В настоящее время ирония является одним из актуальных объектов исследования различных областей науки: философии, культурологии, эстетики, лингвистики и литературоведения. В последние годы появился даже термин «иронология», активно использующийся зарубежными исследователями. Однако, несмотря на столь большое внимание со стороны различных научных дисциплин, до сих пор не существует единой точки зрения на иронию, нет всеми признанного ее определения.
Первоначально ирония в отечественном языкознании и, шире, в отечественной филологии воспринималась как троп. Определение это восходит к М.В. Ломоносову: «Ирония состоит иногда в одном слове, когда малого человека Атлантом или гигантом, бессильного Самсоном, скаредного Авессаломом или Иосифом называем, и посему надлежит она до тропов речений» [Ломоносов, 1952. С. 256].
Это понимание иронии как одного из видов тропов нашло отражение во всех лингвистических и толковых словарях. Например:
1. Троп, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному, с целью тонкой или скрытой насмешки. Насмешка, нарочито облеченная в форму положительной характеристики или восхваления [Ахманова, 1966. С. 185].
2. Ирония — насмешливое употребление слова в смысле, противоположном буквальному. Относится к тропам [Никитина, Васильева, 1996. С. 81].
3. Ирония — 1) тонкая насмешка, скрытая формой выражения; 2) стилистический прием, состоящий в употреблении слова или выражения в противоположном их значении с целью насмешки [БАС, 1956. С. 430].
Однако это традиционное толкование иронии несколько упрощенно и сводится, скорее, к уровню обыденного общения, феномену иронии в живой разговорной речи, в нем не уделяется внимания особенностям функционирования иронии в художественном тексте. Между тем, хотя ирония в художественном тексте может проявляться в виде тропа, использоваться в качестве стилистического приема, зачастую роль ее в тексте гораздо значительнее. Можно говорить о двух типах иронии, двух основных подходах к ее изучению, что отражается в философских, литературоведческих и некоторых энциклопедических словарях, существенно расширяющих понятие иронии:
1) Форма выражения мысли, когда слово или высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его. Ирония обычно является выражением насмешки посредством иносказания. Обычно иронию относят к тропам, реже — к фигурам стилистическим. Простейший вид иронии — антифраз.
2) Эстетическая категория или идейно-эмоциональная оценка, предполагающая критически-насмешливое отношение к изображаемому под маской серьезности или похвалы [Литературная энциклопедия].
Более развернутое, и, на наш взгляд, более четко отражающее сущность иронии определение содержится в БСЭ:
1) в стилистике — выражающее насмешку или лукавство иносказание, когда слово или высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу, или отрицающее его, ставящее под сомнение. Ирония есть поношение и противоречие под маской одобрения и согласия; явлению умышленно приписывается свойство, которого в нем нет, но которое надо было ожидать. (...) Намек на притворство, «ключ» к иронии содержится обычно не в самом выражении, а в контексте или в интонации, а иногда — лишь в ситуации высказывания. Ирония — одно из важнейших стилистических средств юмора, сатиры, гротеска. Когда ироническая насмешка становится злой, едкой издевкой, ее называют сарказмом.
2) В эстетике — вид комического, идейно-эмоциональная оценка, элементарной моделью или прообразом которой служит структурно-экспрессивный принцип речевой, стилистической иронии. Ироничное отношение предполагает превосходство или снисхождение, скептицизм или насмешку, нарочито спрятанные, но определяющие собой стиль художественного или публицистического произведения или организацию образности (характера, сюжета). Скрытность насмешки, маска серьезности отличают иронию от юмора и, особенно, от сатиры.
В этом определении в понимании иронии как стилистического приема справедливо уделено большое внимание контексту, без которого невозможна реализация и декодирование иронии, а также обозначено, стилистическим приемом чего именно может выступать ирония — юмор, сатира, гротеск. В определении иронии как эстетической категории перечислены различные функции иронии, реализующейся в системе целого текста, а также показана очень важная связь этого типа иронии со стилем произведения, способом создания определенного характера или структурированием сюжета, композиции произведения.
Такое разграничение иронии на два основных типа было предпринято еще в конце девятнадцатого века французским исследователем А. Галэ. Отмечая неодноплановость данного явления, автор указывает на необходимость различать классическую иронию как традиционную риторическую фигуру и специальный прием, который писатель использует для передачи разнообразных оттенков своей мысли: «В иронии такое разнообразие размера, тембра, выражения, что ее трудно определить. То она осторожно ослабляет свой яд, говорит меньше, чтобы сказать больше, прибегает к околичностям, уверткам, намекам и умолчаниям, летает около мысли, чуть задевая ее своим крылом, иногда ирония составляет таинственную прелесть произведения» [Галэ, 1890. С. 4].
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |