Вернуться к Е.З. Балабанович. Из жизни А.П. Чехова. Дом в Кудрине

Послесловие

Итак, дорогой читатель, вы прочли книгу «Из жизни А.П. Чехова. Дом в Кудрине», которая выдержала несколько изданий и неизменно пользуется спросом. Вы окунулись в творческую атмосферу чеховского дома, почувствовали обаяние личности писателя, широту и разносторонность интересов окружавших его людей; ближе и понятней стали вам чеховские произведения, и вы хотя бы немного соприкоснулись с таинством их создания. Большая заслуга во всем этом принадлежит небольшой книжке, которая написана писателем Евгением Зеноновичем Балабановичем, в течение многих лет работавшим научным сотрудником чеховского дома-музея, страстно любившим А.П. Чехова, безукоризненно знавшим его творчество и много сделавшим для создания и становления музея в кудринском доме.

Большой коллектив научных сотрудников Государственного Литературного музея, и среди них К.М. Виноградова, Е.З. Балабанович, М.П. Гриельская, Е.Н. Дунаева, Л.К. Гавриленко и многие другие, в разное время, по-разному ставя задачи и по-разному решая их, «строили» то, что определено было как Дом-музей А.П. Чехова в Москве. Были на этом пути трудности и удачи, просчеты и недостатки, но с каждым шагом большое и ответственное дело продвигалось вперед.

В течение многих лет заведовала Музеем Чехова Клавдия Михайловна Виноградова. Ее ближайшим помощником и единомышленником был Евгений Зенонович Балабанович. Много сил, времени отдавал он изучению в различных хранилищах и архивах документов, связанных с Чеховым, принимал самое активное участие в подготовке музейных экспозиций. Евгений Зенонович много помогал в становлении Музея Чехова в Таганроге; часто бывал в Ялте, сумел записать воспоминания Марии Павловны Чеховой, которая относилась к нему с большой симпатией. Дружеские отношения связывали Е.З. Балабановича с Сергеем Михайловичем и Евгенией Михайловной Чеховыми, племянниками писателя, которые стали друзьями и активными помощниками всех чеховских музеев. Прекрасно написано в книге о встречах с О.Л. Книппер-Чеховой, о ее внимании к работе чеховских музеев.

Хорошо зная и чувствуя музыку чеховских произведений, Е.З. Балабанович сделал ряд интереснейших работ на радио, которые вошли в его золотой фонд.

Сердечных, добрых слов благодарности заслуживают работа Е.З. Балабановича в музее, а также созданные им книги — о доме-«комоде», всей «милой Чехии», о различных аспектах творчества писателя. Мы помним дружелюбие Евгения Зеноновича, его готовность прийти на помощь молодым сотрудникам музея, сменявшим ветеранов музейного дела. Уйдя из музея, он живо интересовался всем, что происходит в его любимом музее, бывал на научных заседаниях, литературных и музыкальных вечерах.

Книга Е.З. Балабановича «Из жизни А.П. Чехова. Дом в Кудрине» по-прежнему живет и нужна читателям. Готовя ее к переизданию уже без автора, мы посчитали возможным оставить все без изменений, как в прижизненном издании. Но жизнь идет, вносит свои коррективы и в музейные экспозиции, и мы решили рассказать о них читателям, а также о том, чем живут люди тихой музейной профессии.

Немного об истории Дома-музея А.П. Чехова в Москве, о жизни, которая скрыта от глаз посетителя, о которой он не догадывается. Но если, уходя из музея, он скажет, что побывал в доме Чехова, это будет для всех нас лучшей наградой.

В 1954 г., к 50-й годовщине со дня смерти писателя, в доме на Садовой-Кудринской был открыт Музей А.П. Чехова, филиал Государственного Литературного музея. Но история чеховского музея началась значительно раньше — в 1908 г., когда сестра писателя М.П. Чехова предложила Румянцевскому музею (ныне Государственная библиотека СССР имени В.И. Ленина) организовать фонд А.П. Чехова. В 1912 г. сюда были переданы первые материалы архива А.П. Чехова, и тогда же в одном из помещений Румянцевского музея открыт Музей А.П. Чехова.

После Великой Октябрьской революции Чеховский фонд пополнился бесценным архивом писателя, включавшим рукописи Антона Павловича, документы, письма к Чехову его многочисленных корреспондентов, редкие книги и т. д. Все это было передано Румянцевскому музею М.П. Чеховой и женой писателя О.Л. Книппер-Чеховой.

Разросшийся фонд и экспозиция музея А.П. Чехова располагались в разное время в Музее западной живописи на Кропоткинской улице, в бывшем доме князя Юсупова у Красных ворот, а с 1926 г. в помещении картинной галереи бывшего Румянцевского музея (дом не сохранился) на улице Маркса и Энгельса. С 1926 г. музей А.П. Чехова стал частью Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина. В 1934 г. был организован Государственный Литературный музей, куда вошел и Музей А.П. Чехова.

До открытия Дома-музея А.П. Чехова на Садовой-Кудринской помещения, которые занимал музей, были случайными и не могли стать подлинным домом писателя. Именно таким домом стал дом-«комод» на Садовой-Кудринской, где Чехов прожил четыре года — с августа 1886 по апрель 1890 г.

Эти годы — время расцвета духовных и творческих сил писателя, время, когда из сотрудника юмористических журналов Антоши Чехонте он вырос в крупного писателя и драматурга Антона Павловича Чехова.

«Молодая, веселая, здоровая жизнь кипела тогда в этом домике», — писала М.П. Чехова в 1945 г. тогдашнему директору Литературного музея И.Г. Клабуновскому. Из 15 адресов московских квартир, в которых в разное время жил Чехов, выбор пал именно на бывший дом Я.А. Корнеева. «О доме в Кудрине я вспоминаю с особенным чувством, и эти воспоминания не бледнеют от времени», — писал Антон Павлович в одном из писем.

Открытию музея на Садовой-Кудринской предшествовала большая исследовательская и изыскательская работа научных сотрудников Литературного музея. Для восстановления дома, подвергшегося после 90-х годов XIX века неоднократным перестройкам, были исследованы архитектурно-архивные и мемориальные источники.

Первая экспозиция, открывшаяся в доме, носила литературно-мемориальный характер. Были восстановлены кабинет, спальня А.П. Чехова и комната М.П. Чехова. Литературная экспозиция продолжала традиции ранее существовавших музеев А.П. Чехова и представляла собой выставки фондов. Они дополнялись, видоизменялись, но принцип выставок оставался неизменным.

В 1960—1962 гг. к мемориальному дому были пристроены концертный зал, вестибюль и служебные помещения, что дало возможность более полно показать в экспозиции Чеховский фонд.

В 1967—1969 гг. благодаря тщательной и всесторонней проверке архивных и мемориальных документов при проведении капитального ремонта удалось внести уточнения в планировку мемориального дома. В 1969 г. в трех больших залах открылась новая экспозиция, посвященная жизни и творчеству А.П. Чехова. Тщательно выверенная, достаточно подробно научно обоснованная литературная экспозиция 1969 г. была шагом вперед в музейном деле.

В книге отзывов Дома-музея Чехова не раз высказывались пожелания более полно представить жизнь семьи Чеховых, окружение молодого писателя. Эти пожелания совпали с замыслами музейного коллектива, работавшего над усовершенствованием экспозиции.

В 1977 г. дом был опять поставлен на капитальный ремонт. Реставрационные работы в нем проводились на основе тщательных архитектурных исследований.

Профиль и характер музея оставался литературно-мемориальным, вернее — мемориально-литературным, ведь недаром он носит название дома-музея. Это обязывало к расширению мемориального комплекса. Были уточнены детали ранее восстановленных кабинета и спальни А.П. Чехова, а также комнаты младшего брата — Михаила. Реконструкция гостиной — «места общественного бытования» — и комнаты сестры — Марии Павловны дала дополнительную возможность представить дом как один из центров культурной жизни Москвы 80-х годов прошлого столетия. Благодаря расширению мемориала музей смог глубже раскрыть творческую биографию А.П. Чехова, подробнее рассказать о талантливой чеховской семье, о творческих, дружеских связях молодого писателя и врача со многими выдающимися представителями русской культуры. Соответственно более полно и разносторонне была показана тема «Чехов и Москва».

Научная реконструкция дома была осуществлена при активной помощи С.М. Чехова на основе следующих документов:

а) зарисовки интерьеров дома, сделанные М.П. Чеховым в 1889 г.;

б) план дома с частичной расстановкой мебели, составленный М.П. Чеховой в 1945 г.;

в) воспоминания М.П. Чеховой о доме, интерьерах и мебели, записанные Е.З. Балабановичем в 1954 г.;

г) сведения о доме, интерьерах, мемориальных предметах в письмах А.П. Чехова;

д) воспоминания современников.

Из общей площади мемориального дома в 255 кв. м под мемориальный комплекс отведено 103 кв. м (вся левая сторона дома). В него входят: на первом этаже — кабинет и спальня А.П. Чехова, комната М.П. Чехова; на втором этаже — гостиная, комната М.П. Чеховой и так называемая «семейная» комната. В остальных двух залах (правая сторона дома) разместилась историко-литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству писателя.

Литературную экспозицию продолжает экспозиция зрительного зала, где впервые широко представлена тема «Чехов и современность».

Экспозиция построена на основе строгой временной последовательности. Большое значение придавалось оформлению, которое должно было усилить эмоциональное восприятие дома Чехова. Мемориальный дом уже сам по себе является экспонатом. Встреча с ним должна быть подготовлена. В связи с этим родилась мысль о тумбе, оклеенной афишами 80-х годов с врезанными окнами современных объявлений. Она теперь встречает посетителей при подходе к музею. Двор выложили белыми плитами, восстановили сад, посаженный в 60-е годы в память о Чехове. Были внесены и некоторые другие изменения в облик двора.

Во вводном зале музея помещены карта Москвы конца прошлого века и виды московских улиц, прилегавших к Кудрину, все это помогает посетителю подготовиться к встрече с Москвой 80-х годов прошлого столетия, когда жил и работал талантливый писатель.

Если вестибюль, вводный зал и конференц-зал (более поздняя пристройка) оформлены в современном стиле, то мемориальный комплекс реконструирован по рисункам М.П. Чехова 1889 г.

Фонд А.П. Чехова в Государственном Литературном музее располагает большим количеством подлинных предметов. Евгения Михайловна и Валентина Яковлевна Чеховы, племянница писателя и жена племянника, передали для восстанавливаемых гостиной и комнаты М.П. Чеховой много мемориальных вещей, еще остававшихся в семье. Музейные работники продолжали поиски недостающих предметов, с тем чтобы восстановить дом на период 1889 г. В процессе этой работы было много трудностей и проблем. Вот, например, одна из них: какие картины должны быть в кабинете — подлинные или копии? Так, на рисунке М.П. Чехова видна картина «Река Истра» И. Левитана, которую художник подарил Антону Павловичу, а тот как известно, перевез ее в Ялту. Не хотелось помещать в мемориале копии. Возникла мысль представить подлинного Левитана его работой 80-х годов «Дорога» (ее тематика близка русским писателям и художникам), а вместо другой картины Левитана — «Дуб и березка» — дать «Мол» Николая Павловича Чехова, ранний рисунок брата писателя, переданный музею Евгенией Михайловной Чеховой специально для кабинета Антона Павловича.

Как, например, оформить в кабинете стену с окнами, которой нет на рисунке Михаила Павловича? Не рассказывается о ней и в воспоминаниях. Эта комната служила кабинетом писателю и врачу, следовательно, здесь могли и должны были быть и шкаф с медикаментами, и кушетка для осмотра больных. Эти рассуждения подтвердили фотографии и зарисовки кабинетов врачей конца прошлого века из собраний различных музеев. В экспозицию кабинета был введен шкаф конца XIX века — именно такой мог быть у начинающего врача, писателя, учителя. В него поместили личные вещи А.П. Чехова — докторский саквояж, портфель, ступку, шприц, лекарства и т. д.

Для интерьера гостиной был необходим гарнитур мебели. От Валентины Яковлевны Чеховой музей получил в дар полукресло из семейного гарнитура. Недостающие предметы мы тщательно искали и подбирали.

Для гостиной было нужно и пианино, но именно такой фирмы, которая в 80-х годах прошлого века сдавала инструменты напрокат (известно, что в то время чеховская семья не имела своего инструмента). Поиски были долгими, и наконец музей с благодарностью принял пианино из семьи доктора искусствоведения М.Н. Строевой фирмы Knabe-Thal.

По своему значению и уникальному фонду дом Чехова в Москве является центральным в системе чеховских музеев страны. Более 30 лет музей живет в мемориальном доме и, как всякий живой организм, изменяется, растет, совершенствуется. От первой экспозиции 1954 г. к экспозиции нашего времени пролег долгий путь поисков, находок, переоценок.

Будни сегодняшнего дома-музея — это и огромная экскурсионная работа (в год его посещает до 50 тысяч человек), и циклы лекций, и научные заседания, конференции, и литературные и музыкальные вечера.

При доме-музее деятельно работает широкий актив — ученые литературоведы, медики, социологи, деятели искусства, преподаватели, студенты. Члены совета содействия музею принимают самое активное участие в обсуждении всех форм работы музея.

Традиционными стали для музея вечера, которые проходят в день рождения А.П. Чехова — 29 января и в день его памяти — 15 июля; выступления писателей, драматургов, режиссеров, актеров, посвященные теме «Мой Чехов», литературные и музыкальные вечера, концерты и другие мероприятия.

Продолжает музей и методическую работу, поддерживает творческие связи с однопрофильными музеями Таганрога, Сум, Александровска-Сахалинского, Мелихова, Ялты, со школьными музеями.

За последние годы вышло несколько изданий, посвященных А.П. Чехову, в том числе буклеты, серия открыток с видами дома-музея. К 125-летию со дня рождения писателя выпущен альбом «А.П. Чехов. Документы. Фотографии». К этой же дате проведен цикл конференций, в том числе для школьников, молодых чеховедов и др.

Особое место занимает собирательская работа. За последние пять лет в фонд Чехова Государственного Литературного музея поступило более 300 единиц хранения, и среди них автографы А.П. Чехова, редкие книги, мемориальные вещи.

Научные сотрудники музея совместно с другими отделами Государственного Литературного музея готовят выставки, которые демонстрируются в нашей стране и за рубежом.

Как и при А.П. Чехове, в кудринском доме кипит «молодая, здоровая жизнь». Сюда идут люди — но теперь уже со всего земного шара. Они радуются встрече с великим русским писателем. А мы, музейные работники, радуемся вместе с ними.

Г.Ф. ЩЕБОЛЕВА,
заведующая Домом-музеем А.П. Чехова в Москве