Анализ имеющегося в нашем распоряжении материала показал, что в художественной прозе А.П. Чехова находит выражение внутренняя диалогичность. Она реализуется в рассказах всех трех периодов творчества писателя и выступает в качестве доминирующего типа категории диалогичности.
Продемонстрировано, что внутренняя диалогичность чеховского повествования обусловлена сменой «точек зрения» в монологическом контексте. Она представляет собой воспроизведение речи персонажа в структуре третьеличного нарратива и отражает два вида диалогических отношений: «автор — герой» и «герой — герой» (в рамках диалога героя с самим собой).
Диалог между автором и персонажем возникает как результат взаимодействия в тексте их «голосов», что, в свою очередь, становится возможным вследствие воспроизведения в структуре третьеличного нарратива НПР персонажа.
Диалог героя с самим собой, выступающий как еще один вид отражения диалогических отношений в текстах прозаических произведений А.П. Чехова, актуализируется в прямой речи персонажа, представленной в форме внутреннего монолога.
Установлено, что ведущей формой переключения повествования в план персонажа в произведениях всех трех периодов является НПР, в качестве сигналов которой выступают лексические и грамматические средства.
В состав грамматических маркеров НПР входят несколько групп средств: конструкции с различными глагольными формами; средства смены модального плана; средства экспрессивного синтаксиса; средства смены темпорального плана; неопределенные местоимения и наречия; указательные и усилительные частицы и местоимения.
Среди лексических средств НПР релевантными для прозы А.П. Чехова оказываются графически оформленное и графически не оформленное «цитирование» при преобладании последнего, которое представлено функционально-стилистически окрашенной лексикой и фразеологией, как правило, сниженной, а также лексикой с экспрессивно-эмоциональной окраской.
Выявлено, что специфика НПР в чеховском повествовании заключается в значительном преобладании грамматических сигналов над лексическими во всех трех периодах творчества писателя, что, с нашей точки зрения, связано со стремлением ослабить противопоставление слова героя слову автора в повествовательной структуре текста.
Показано, что степень насыщенности текстов чеховских рассказов грамматическими и лексическими сигналами НПР различается по периодам творчества писателя и обусловлена доминирующим повествовательным типом.
Вторым средством внутренней диалогичности прозы А.П. Чехова является прямая речь, которая в рамках авторского повествования оформлена в виде внутреннего монолога персонажа. Анализ материала показал, что в чеховском повествовании включение прямой речи героя осуществляется либо посредством так называемого нулевого ввода, либо — в абсолютном большинстве случаев — с помощью авторских слов. Отмечается, что для чеховской прозы характерна, как правило, интерпозиция авторских слов, вводящих прямую речь в третьеличном повествовании, что, по нашему мнению, приводит к размыванию границ между авторской и внутренней персонажной речью.
Выявлено, что внутренняя диалогичность выполняет в прозе А.П. Чехова две важнейшие функции — функцию диалогизации повествования, которая приводит к усилению драматургичности текста, и характерологическую функцию, связанную с созданием образа персонажа.
Проведенное исследование позволяет говорить специфике внутренней диалогичности в прозе А.П. Чехова.
Доминирование внутренней диалогичности в произведениях всех трех периодов творчества А.П. Чехова и расширение ее объема начиная с рассказов второго периода обусловлено сменой повествовательных типов (переходом от субъективной манеры к объективному повествованию) в прозе писателя и является прямым отражением эволюции его художественного метода.
Своеобразие внутренней диалогичности в чеховской прозе определяется максимальной насыщенностью третьеличного авторского повествования словом героя при минимальной противопоставленности его слова слову автора. Об этом свидетельствуют, с одной стороны, полученные данные о высокой концентрации средств внутренней диалогичности в текстах чеховских рассказов, а с другой — предпочтения писателя в их выборе и использовании (доминирование НПР над прямой речью в виде внутреннего монолога; приоритет в выборе грамматических сигналов НПР; преобладание среди лексических сигналов НПР графически не оформленного «цитирования»; интерпозиция авторских слов, вводящих прямую речь персонажа, представленную как внутренний монолог).
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |