. Художественное освоение феномена памяти в творчестве А.П. Чехова обусловлено в равной степени художественной необходимостью и литературной традицией, с одной стороны, и научными интересами и профессиональными знаниями писателя, с другой стороны.

2. Чехов расширяет репертуар поэтических функций феноменов памяти.

3. Введение феноменов памяти в художественную структуру чеховских произведений не только значительно расширяет предметный мир произведений, но является устойчивым многофункциональным приемом чеховской поэтики: способом создания сюжетной динамики; приемом интенсификации формы: создания изобразительного, психологического и сюжетно-композиционного лаконизма; способом создания особенных черт чеховского хронотопа.

4. Исследование феномена памяти как значимого элемента художественного мира чеховских произведений и многофункционального приема чеховской поэтики в его генезисе позволяет раскрыть конкретный механизм воплощения научного метода в художественном творчестве писателя.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы для подготовки лекций по русской литературе конца 19 — нач. 20 века; при обучении методам поэтического анализа художественных произведений; а также включены в спецкурсы по изучению творчества А.П. Чехова.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены в докладах и обсуждены на ежегодных научно-практических конференциях: «Студент и научно-технический прогресс» (Иркутск, 1999, 2000, 2001); Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 1999); Международной научной конференции «Молодые исследователи Чехова» (Москва, 2001); Международной научной конференции «Сибирь и вся Россия...» Сибирские страницы в жизни и творчестве А.П. Чехова» (Иркутск, 2002); Международной научной конференции «Время в социальном, культурном и языковом измерении» (Иркутск, 2003); Международной научной конференции «Чеховские чтения в Ялте» (Ялта, 2004); Международной научной конференции «Век после Чехова» (Москва, 2004).

Примечания

1. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. — М., 1996; Йетс Фр. Искусство памяти. — СПб., 1997; Лотман Ю.М. Память культуры. История и семиотика // Лотман Ю.М. Семиосфера. — СПб., 2001; Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала нового времени / Сборник науч. тр. Отв. ред. Л.П. Репина. — М.: Круг, 2003; Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М.М. Сокольской. — М.: Языки славянской культуры, 2004; Рикер П. Память, история, забвение / пер. с франц. — М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004; Аверин Б.В. Набоков и набоковиана // Вл. Набоков: pro et contra. — СПб., 1997; Аверин Б.В. Жизнь Бунина и жизнь Арсеньева: поэтика воспоминания // И.А. Бунин: рго et contra. — СПб., 2001; Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. — СПб., 1999; Ри Чжон Хи. Проблема памяти в творчестве И.А. Бунина: Дисс. ... к. филол. н. — М., 1999; Томпсон Д.Э. Братья Карамазовы и поэтика памяти. — СПб., 1999; Евдокимова О.В. Мнемонические элементы поэтики Лескова. — СПб., 2001; Ильинская Т.Б. Проблемы ретроспективности в творчестве И.А. Гончарова. — СПб., 2001; Матвеева И.Ю. Воспоминание в художественной системе романа Л.Н. Толстого «Воскресение»: Дисс. ... к. филол. н. — СПб., 2002; Коковина Н.З. Категория памяти в русской литературе 19 века: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Великий Новгород, 2004.