Вернуться к Е.А. Абрашова. Христианские мотивы в творчестве А.П. Чехова

Заключение

Художественное произведение, повествуя о чем-либо, всегда выражает некое внутреннее духовное содержание. И.Н. Экономцев (игумен Иоанн) отмечает возрастающую роль в выражении национально-религиозного идеала интеллектуальной творческой элиты. «И для этого, пишет он, — их открытая и зримая принадлежность к Русской Православной Церкви вовсе не является непременным условием. Они сами могут себя считать агностиками или приверженцами других конфессий, оставаясь в русле русской православной традиции и являясь носителями русского национально-религиозного идеала»1. То же самое можно сказать и о Чехове.

Православная церковь, священнослужители, верующие являются органической частью художественного и эпистолярного наследия писателя и так же естественны в его произведениях, как чиновники, помещики, судьи, дети и прочие. Вообще стоит отметить, что характерной чертой чеховского мировоззрения является пристальное внимание к личности человека, его индивидуальности, сложности и диалектичности его внутреннего мира, совершенствование которого возможно лишь при условии свободы духовной деятельности. А.П. Чехов в письме И.И. Орлову от 22 февраля 1899 года говорил следующее: «Я верую в отдельных людей, я вижу спасение в отдельных личностях, разбросанных по всей России там и сям — интеллигенты они или мужики, в них сила, хотя их мало» (П. 9, 98).

Если вспомним все, что говорили о Чехове, если еще раз перечитаем все, связанное с нравственно-религиозными мотивами в его творчестве, то поймем, что духовность произведений основана не на разделении земного и небесного, а на любви к этому миру, в котором герои чеховского мира видят отблеск высшей красоты, печать высшей истины.

Такое видение Бога в мире представляет собой глубокое религиозное мироощущение. Чеховская система ценностей, их негромкая, ненавязчивая этика были результатом русской духовной жизни, ее народно-религиозных сторон. Реальный гуманизм Чехова во многом опирается на православно-христианские ценности: любовь, добро, справедливость, правду и так далее.

А.М. Любомудров в статье «О православии и церковности в художественной литературе» пишет: «Православным произведением может считаться такое, художественная идея которого включает в себя необходимость воцерковления для спасения. Его герой — либо воцерковлен, либо антицерковен, либо на этапе движения от одного состояния к другому, либо, наконец, равнодушен к Церкви. Но если нет этой соотнесенности с Церковью, ориентированности на нее, если персонажи не находятся с нею ни в притяжении, ни в отталкивании, — очевидно, говорить о православности неправомерно»2.

В работе показано, что рассказы и повести Чехова можно считать вполне христианскими по духу. Многих героев чеховских произведений отличает добросердечность, обостренное чувство справедливости, способность воспринимать красоту Божьего мира. У Чехова всеобъемлющей мерой выступает духовность в широком и подлинном смысле этого слова.

Большинство чеховских героев несут в себе некое христианское начало, которое различным образом подчеркивается автором. Это либо временные рамки, установленные Чеховым (Пасха, Рождество, Крещение и т. д.) и соотнесенные с церковным календарем, либо присутствие персонажа из «духовного сословия». Это может быть описание деталей, так или иначе привлекающих наше внимание и соотносимых нами с религиозностью.

Так в рассказе «Дом с мезонином» в описание деталей, очаровывающих художника, включается колокольня, «на которой горел крест, отражая в себе заходящее солнце». Этот же образ появляется в «Красавицах», когда автор сравнивает ощущение от красоты с ощущением людей, наблюдающих небесное зарево, блестящее «в церковном кресте». Таких примеров можно привести много.

Наконец, это могут быть непосредственные мысли персонажей о вечных вопросах человечества: что есть добро и зло, в чем смысл жизни и другие, освещенные Чеховым с позиций православного христианства. Так же хочется отметить, что внешняя культовая атрибутика и религиозная символика во всех рассказах лишь подчеркивает внутреннюю суть духовных переживаний героев, составляющих ту самую живую, настоящую веру.

Выше мы отметили те общие моменты, на которые обратили внимание при подведении итогов работы. Что же касается частных выводов, то они следующие.

