Психологические феномены памяти отражены в подавляющем большинстве произведений А.П. Чехова. Обилие и разнообразие феноменов памяти, являясь неотъемлемой частью художественного мира чеховских произведений, не могло остаться незамеченным. Однако несмотря на то, что существует значительное число работ, в той или иной мере включающих исследование этих феноменов, а история вопроса «...почему так любит вспоминать чеховский герой?»1 насчитывает, по-видимому, уже около ста лет (так как уже современная писателю критика отмечала особую роль феноменов памяти, в частности воспоминаний и ассоциативного механизма, в художественном мире произведений писателя)2, в чеховедении до сих пор не существует комплексного исследования, которое убедительно и полно ответило бы на этот вопрос.
Кроме того, насколько нам известно, в чеховедении также не предпринималось попыток специального освещения истории данного вопроса и обобщения результатов уже существующих исследований в этой области, вследствие чего и стало возможным мнение о том, что на сегодняшний день в чеховедении «есть только два исследования, посвященные изучению проблемы памяти в чеховской прозе»3. В действительности же отдельные стороны этого явления, пусть отрывочно и фрагментарно, но попадают в поле зрения исследователей чеховского творчества. Проблема в том, что такие исследования ведутся часто в разных и непересекающихся плоскостях, так что без определенного объединяющего угла зрения собранные воедино они представили бы собой эклектическую сводку самых разных точек зрения и взглядов. В свете всего вышесказанного нам представляется необходимым выделить и систематизировать имеющиеся пути исследования феномена памяти в художественном творчестве А.П. Чехова. Анализ этих подходов, а также выяснение их возможностей и ограничений в исследовании данного феномена позволит определить наиболее продуктивные пути изучения этого явления в художественном мире произведений А.П. Чехова.
Примечания
1. Шакулина П. Мотив воспоминаний в поздней прозе Чехова // Молодые исследователи Чехова. Вып. 3. — М., 1998. — С. 155—160.
2. Айхенвальд Ю. Чехов. Основные моменты его произведений. — М., 1905; Шапир Н. Чехов как реалист-новатор // Вопросы философии и психологии. — 1905. — № 4. — С. 335—553.
3. Daria A. Kirjanov в книге «Chekhov and the Poetics of Memory» указывает на две работы: Senderovich M. Metamorphoses of Memory in the Labyrinth of Time // Russian Language Journal. — 1985. — Vol. 39. — № 132—134. — P. 121—134; Р.Л. Джексон. Чехов и Пруст: постановка проблемы // Записки русской академической группы в США. — N.Y., 1985. — Т. 18.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |