Вернуться к С.В. Земляная. Концепция личности в прозе А.П. Чехова 1889—1890-х годов

Заключение

Целью данной работы было осмысление и определение основных черт концепции личности, воплощенной в рассказах и повестях А.П. Чехова 1890-х годов. Для реализации поставленной цели мы произвели условное поаспектное деление концепции личности (природный, нравственно-психологический, духовный факторы) и посвятили исследованию каждого из аспектов отдельную главу.

В первой главе диссертации предметом анализа является природный компонент, понимаемый нами как некая первооснова, на которую в процессе развития и воспитания наслаиваются индивидуальные и социально мотивированные черты личности. В главе также затронуты составляющие литературно-философский фон эпохи труды В. Соловьева, Н. Федорова, произведения Д. Мережковского, идейное содержание которых обнаруживает связь, либо противостояние чеховской позиции. В работе отмечено профессиональное внимание писателя к физиологической сфере человека, о чем говорят, в частности, точные указания на возраст героев, фиксирование авторского и читательского взгляда на физические ощущения персонажей, на переживание ими недугов, бессонницы и других дискомфортных состояний.

Природный фактор реализуется Чеховым в изображении так называемого «природного», естественного человека в рассказах «Печенег», «Гусев». В понимании писателя, личность, в жизни которой до чрезвычайности гиперболизировано биологическое начало и, соответственно, отсутствует влияние нравственно-психологического и духовного компонентов, неизбежно оказывается ущербной, не способной на развитие и самореализацию. Этой мысли автора подчинены средства художественной выразительности в рассказах, с помощью которых Чехов доказывает пагубность для человека подобного дисбаланса. Характерно глубокое проникновение в психологию естественного человека: писатель передает увиденные глазами таких героев пейзажи, привидевшийся им бред, приснившиеся сны. Очевидно, что в описании подобных деталей писательские мастерство и чуткость сочетаются с профессионализмом и знаниями врача. Именно это гармоничное переплетение художественного и естественнонаучного определяет особенность чеховского взгляда на природу человека: Чехов понимает природный фактор в концепции личности как один из компонентов человеческого «я». Писатель чрезвычайно бережно относится к природе человека, и в произведениях своих, и в письмах говоря о пагубности попыток подавить натуру в целях абсолютного одухотворения. Однако природа, являясь лишь составной частью личности, не может быть абсолютной ценностью. Залогом «нормы» человеческой жизни, ее здоровья и счастья, согласно трактовке Чехова, является уравновешенность природного и социального начал в личности.

Роль нравственно-психологического начала в концепции личности А.П. Чехова рассматривается во второй главе нашей работы. В художественном мире Чехова утверждается мысль об особой значимости межличностных взаимоотношений, о необходимости связи человека с общечеловеческими ценностями. Важность подобного рода связей отражает широта социального слоя, охватываемого писателем в своих произведениях. На страницах рассказов 90-х годов мы встречаемся с врачами, крестьянами земскими деятелями, дворянами, и список этот может быть продолжен. Особенность взгляда Чехова заключается в том, что писателю интересна не узкосоциальная, т. е. классовая принадлежность героев, а соответствие их некоему «усредненному» портрету российского обывателя конца XIX века. Социальность в творчестве Чехова 90-х годов выражается как в обращении писателя к событиям реальной жизни (которая не может протекать вне социума), так и в раскрытии внутреннего мира героя — рядового, среднего человека.

Ценность нравственно-психологического начала личности зачастую анализируется Чеховым посредством помещения героя в экстремальные условия, как это происходит в рассказе «В ссылке». Размышляя о возможностях самореализации человека, автор представляет читателю две взаимоисключающих позиции: каторжника «со стажем» Семена Толкового, полностью искоренившего в себе человеческие устремления к любви, доверию, близости, и безымянного татарина, тоскующего по своей юной жене и связанного множеством нитей со своей семьей. Чехов не романтизирует явно симпатичного ему и читателю татарина: дальнейшая плачевная судьба этого героя угадывается без труда. Семен Толковый во всем прав и более жизнеспособен в жестоких условиях каторги; стремления татарина вызывают в читателе сочувствие, но он обречен. Противопоставляя две концепции бытия, Чехов задается вопросом о подлинности существования каждого из героев: какая же из этих жизней более ценна и наполнена в смысле духовности? Для Чехова, с его идеалом физического и нравственного здоровья, предпочтительнее позиция татарина, поскольку в ней воплощена естественная человеческая потребность в любви, в других людях, иными словами, социальная природа человека. Признавая уязвимость подобной позиции, Чехов, тем не менее, утверждает ее нормальность и естественность.

Кроме того, в работе рассматривается проблема подлинности/неподлинности человеческих связей, которая многими исследователями определяется как одна из основных в творчестве Чехова. Этот вопрос обсуждается нами в контексте концепции личности: каким образом влияет на качество межличностных связей определенное соотношение компонентов личности, или, напротив, насколько эти связи способны формировать личность. С вышеупомянутой проблемой связан еще один феномен художественного мира Чехова — одиночество, на которое обречен чеховский герой: М. Курдюмов называет это одиночеством «вместе с людьми». С вопросом о подлинности человеческих связей и связанным с ним явлением неизбежного, экзистенциального одиночества переплетается проблема самоактуализации личности, воплощение которой В. Тюпа видит в диалоге согласия, встрече двух самостоятельных личностей. Отношение писателя к героям зависит от того, насколько они живут «личной» жизнью, насколько наполнено их внутреннее бытие: чем более насыщенна и богата духовная жизнь персонажей, тем более они вызывают сочувствие и симпатию писателя.

Своеобразие трактовки Чеховым нравственно-психологического фактора в концепции личности заключается в стремлении писателя к равновесию между порывом человека вовне, его способностью к общению и внутренней сосредоточенностью, взращиванию в себе «личной тайны», являющейся нравственным центром чеховского мира.

Третья глава данной работы освещает значение и роль духовно-религиозного компонента в чеховской концепции личности, который представлен здесь феноменом жизнебоязни (в рассказе «Страх»), собственно религиозным чувством (в рассказе «Три года») и обращением к соборному началу личности (в рассказе «Студент»). Чеховскую трактовку духовного — будь то Бог, «общая идея», некие иррациональные явления жизни — отличает убежденность автора в органической связи этой категории с другими аспектами человеческой личности. Страх, в понимании Чехова, имеет не мистико-религиозную основу, а обусловлен отчасти — тем социальным фоном, на котором он проявляется. Страх чеховского героя из одноименного рассказа порожден прежде всего его личностной несостоятельностью, отчуждением, в жестких границах которого он пытается выстраивать отношения с окружающим миром. Характерно, что Чехов выделяет и позитивный момент подобного страха: страшась бессмыслицы окружающей действительности, герои имеют потенциальную возможность внутреннего перерождения, осознания этого страха и более гармоничного существования. Однако, говоря о феномене страха, писатель показывает это явление с двух сторон: как свидетельство особой нравственной чуткости и пробуждения самосознания человека, и в то же время как состояние, опасное для его душевного здоровья. Особенность чеховской трактовки такого иррационального «мистического» явления, как страх, заключается в том, что явления «высшего», «надчеловеческого» порядка объясняются и уравновешиваются ходом реальной жизни.

В рассказе «Три года» духовно-религиозный фактор представляет собственно религиозное чувство. Очевидно, что в трактовку христианской и церковной этики Чехов привносит свой личный опыт «религиозного «воспитания», приведшего позже писателя к полному отрицанию «церковного» христианства, о чем он неоднократно говорил в письмах. Прослеживая путь душевного становления религиозной в недалеком прошлом героини, Чехов подчеркивает несвязанность этого процесса с религией. Не понимая религию в качестве основополагающей ценности, писатель тем не менее самой композицией рассказа, обращением к библейским сюжетам утверждает некую абсолютную ценность моральных, принципов, закрепленных в этике христианства. Подлинной же духовной ценностью, которую возможно понимать как абсолют, Чехов считает саму жизнь, о чем и заявляет в развязке произведения. Именно явление жизни, по мысли писателя, способно стимулировать лучшие стороны личности, ее духовный рост.

В рассказе «Студент» Чехов обращается к феномену соборного начала духовной жизни, неразрывно связанного с традициями русского православия. Не упоминая на страницах произведения понятия соборности, писатель изображает явление, составляющее его суть. Одиночеству и отчаянию в художественном мире рассказа противостоит духовное единение людей, основанное на вере в Христа. Уникальность идейного решения в произведении состоит в том, что, будучи человеком, далеким от церкви, в качестве решения проблемы «общей идеи» Чехов предлагает традиционные христианские ценности, а именно — духовное единение во Христе. Не обладая православным сознанием, писатель в данном рассказе утверждает соборное начало в качестве высшей моральной ценности.

Итак, рассмотрев три условно выделенных нами компонента личности в художественном мире А.П. Чехова, мы пришли к выводам о том, что:

1) все три фактора личности (природный, нравственно-психологический, духовно-религиозный) во внутреннем мире человека взаимозависимы и взаимообусловлены;

2) для гармоничного существования человека необходимо сбалансированное, «здоровое» соотношение этих факторов, гипертрофированность одного из них приводит личность к ущербному существованию, к невозможности самореализации;

3) позиция А.П. Чехова определяется в первую очередь естественнонаучным мировоззрением писателя и сформировалась в контексте философско-литературного фона эпохи.

Таким образом, мы можем говорить о выполнении целей, поставленных перед автором данной работы. Дальнейшим перспективным направлением разработок в русле заявленной темы является обращение к проблеме надличностного компонента, христианских мотивов в творчестве Чехова. Актуальность ее обусловлена слабой степенью изученности.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Земляная С.В. Категория времени в повести А.П. Чехова «Скучная история» // Вопросы филологии: Сб. науч. трудов / Отв. ред.: Л.Л. Габышева. — Якутск: Изд. ЯГУ, 1995. — С. 78—86. — 0,4 п. л.

2. Земляная С.В. Библейские реминисценции в повести А.П. Чехова «Три года» // Современные тенденции развития филологических наук и журналистики. Тезисы / Под ред. Н.Г. Мартыненко. — Якутск: Изд. ЯГУ, 1999. — С. 61—64. — 0,2 п. л.

3. Земляная С.В. Феномен страха у А.П. Чехова в свете философии фрейдизма и экзистенциализма // Актуальные проблемы филологии: Сб. науч. трудов / Под ред. Н.Г. Мартыненко. — Якутск: ЯГУ, 2000. — С. 144—152. — 0,4 п. л.

4. Земляная С.В. Роль «природного» аспекта в концепции личности А.П. Чехова (на материале рассказа «Печенег») // Художественное образование и духовное развитие личности: Тезисы докладов и сообщений / Ред. кол.: Борисов А.С. и др. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 2002. — С. 209—211. — 0,2 п. л.

5. Земляная С.В. Природно-мифологический аспект концепции личности А.П. Чехова (на материале рассказа «Гусев») // II Научная конференция Лиги женщин-ученых Якутии: Сб. тезисов. — Якутск: Изд-во Лиги женщин-ученых Якутии, 2003. — С. 56—58. — 0,2 п. л.

6. Земляная С.В. Взаимодействие и противостояние «природного» и личностного в человеке (на материале рассказа А.П. Чехова «В ссылке») // Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин: Сб. науч. статей / Под ред. Р.Д. Пономаревой. — Якутск: Изд-во Арктического государственного института, 2004. — С. 24—30. — 0,4 п. л.

7. «Природный» аспект как фактор, формирующий личностное начало человека в художественном мире А.П. Чехова (на материале рассказа «Палата № 6») // Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин: Сб. науч. статей / Под ред. Р.Д. Пономаревой. — Якутск: Изд-во Арктического государственного института, 2004. — С. 31—37. — 0,3 п. л.

Научные конференции:

1. «Художественное образование и духовное развитие личности». Место проведения: г. Якутск. Время проведения: ноябрь 2002 г.

2. II Научная конференция Лиги женщин-ученых Якутии. Место проведения: г. Якутск. Время проведения: март 2003 г.

3. Научный форум «Молодые ученые Якутии». Место проведения: г. Якутск. Время проведения: февраль 2004 г.