Обращая внимание на некоторые аспекты биографии Чехова в первом параграфе нашей работы, пришли к выводу, что христианская культура органично вошла в чеховскую жизнь. Многие черты чеховского характера в своей основе предопределены христианской моралью. Несмотря на то, что Чехов иногда называл себя атеистом, на протяжении всей своей жизни он проявлял живую, сердечную веру. Больше всего это видно из отношения Чехова к людям, как родным и близким, так и совсем не знакомым. Жизнь Антона Павловича была исполнена добра, порядочности, сердечности и милосердия.

Внимательно изучив записные книжки Чехова 1891—1904 годов, мы пришли к выводу, что большое количество разнообразных высказываний по данному вопросу позволяет говорить не только о возможности обсуждения этой темы, но и о ее актуальности.

В письмах же, как и в записных книжках, нет однозначного решения поставленного вопроса. Однако в них чувствуются органично вошедшие в чеховское мировоззрение православно-христианские ценности. Так же хочется отметить, что в своих письмах автор использует, как любой православный человек, церковный календарь для обозначения тех или иных дат. Чаще всего в чеховских письмах упоминается Пасха, светлый праздник Воскресения Христова.

Исследуя художественный метод Чехова, мы пришли к выводу, что писатель в своем творчестве тоже опирается на христианские ценности. Стремление автора к предельной объективности, выраженное прежде всего в так называемых «открытых финалах», на наш взгляд, зависит во многом от православного виденья мира. Все эти нерешенные, но поставленные вопросы, желание сделать читателя соавтором, который додумает текст сам, соизмеримо со своей совестью — есть не что иное, как постоянное и неукоснительное следование одной из заповедей Божьих, так глубоко усвоенных писателем еще в детстве и не ушедших по истечении времени. Этому был посвящен второй параграф первой главы. Так же в этом параграфе мы выяснили, что одним из распространенных жанров является жанр притчи, который берет свое начало в Книге Книг — Библии. В работе была выявлена притчевая структура таких произведений Чехова, как «Без заглавия», «Пари», «Рассказ старшего садовника». Так же достаточно широко представлен в творчестве Чехова жанр святочного рассказа, который, безусловно, опирается на моральные нормы, установленные христианством. Проанализировав типичные для писателя жанры (притчу и святочный / рождественский рассказ), можно сказать, что творчество автора близко к православному видению мира. Однако мы не можем представить Чехова как «проповедника», поскольку проповедь подразумевает вывод, автор же, как мы уже говорили, избегает окончательных приговоров, полагаясь на совесть читателя, что не противоречит христианскому сознанию.

Вся вторая глава посвящена такой составной части христианского мировоззрения, как понятие греховности человека и связанные с ним феномен отчужденности и психологию страха. В первом параграфе данной главы мы рассмотрели основные аспекты этого понятия и выявили критерии оценки понятий духовность и бездуховность в художественном мире писателя. В результате анализа текстов можно увидеть, что такими критериями могут являться следующие.

1. Необразованность, душевная ущербность, зачастую выражающая бездуховность персонажей.

2. Отчуждение от людей, природы, Бога приводит к отречению от собственной души, от всех лучших качеств, заложенных в человеке Богом. И как следствие — постоянное чувство страха, ощущение бессмысленности жизни.

3. Пошлость в характеристиках героев является своеобразным показателем бездуховности.

4. Склонность человека ко лжи — еще один показатель бездуховности.

5. Такое чувство как любовь в чеховских произведениях является меркой, с помощью которой мы можем распознать, насколько человек духовен. Как правило, люди бездуховные, не способные изменяться к лучшему, не достойны настоящей, чистой любви. Хочется отметить, что в более поздних произведениях автора с этой тематикой все чаще встречается мотив чистой, светлой любви; любви, пробуждающей в человеке все лучшее, все то, что будет способствовать нравственному перерождению человека.

6. Красота — еще один критерий. Мы наблюдаем отсутствие красоты в жизни людей бездуховных. Их окружает грязь, безвкусица, пошлость.

Во втором параграфе второй главы, не претендуя на детальную разработку темы греха, мы дали краткий анализ некоторых произведений, пытаясь показать, насколько разнообразны пороки человека в художественном мире Чехова. В результате пришли к выводу, что в произведениях писателя любого периода его творчества речь идет не о конкретных пороках, но о человеческом грехопадении и о возможности преодоления своей греховной сути, а значит о Воскресении.

В третьей главе, которая называется «Нравственные искания персонажей рассказов и повестей А.П. Чехова», рассмотрены некоторые вопросы, связанные с евангельской тематикой. Главенствующая тема в творчестве писателя — мотив Воскресения, на который уже обращалось внимание при анализе писем автора. В первом параграфе этой главы для анализа предложены рассказы, где основной темой является тема поиска смысла жизни. Эта тема Чеховым дана не всегда на примере исканий религиозного характера, но всегда как поиски, соизмеримые с христианскими православными ценностями. При чтении произведений писателя очень часто возникает ощущение того, что все эти ищущие, колеблющиеся и сомневающиеся люди пойдут все же на дорогу веры.

Как уже было отмечено, основным мотивом в чеховских текстах позднего периода является тема Воскресения; развив это предположение, находим подтверждение, анализируя во втором параграфе такие произведения, как «Студент», «Архиерей», «Дуэль», «Дама с собачкой», «Палата № 6». В процессе текстологического анализа пришли к заключению, что в чеховском мире стремление к нравственному росту — это то, что можно назвать характеристикой понятия Жизнь. Жизнь, по Чехову, — это непрерывное движение к постижению истины через преодоление как физических трудностей, так и душевных мучений. В своих произведениях, на наш взгляд, автор показал мучительный и сложный процесс духовно-нравственного преображения человека. Таковы частные выводы по диссертации.

Что же касается общих выводов по теме работы, то они следующие. Личность — общество — Бог, сиюминутное личное и общечеловеческое вечное, смысл и цель существования личности — вот некоторые из вопросов, к которым через многочисленные ассоциации, связанные с православным видением мира, настойчиво направляет читателя Чехов.

Д. Мережковский в статье «Грядущий Хам» пишет о том, что «существуют многие противоположные, не только положительные, но и отрицательные пути к Богу. Богоборчество Иакова, ропот Иова, неверие Фомы — все это подлинные пути к Богу»3. Во многих чеховских произведениях мы увидели подобное освещение проблемы. Любой человек причастен Божественной сущности непосредственно, независимо от своих талантов, способностей, общественного положения и других факторов.

Чехов заставляет читателя увидеть в бытовом, житейском — вечное. Многие персонажи писателя являются носителями религиозного сознания, и автор объективно воспроизводит их точку зрения. Есть в чеховском повествовании герои другого склада характера. Это вполне мирские люди, которые проживают свою жизнь вне рамок религиозного опыта, но это лишь на первый взгляд. В их судьбах все равно отражена проблематика Священного Писания, воспроизведены какие-либо евангельские события, правда перенесены они Чеховым на почву событий и проблем XIX века.

По замечанию А.С. Собенникова, «в Новом Завете Чехова интересует та сторона христианского учения, которая помогает человеку ориентироваться в мире, строить и осознавать взаимоотношения между людьми, искать сокровенный смысл жизни»4.

Целью творчества А.П. Чехова является освобождение человека из плена пошлости, бездуховности, смерти, которая понимается прежде всего, как смерть духовная.

Автор, изображая героев «на пороге» новой жизни, или, напротив, отступающими в сторону, ставил на самом деле вопросы глубоко мировоззренческие, имеющие, на наш взгляд, вполне определенный православный характер.

Примечания

1. Экономцев И.Н. (игумен Иоанн) Православие, Византия, Россия. — М., 1992. — С. 164.

2. Любомудров А.М. О православии и церковности в художественной литературе // Русская литература. — 2001. — № 1. — С. 117.

3. Мережковский Д. Больная Россия. — Л., 1991. — С. 38.

4. Собенников А.С. Между «есть Бог» и «нет Бога»... (о религиозно-философских традициях в творчестве А.П. Чехова). — Изд-во Иркутского ун-та, 1997. — С. 159.