После того как в 1892 году отношения между Антоном Павловичем и редакцией «Русской мысли» были восстановлены, у брата постепенно начала зарождаться дружба с главными деятелями журнала — редактором его Виктором Александровичем Гольцевым и редактором-издателем Вуколом Михайловичем Лавровым. В дальнейшем они перешли друг с другом на «ты», но наиболее близкие дружеские отношения у Антона Павловича были все же с Гольцевым, который любил Антона Павловича как человека и как писателя. Бывал Гольцев у нас в Мелихове, но большей частью встречи происходили в Москве. Одно время Виктор Александрович устраивал у себя вечера по пятнадцатым числам каждого месяца, на которые собиралась литературная братия Москвы. Антон Павлович иногда специально приезжал из Мелихова и бывал на этих вечерах. Несколько раз была там и я с Ликой. Бывал Виктор Александрович и у меня в московской квартире.
В свой первый приезд в Мелихово И.Н. Потапенко привез с собой писателя Петра Алексеевича Сергеенко. Сергеенко учился в Таганрогской гимназии одновременно с Антоном Павловичем, но был старше его на шесть лет. Литературную работу они начали в одно время в мелких юмористических журналах. Антон Павлович в начале 90-х годов отзывался о Сергеенко так: «У этого человека, талантливого немножко и не глупого, есть в голове какой-то хохлацкий гвоздик, который мешает ему заниматься делом как следует и доводить дело до конца».
В годы, когда мы жили в Мелихове и когда популярность Антона Павловича как писателя быстро росла, у меня в Москве установилось знакомство со многими писателями и литературными деятелями, которые через меня обычно поддерживали связь с Антоном Павловичем и для этого заходили ко мне. П.А. Сергеенко тоже бывал у меня в связи с его интересом к Антону Павловичу. Он был близок к Л.Н. Толстому, писал о нем и в дальнейшем получил известность своей книгой «Как живет и работает Л.Н. Толстой». Между прочим, одно время он усиленно старался познакомить Антона Павловича с Толстым. Он как-то узнал от меня, что в один из дней в начале апреля 1893 года в Москву должен был приехать Антон Павлович, и пообещал Льву Николаевичу Толстому привести в этот день к нему Чехова. Но брат не приехал тогда в Москву, и Сергеенко прибежал ко мне расстроенный.
— Марья Павловна, как же так? Я же обещал Льву Николаевичу! Что я ему теперь скажу?..
— Ну что же поделаешь, значит — брата что-нибудь задержало в Мелихове, — ответила я ему.
— Я пошлю Антону телеграмму, чтобы он немедленно выезжал.
Я категорически запретила ему это делать и обещала сама написать брату.
На мое письмо Антон Павлович ответил так: «Мне очень нужно в Москву, но противно ехать по такой погоде и одежды не имам... Боюсь также, что Сергеенко потащит меня к Толстому, а к Толстому я пойду без провожатых и без маклеров. Не понимаю, что за охота у людей посредничать!»
Тогда же П.А. Сергеенко сообщил мне, что незадолго перед этим, еще в начале 1893 года, Л.Н. Толстой вместе с И.Е. Репиным, не зная о переезде нашей семьи в Мелихово, пытались разыскать Антона Павловича в Москве по старым адресам, заходили в дом Корнеева на Садовой Кудринской и на М. Дмитровку — в нашу последнюю московскую квартиру. Я была приятно удивлена, что сам Толстой искал Чехова и приходил на бывшие наши квартиры, и написала об этом брату.
С Ильей Ефимовичем Репиным Антон Павлович познакомился еще в 1887 году в Петербурге в один из приездов. В 1893 году, во время пребывания в Москве, Репин, по-видимому, хотел познакомить Льва Николаевича с Антоном Павловичем, и они разыскивали его по старым адресам.
Как известно, Антон Павлович познакомился с Л.Н. Толстым в 1895 году в Ясной Поляне, куда он ездил один «без провожатых» и где провел полтора «приятнейших» дня, как он потом говорил.
С П.А. Сергеенко у меня в дальнейшем были различные деловые встречи, но об этом дальше.
Однажды И.Н. Потапенко и П.А. Сергеенко вместе написали пьесу «Жизнь», которая довольно успешно шла на сцене многих театров. Я в те времена уже много рисовала и писала красками и как-то на листе бумаги сделала карандашом портретные зарисовки В.А. Гольцева, И.Н. Потапенко и П.А. Сергеенко, назвав этот рисунок «Мои новые друзья». Под портретом Потапенко я подписала: «Ах, Потапенко», намекая на его популярность и успех у женщин. Каким-то образом этот листок затем попал в руки Антона Павловича, и он сделал на нем свою шутливую запись: «Полуавтор «Жизни», то есть автор, деленный на два = автор/2; так как автор есть умный человек, то автор/2 = полуумный!»
После этого я некоторое время издевалась над Потапенко и Сергеенко, что они «полуумные»!
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |