Вернуться к Е.З. Балабанович. Из жизни А.П. Чехова. Дом в Кудрине

Вторая жизнь дома в Кудрине

«А как музей? Если в нем еще мало интересного материала, то не волнуйтесь особенно; хорошие музеи составляются не годами, а можно сказать веками. Вы положили начало — и это уже много», — писал Чехов таганрогскому общественному деятелю П.Ф. Иорданову. Речь шла о музее на родине писателя, в создании которого принимал деятельное участие Антон Павлович. Наша эпоха внесла существенную поправку в этот срок, но верным остается общий смысл сказанного Чеховым: создание музея — процесс длительный. Рассказ о том, как создавался Дом-музей Чехова в Москве, поможет лучше понять его своеобразие, войти в его сегодняшнюю жизнь.

Предыстория музея началась еще в 1912 г., когда семья Чеховых передала в московский Румянцевский музей (ныне Государственная библиотека СССР имени В.И. Ленина) материалы из архива писателя. Но реальное начало Дому-музею Чехова, как и многим другим музеям нашей страны, было положено после Великой Октябрьской социалистической революции.

В 1921 г. М.П. Чехова и О.Л. Книппер-Чехова передали в дар Советскому государству архив писателя, включавший рукописи Антона Павловича, документы, письма к Чехову его многочисленных корреспондентов, редкие книги, ценнейшее собрание изобразительных материалов. Чеховский архив создал основу для всех последующих экспозиций, посвященных жизни и творчеству писателя.

В том же 1921 г. по инициативе советской общественности и семьи писателя в Москве был основан Музей имени Чехова. В организации музея приняли близкое участие члены семьи Чехова, современники писателя, Московский Художественный театр. Летописец театра и многолетний участник его жизни Ф.Н. Михальский рассказал о важном событии в истории музея.

В понедельник 30 января 1922 г. в нижнем фойе театра состоялось учредительное собрание Общества друзей чеховского музея в Москве. Стоит только назвать хотя бы часть лиц, пожелавших вступить в это Общество, чтобы понять, какое значение придавала общественность Москвы созданию музея. На учредительном собрании здесь присутствовали: А.А. Бахрушин, А.А. Вишневский, И.М. Москвин, Вл.И. Немирович-Данченко, И.А. Новиков, П.Н. Сакулин, С.Л. Толстой, Ф.О. Шехтель, Т.Л. Щепкина-Куперник, А.И. Южин и другие. Сообщили о своем желании вступить в Общество М.Н. Ермолова, В.А. Гиляровский, П.П. Кончаловский, В.В. Лужский, К.С. Станиславский, Н.Д. Телешов и многие другие. Председателем Общества и его совета единогласно избрали Вл.И. Немировича-Данченко. В своем слове он сказал: «Желательно немедленно начать работу по устройству выставки, как первого и наиболее удобного этапа при возникновении музея».

Это пожелание осуществилось в следующем, 1923 г. В двух залах Музея новой западной живописи на улице Кропоткина (ныне Академия художеств СССР) была открыта первая экспозиция Музея Чехова — по существу, это была выставка материалов из архива писателя. В 1924 г. музей был переведен в новое помещение — бывш. дом Юсуповых у Красных ворот, возле нынешней Лермонтовской площади. Здесь в четырех небольших комнатах флигеля была развернута экспозиция.

Большую роль в жизни музея сыграло Общество А.П. Чехова и его эпохи, которое последовательно возглавляли Вл.И. Немирович-Данченко, профессор Г.И. Россолимо, писатель Н.Д. Телешов. Общество проводило научные заседания, где заслушивались доклады и выступления литературоведов и современников Чехова. На вечерах, организованных Обществом, мастера Художественного театра исполняли сцены из пьес Чехова и рассказы писателя. Общество проделало большую работу по собиранию архивных материалов. Ценный вклад сделал А.М. Горький, передавший музею собрание книг, изобразительных материалов и писем Чехова.

В 1926 г. Музей имени Чехова перешел в ведение Всесоюзной библиотеки имени В.И. Ленина и стал называться Литературным музеем Ленинской библиотеки. Он помещался в здании бывш. картинной галереи Румянцевского музея на улице Маркса и Энгельса (дом не сохранился). Литературный музей открыл выставки, посвященные В.Г. Короленко, А.М. Горькому, В.В. Маяковскому, но Чехов продолжал быть одной из основных его тем. Музеем были организованы выставки в 1927 и 1930 гг. — к семидесятилетию со дня рождения писателя.

В 1934 г. Литературный музей Ленинской библиотеки был объединен с организованным в 1933 г. Центральным музеем художественной литературы, критики и публицистики. Так возник существующий и поныне Государственный Литературный музей, первым директором которого был соратник В.И. Ленина, видный деятель Коммунистической партии, ученый и литератор В.Д. Бонч-Бруевич. К семидесятипятилетию со дня рождения Чехова, в 1935 г. в музее была открыта большая выставка, оформленная выдающимся советским художником П.Я. Павлиновым. Выставка привлекла внимание советской общественности и, по словам революционного и общественного деятеля, тогда заведующего музейным отделом Наркомпроса РСФСР Ф.Я. Кона, явилась одним из крупных событий не только на музейном, но и на литературном фронте.

В 1944 г., в суровые дни Великой Отечественной войны, наша страна широко отметила сорокалетие со дня смерти Чехова. В Государственном Литературном музее была открыта юбилейная выставка чеховских фондов. В ряду других мероприятий по увековечению памяти Чехова Правительство СССР приняло решение об организации в Москве Музея А.П. Чехова. Естественно, что подготовка музея была поручена Государственному Литературному музею, чеховский фонд которого являлся самым полным по объему и уникальным по своему характеру.

Было решено создать музей в доме на Садовой-Кудринской, тесно связанном с самым значительным периодом московской биографии писателя, развернуть там экспозицию, посвященную жизни и творчеству Чехова, а личные комнаты Антона Павловича восстановить в том виде, в каком они были при жизни писателя. Бесценную помощь в этом оказали близкие Чехова, и прежде всего сестра писателя, Мария Павловна Чехова, жившая в Ялте. Откликнувшись на просьбу Государственного Литературного музея, она прислала составленный ею план дома в Кудрине, позволяющий наглядно представить расположение комнат в чеховское время. В письме к тогдашнему директору музея профессору И.Г. Клабуновскому Мария Павловна сообщала: «Посылаю набросанный мною план особняка бывшего дома Корнеева на Кудринской-Садовой, в котором Антон Павлович Чехов проживал со своей семьей с весны 86 до весны 90 г., до своего отъезда на Сахалин1.

Я очень рада, что именно в этом доме будет музей Чехова, в нем определилась судьба брата быть большим писателем, а не только доктором. Это подчеркнули тогда своими визитами такие корифеи литературы и музыки, как Григорович, Плещеев, Чайковский и многие другие.

Молодая, веселая, здоровая, трудовая жизнь кипела тогда в этом домике.

Конечно, я хотела бы быть Вам полезной в устройстве музея, но боюсь, что уже не смогу...

Я буду очень рада, если приедет ко мне Клавдия Михайловна2, мы с ней давно знаем друг друга и всегда поймем, что именно надо сделать для Чехова».

Однако Мария Павловна приняла самое активное участие в создании московского музея Чехова.

При содействии чеховского юбилейного комитета, возглавляемого К.А. Фединым, бывш. дом Корнеева был капитально отремонтирован и перестроен в соответствии с планом, составленным М.П. Чеховой. Строительству музея оказали большую помощь Министерства культуры СССР и РСФСР, а также Московский Совет. М.П. Чехова много помогла в восстановлении личных комнат Антона Павловича. И все же при подготовке мемориальной экспозиции возникло множество вопросов, которые могли быть разрешены только с помощью документов.

В 1950 г. в Государственный Литературный музей были переданы письма Михаила Павловича Чехова к его двоюродному брату Георгию Митрофановичу Чехову с зарисовками комнат кудринского дома, выполненными в 1889 г., когда здесь жил писатель. Рисунки М.П. Чехова сделаны пером и, за исключением одного, раскрашены акварелью. Теперь в наших руках было то, о чем только можно было мечтать, — документальные зарисовки интерьеров московского дома Чехова! Это ценнейшие биографические материалы, ведь никаких других изображений внутреннего вида дома в Кудрине нет3.

Родные писателя передали в музей сохранившиеся у них предметы бытовой обстановки кудринского дома: племянник писателя Сергей Михайлович Чехов — письменный стол, за которым работал Антон Павлович, племянница Евгения Михайловна Чехова — маленький письменный стол, находившийся в комнате ее отца, М.П. Чехова, Мария Павловна Чехова — вещи из спальни Антона Павловича. В мемориальную экспозицию были включены некоторые вещи из кудринского дома, хранившиеся в чеховском фонде Государственного Литературного музея. В итоге в основном были восстановлены кабинет и спальня Чехова, а также смежная с ними комната младшего брата писателя Михаила Павловича.

Коллектив научных сотрудников, подготовлявших открытие музея, работал с полным напряжением сил. Живое ощущение атмосферы накануне открытия музея дает письмо О.Л. Книппер-Чеховой к М.П. Чеховой:

«...Поздно, почти в 12 час. [ночи], звонок, и входят К.М. Виноградова и Балабанович... Они влетели прямо с работы взволнованные, бодрые, перебивая друг друга, старались рассказать мне о своей прямо сказочной работе, чтобы открыть музей. Софа [друг Ольги Леонардовны С.И. Бакланова] кормила их, ибо были голодны — ели и все говорили. Мне понравился их запал — и меня они заразили»4.

Ольга Леонардовна, жадно слушавшая рассказ о том, как шли работы в музее, сказала: «Это мне напоминает ночь накануне открытия Художественного театра».

Музей Чехова — филиал Государственного Литературного музея — был открыт 14 июля 1954 г., накануне пятидесятилетия со дня смерти писателя. Представители советской общественности, деятели науки и культуры, читатели Чехова заполнили небольшой двор и улицу возле музея. В торжественной тишине спадает покрывало с мемориальной доски из серого полированного гранита с вытисненной надписью: «Здесь жил с 1886 по 1890 г. великий русский писатель Антон Павлович Чехов». Выступают министры культуры СССР и РСФСР, представитель юбилейного комитета. Они говорят, что создание Музея Чехова в Москве — большое событие в культурной жизни Советской страны. Очень взволнована Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, чувствуется, что ей хочется сказать о многом, но у нее только хватает сил низко поклониться присутствовавшим и произнести: «Спасибо за музей». А потом празднично оживленные посетители заполнили залы нового музея.

Так началась вторая жизнь дома в Кудрине. Но мало открыть музей, надо, чтобы он завоевал любовь многих тысяч взыскательных почитателей Чехова, стал необходимой частью культурной жизни Москвы. Чего ищет посетитель в музее великого художника слова? Он хочет не только увидеть редкие экспонаты, но и ощутить писателя как человека, как живую творческую личность, пережить радость общения с ним. По меткому выражению К.М. Виноградовой, музей — место встречи с Чеховым.

Вот почему работа с посетителями была в центре внимания небольшого коллектива сотрудников музея. Музей постоянно искал различные формы этой работы. Совершенствовались экскурсии, учитывавшие интересы различных категорий посетителей. Много внимания уделялось учащимся средней школы. Случалось, что учителя литературы проводили в музее свои уроки по Чехову. А иной раз можно было видеть необычную картину: сами учащиеся вели экскурсии для своих товарищей по классу. Подготовленные при помощи преподавателей и научных сотрудников музея, эти экскурсии помогали глубже изучать жизнь и творчество писателя.

Музей всегда держал в поле своего зрения индивидуальных посетителей, организовывал для них показы экспозиции, беседы. Большую роль для привлечения в музей посетителей сыграли литературные и музыкальные вечера, открытые научные заседания.

Поток посетителей все возрастал. Небольшие комнаты чеховского дома уже с трудом вмещали желающих попасть в музей. К дому была сделана двухэтажная пристройка. Она несколько сдвинута за основное здание и не мешает восприятию дома Чехова во всей его мемориальной, архитектурной целостности. В первом этаже пристройки — вестибюль и подсобные помещения, во втором — уютный зал для массовых мероприятий.

Два раза в год музей торжественно отмечает годовщины со дня рождения и смерти Чехова. 29 января и 15 июля музей открыт с утра до позднего вечера. В течение всего дня в дом на Садовой-Кудринской приходят люди, чтобы побыть вблизи Чехова. Многие приносят цветы, которые так любил Антон Павлович, и залы музея наполняются благоуханием. Днем выступают молодые исполнители, а вечером — писатели, артисты, музыканты.

В музее часто звучит художественное слово Чехова. Сосредоточенно, с огромным вниманием слушает аудитория выступления известных чтецов, лучших представителей художественной самодеятельности. Исполняются произведения Чехова самых различных жанров: юмористические миниатюры, лирические рассказы, отрывки из повестей, сцены из пьес. Наряду с популярными произведениями исполняются малоизвестные и забытые.

Многие из посетителей хорошо знают творчество писателя и ценят тех, кто по-чеховски поэтично и просто доносит до слушателей его неповторимую красоту и глубокое содержание. Слушатели могут сопоставить истолкование одного и того же произведения различными чтецами. Артисты дорожат благодарной аудиторией, считают честью для себя выступление в доме Чехова.

Музей с успехом провел конкурс на лучшее исполнение произведений Чехова самодеятельными чтецами, в котором приняли участие рабочие, служащие, инженеры, домашние хозяйки, школьники, студенты, педагоги. В состав жюри конкурса вошли такие крупные артисты, как Д.Н. Журавлев, А.Н. Грибов, В.А. Орлов, Ц.Л. Мансурова. В итоге конкурса пополнился актив чтецов, а некоторые из его участников со временем стали профессиональными артистами.

В доме на Садовой-Кудринской со своими творческими вечерами часто выступали мастера художественного слова. Особенно много выступал Дмитрий Николаевич Журавлев, вдохновенно исполнявший произведения Чехова «Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Тоска», «На святках», фрагменты из повести «Степь», а также воспоминания М. Горького и И.А. Бунина о Чехове. Слушателям надолго запомнились чеховские программы П.И. Вишнякова, Т.В. Девлишевой, Ю.Э. Кольцова, В.К. Львовой, А.И. Смирнова, В.А. Токарева, Н.Г. Эфрон и других.

Большим успехом у посетителей музея пользовались вечера звуковых записей произведений Чехова в исполнении выдающихся советских артистов, и в частности О.Л. Книппер-Чеховой, В.И. Качалова, И.М. Москвина.

А какими праздниками для посетителей музея были вечера, посвященные деятелям русской литературы и искусства — современникам Чехова: В.А. Гиляровскому, В.Ф. Комиссаржевской, В.Г. Короленко, К.С. Станиславскому, Н.Д. Телешову, Т.Л. Щепкиной-Куперник, и юбилейным датам Марии Павловны и Михаила Павловича Чеховых, Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой.

Среди тех, кто принимал участие в этих вечерах, видные советские писатели, авторы книг о Чехове, режиссеры-постановщики чеховских пьес, артисты московских театров, в том числе и прославленного Художественного, создавшие яркие образы в чеховских спектаклях. В художественной части вечеров перед гостями дома на Садовой-Кудринской выступали многие известные музыканты-исполнители.

Живой нитью, связывавшей музей и его посетителей с Чеховым, было общение с родными писателя и, к сожалению, увы, немногими его современниками. Несмотря на болезнь и преклонный возраст, бывала в музее Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. Она близко принимала к сердцу все, что делалось в музее, и была его преданным другом. Самое активное участие в жизни музея принимали племянники писателя Сергей Михайлович и Евгения Михайловна Чеховы.

Сергей Михайлович Чехов — член Союза художников СССР, знаток родословной и биографии Чехова — многократно выступал в музее. Он делился биографическими разысканиями, материалами из семейного архива, воспоминаниями о близких писателю людях, знакомил со своими художественными работами. Он увлекательно рассказал о своем путешествии по острову Сахалину, повторившем маршрут А.П. Чехова, и показал зарисовки, выполненные им самим и его сыном Сергеем Сергеевичем. В музее были организованы выставки работ художников С.М. и С.С. Чеховых, запечатлевших в большой серии рисунков дорогие всем советским людям чеховские места нашей Родины.

Продолжателем музыкальных традиций чеховской семьи в музее стала Евгения Михайловна Чехова. Певица, преподаватель Московской консерватории, она часто выступала в музее, исполняя многие вокальные произведения и в их числе романсы, упоминаемые в рассказах Чехова и звучавшие в доме писателя. Евгения Михайловна много сделала для привлечения в музей одаренной молодежи из консерватории, что положило начало систематическим выступлениям музыкантов в кудринском доме. Кроме того, Евгения Михайловна не раз выступала в музее с воспоминаниями о членах чеховской семьи.

Современники Чехова... Теперь уже вряд ли найдешь людей, которые общались с Чеховым, но некоторое время тому назад они приходили в дом на Садовой-Кудринской. Всегда радостными были встречи с женой и другом А.М. Горького Екатериной Павловной Пешковой, человеком редкой скромности и благородства. Екатерина Павловна рассказывала о своих встречах с Чеховым в начале 90-х годов в Ялте, в июне 1904 г. в Берлине, где Антон Павлович останавливался по пути в Баденвейлер. Она была одним из последних русских знакомых, видевших его незадолго до кончины. Е.П. Пешкова всегда с трогательным вниманием относилась к Музею Чехова. Чувствовалось, что она очень любила бывать в кудринском доме.

В московском Музее Чехова бывала художница Мария Тимофеевна Дроздова, не раз гостившая у писателя в Мелихове и переписывавшаяся с ним. Музей посещала учительница Екатерина Петровна Михайлова, которая присутствовала на чествовании Чехова в Художественном театре 17 января 1904 г. Однажды со своими воспоминаниями о Чехове выступил мелиховский колхозник Михаил Прокофьевич Симанов, в юности встречавшийся с Чеховым. Бывали в музее и другие люди, которым посчастливилось видеть Чехова.

Однажды в музей пришел человек, встречавшийся с Чеховым вскоре после возвращения писателя с острова Сахалина. Это был сын академика живописи А.А. Киселева, тоже художник-пейзажист Николай Александрович Киселев. Летом 1891 г. семья Киселевых вместе с Чеховыми жила в усадьбе Богимово. Николаю Александровичу было тогда четырнадцать лет. Память художника помогла воспроизвести многие выразительные детали далекого богимовского лета. Под впечатлением от необычной встречи автор этой книги сделал тогда запись:

«Представьте морозный московский вечер. Скрипит снег под ногами. Резкий ветер. Наш маленький дворик почти занесло снегом. Торопливо проходят по двору озябшие люди и попадают в уютный, теплый чеховский домик. Посетителей в музее меньше обычного, но пришли те, кто не мог в этот вечер оставаться дома. На эстраду выходит невысокий старый человек. Он кладет на стол синюю ученическую тетрадь и неторопливо начинает читать свои воспоминания о Чехове. Иногда он прерывает чтение и вспоминает какие-то новые детали богимовского лета. Вместе с мемуаристом мы входим в эту жизнь, и происходит настоящее чудо — прошлое точно становится сегодняшним днем.

Н.А. Киселев повествует о юмористическом спектакле в Богимове, разыгранном детьми Киселевых в присутствии Чехова. Он развертывает длинную, как свиток, афишу спектакля, нарисованную рукой Михаила Павловича Чехова, и по его просьбе я ее читаю вслух, а потом читаю шуточную рецензию на этот спектакль Антона Павловича, где есть отзыв об игре юного Коли Киселева. Публика смеется. И нисколько не странно, что рядом с нами — участник спектакля, происходившего в самом начале 90-х годов прошлого века. Потом Д.Н. Журавлев читает «Дом с мезонином», где запечатлен богимовский пейзаж. В зале — редкое единение людей, какое бывает в хорошей, дружной семье. А за стенами дома — холод, метель...»

Музей стремился возможно шире охватить круг вопросов, связанных с Чеховым. Интересны были выступления писателя В.Г. Лидина, рассказавшего о своем уникальном собрании книг с автографами Чехова и его современников (на вечерах были показаны эти книги). В музее прошло несколько вечеров на тему «Чехов в изобразительном искусстве». Была устроена выставка замечательных иллюстраций крупного советского художника Д.Н. Кардовского к известному рассказу Чехова «Каштанка». Проведена встреча с художником С.С. Боймом, создавшим ряд иллюстраций к рассказам и повестям Чехова.

Открытые научные заседания музея посещались не только специалистами, но и людьми, стремящимися глубже познакомиться с жизнью и творчеством Чехова. С докладами и сообщениями на заседаниях выступали едва ли не все видные московские чеховеды. Темы докладов разнообразны: общие проблемы изучения творчества Чехова, анализ отдельных произведений писателя, биографические разыскания, характеристики связей Чехова с литературным и общественным окружением, Чехов на сцене русского, советского театра и кино. Обсуждалось полное собрание сочинений писателя, выпущенное в 1944—1951 гг., фундаментальная «Летопись жизни и творчества Чехова» Н.И. Гитович, заслушивались сообщения о готовившемся академическом собрании сочинений и писем Чехова. Большой конференцией с докладами научных сотрудников музея было отмечено столетие со дня рождения писателя.

В музей обращались за консультациями научные работники, аспиранты, студенты, педагоги, учащиеся, сотрудники газет и журналов, работники издательств, библиотекари, художники, режиссеры, киносценаристы. В музее в процессе подготовки обсуждались постановки Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова — пьеса Чехова, известная под названием «Платонов», и пьеса о Чехове «Насмешливое мое счастье». В обсуждении приняли участие научные сотрудники музея, чеховеды, ведущие артисты и режиссура театра, автор пьесы Л.А. Малюгин.

Дом в Кудрине — один из семьи чеховских музеев нашей страны. Московский музей поддерживает дружественные связи с другими музеями Чехова, и прежде всего с Государственным музеем-заповедником А.П. Чехова в Мелихове. Сотрудники музеев делятся опытом своей работы, посещают научные заседания и конференции. Работники московского музея принимали участие в обсуждении проектов памятника Чехову в Москве.

Свое место в жизни музея заняла музыка, так часто звучавшая при Чехове в кудринском доме. Выступления музыкантов были органической частью торжественных вечеров. Наряду с этим в музее систематически устраивались специальные музыкальные вечера, одинаково любимые и слушателями и исполнителями. Все началось с эпизодических выступлений музыкантов в бывшей чеховской гостиной, сначала привлекавших сравнительно небольшую аудиторию. Но вот в декабре 1961 г. в музее выступили участники отборочных соревнований Второго международного конкурса имени П.И. Чайковского, и с тех пор в течение ряда лет музыкальные вечера стали еженедельными.

На музыкальных «пятницах» музея выступали представители различных поколений советских музыкантов, начиная со старейшей арфистки К.А. Эрдели и кончая одаренными юными исполнителями — учащимися класса замечательного педагога А.Д. Артоболевской в Центральной детской музыкальной школе. Но в основном в музее, как и при Чехове, выступала молодежь. Это прежде всего студенты и аспиранты Московской консерватории — ученики Г.Г. Нейгауза, Л.Н. Оборина, Я.В. Флиера, Я.И. Зака, В.В. Горностаевой, Д.М. Цыганова, Ю.И. Янкелевича и других. Выступали также студенты Института имени Гнесиных. С большим успехом проходили сольные концерты многих участников и лауреатов всесоюзных и международных конкурсов музыкантов-исполнителей и особенно конкурса имени П.И. Чайковского.

В доме, где жил писатель, где встретились два русских гения — Чехов и Чайковский, музыка звучала особенно тепло и вдохновенно. Программы концертов включали многие прекрасные произведения классической и советской музыки. Часто исполнялись сочинения композиторов, особенно близких Чехову, — Шопена и Чайковского. Музыка создавала неповторимую лирическую атмосферу, давала слушателям высокую радость сопереживания. И конечно, не случайно один из зарубежных гостей сказал, что «это один из самых лирических музеев мира».

О том, чем являлись для музыкантов выступления в доме Чехова, лучше всего говорит письмо группы лауреатов Четвертого международного конкурса имени П.И. Чайковского: «Мы получили в гостеприимной атмосфере чеховского музея ту большую зарядку, тот большой творческий подъем, который, как нам кажется, сказался и в наших выступлениях на конкурсе. Мы навсегда запомним наши концерты в музее и просим нас считать наряду с участниками предыдущих конкурсов имени Чайковского друзьями Дома-музея Чехова».

Конечно, проводить всю многообразную работу музей мог только с помощью актива, безвозмездно отдававшего дому в Кудрине свое время и творческие силы. Это научные работники-чеховеды, артисты, музыканты, художники, садоводы. Это те, кто дарил музею ценные материалы — автографы Чехова, редкие издания его произведений, уникальные фотографии, афиши и программы чеховских спектаклей, переводы произведений Чехова на иностранные языки. Наиболее интересные из даров посетителей музея были показаны в 1966 г. на выставке, включавшей около пятисот экспонатов.

В один из дней осени 1965 г. на территории музея собралась группа людей. Это были друзья музея и его сотрудники, родные писателя. Они посадили возле музея небольшой вишневый сад. А весной деревья зазеленели, покрылись цветами, и листва их нежно затрепетала под ветром. Посадка сада у кудринского дома стала живым символом вечного цветения чеховского творчества. И кто из посетителей музея, видя этот сад, не вспоминал проникновенных слов Чехова: «Если бы каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что может, как прекрасна была бы земля наша».

В сущности, все многообразные формы работы музея были связаны с решением одной задачи — приблизить Чехова — художника слова и человека к посетителям музея. И можно с полным правом сказать, что дом на Садовой-Кудринской стал домом Чехова. Тысячи и тысячи москвичей, приезжих из самых различных уголков Советского Союза и зарубежных гостей приходили и приходят сюда, где прошли такие значительные годы жизни великого русского писателя. Да, дом Чехова живет второй прекрасной, полной жизнью, и каждый, попадая в его атмосферу, со всей непосредственностью чувствует это.

Примечания

1. М.П. Чеховой здесь несколько изменила память: писатель переехал в дом на Садовой-Кудринской не весной, а осенью 1886 г.

2. К.М. Виноградова работала в Музее имени Чехова с 1923 г., была директором Дома-музея Чехова в Москве с его основания до 1970 г.

3. Зарисовки комнат кудринского дома, сделанные М.П. Чеховым, впервые опубликованы в статье Е. Балабановича «Московская квартира» (Огонек, 1954, № 29).

4. Книппер-Чехова О.Л. Письмо к М.П. Чеховой от 12 августа 1954 г. — Рукописный отдел Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина.