Методические очерки на тему «Ионыч» и «Вишнёвый сад» Чехова не претендуют на то, что принято называть методической разработкой. Они являются попыткой помочь учителю при изучении произведения методом целостного анализа, без расчленения его на рубрики (тема, идея, образы, художественные особенности), которое обычно делается.
Цель такого анализа — дать учащимся понятие о единстве формы и содержания, показать им обусловленность художественной формы произведения его содержанием, непосредственно ознакомить их с особенностями художественного метода писателя, наблюдая вместе с ними раскрытие и углубление основных идей произведения в ходе развития его действия.
Опыт показал, что такой целостный анализ, сопутствуя чтению текста, имеет то преимущество, что на внимательном, последовательном наблюдении живой ткани текста произведения легче постигаются многие теоретические понятия, в частности композиционный строй произведения. Учащимся становится ясно, чем руководствовался писатель при делении своего произведения на главы (пять глав — пять этапов жизни, пять портретов доктора Старцева — «Ионыч») или на действия («Вишнёвый сад»), какое место и значение имеет каждая часть в общем ходе развития основных сюжетных линий.
Каждая часть художественного произведения несёт определённую функцию и требует поэтому соответствующего метода её разбора. Например, в III действии пьесы «Вишнёвый сад» необходимо подчеркнуть значение пейзажа и звукового оформления при раскрытии основных тематических линий пьесы: обречённости Гаевых и Раневских и неудержимого стремления вперёд, к новой жизни — у молодёжи.
При целостном анализе учащиеся наблюдают постепенное углубление характеристики героя, им становится понятно значение портрета, его эволюция (например, пять портретов Старцева), роль отдельных эпизодов (эпизоды с участием слуг незначительные сами по себе, но убедительно подчёркивающие тему ущерба дворянства, падение его престижа — «Вишнёвый сад»), значение монолога, диалога, наконец, авторской речи, выявляющей отношение писателя к герою.
Сосредоточение внимания на художественных деталях (оригинальность композиционного приёма, живописность пейзажа, меткость эпитета, характерность сравнения) помогает не только понимать, но и ощущать литературный стиль писателя. Испытывая удовольствие при чтении текста, учащиеся начинают ценить художественное мастерство писателя.
Любуясь и сочувствуя, возмущаясь и негодуя, они вслед за автором проникают во внутренний мир героя, получая ясное представление о нём и определяя своё личное отношение к нему. Если учащиеся сумеют «пожить с героем», осудить или оправдать его дела и поступки, полюбить или возненавидеть его (и вместе с тем понять, какое типическое явление действительности запечатлел в нём автор) — тогда цель анализа будет достигнута.
Прежде чем приступить к такому анализу, учителю необходимо полностью прочитать произведение учащимся; предварительное эмоциональное восприятие его вводит слушателей в мир образов, героев и определяет их первое впечатление. Реакция учащихся на чтение покажет степень их понимания и заинтересованности, что очень важно учесть, приступая к работе. Успех анализа в большой мере зависит от творческой инициативы и методического мастерства учителя.
Данные очерки имеют цель — поделиться опытом с товарищами и усилить интерес к творческим исканиям живых методов преподавания художественной литературы.
Автор.
К оглавлению | Следующая страница |