Вернуться к Крымские пенаты №5. Альманах литературных музеев. А.П. Чехов и Крым. К 100-летию переезда Чехова в Ялту

И.С. Ганжа. «Одна очень милая русская художница» (Чеховы и А.А. Хотяинцева)

Среди людей, близко знавших А.П. Чехова, выделялась группа молодых дам, которые были увлечены искусством, литературой, вращались в кругах художественного и театрального бомонда того времени. Одной из них была Александра Александровна Хотяинцева (1865—1942).

Семейная история этой женщины — не из ординарных: дочь генерала, внучка декабриста Ивана Николаевича Хотяинцева, избежавшего ссылки благодаря другу Пестелю, успевшему уничтожить компрометирующие документы. Хотяинцева хранила альбом деда, в который заглядывал и А.П. Чехов. Ему понравилось в нем одно галантное четверостишие:

Мило с милым веселиться,
Мило с милой слезы лить,
Мило сердцем с ней делиться,
Мило с милой милым быть1.

«Великая художница земли русской» — любимое обращение Чехова в письмах к Хотяинцевой. Сохранилось 14 писем писателя к ней. В переписке Антона Павловича и Марии Павловны встречаются строки, написанные Хотяинцевой, но собственных ее писем в чеховском архиве нет. Имя А.А. Хотяинцевой упоминается на страницах мелиховского дневника отца Чехова, Павла Егоровича. Летом 1897 года она впервые приезжала в Мелихово по приглашению сестры писателя, с которой была дружна.

В 1895 году Мария Павловна Чехова стала посещать вечерние классы Строгановского училища живописи, ваяния и зодчества. Там она и познакомилась с Александрой Александровной Хотяинцевой. «Она была талантливым человеком, — отзывалась о ней Мария Павловна, — но распылялась на мелочи и не создала ничего значительного»2. Между тем, Чехова выделяла ее способность тонко подметить характерные черты человека в карикатуре. Так возникла серия карикатур «Чехиада», посвященных А.П. Чехову. Хотяинцева навестила писателя в Ницце, когда он жил с осени 1897 до весны 1898 года в Pension Russe.

Публика в пансионе была неинтересная: «За завтраком те же дамы и те же разговоры: рулетка, туалеты, критика еды», «за завтраком и обедом сидим на неудачном конце стола — приходится слушать глупые разговоры самых противных здешних дам...» (из письма А.А. Хотяинцевой к М.П. Чеховой)3. Художница стала рисовать на них карикатуры, очень смешившие Чехова. Он тоже стал героем сюжетов ее рисунков.

«В моих карикатурах, — вспоминала А.А. Хотяинцева, — Чехов ухаживает за «рыбой». Старая баронесса препятствует — он беден: она заметила, что в рулетку он всегда проигрывает. Чехов в вагоне, возвращается из Монте-Карло с большим мешком золота, с оружием — штопором — в руке, охраняет свое сокровище, а баронессы сидят напротив и умильно на него смотрят». Этот сюжет возник в последний день пребывания художницы в Ницце, когда Антон Павлович сказал, что после ее отъезда он немедленно собирается ехать в Монте-Карло, так как при Хотяинцевой «ни за что не хотел играть». И Александра Александровна «обещала нарисовать, как он возвращается, сидя на мешке с золотом и со штопором в руках (известно его пристрастие к этому инструменту) вместо револьвера» (из письма к М.П. Чеховой)4.

«Рыба хвостом кверху» (из-за гребня, похожего на рыбий хвост, в прическе дамы), «дама, которая думает, что она еще может нравиться», «дорогая кукла» и другие прозвища обитательниц пансиона «устанавливались твердо» Чеховым. Позднее, когда Хотяинцева уехала из Ниццы в Париж, она получала от Антона Павловича письма, в которых он сообщал новости об их общих «знакомых».

На фоне русских, живших в Pension Russe, по мнению Чехова, Хотяинцева была «самая интеллигентная, даже сравнивать нельзя».

Одним из сюжетов «Чехиады» стала история написания чеховского портрета художником И.Э. Бразом для Третьяковской галереи. Один портрет уже был написан в Мелихове, но он не удался. В марте 1898 года художник приехал в Ниццу, решив сделать новый. К сожалению, и этот портрет не был хорош, хотя Браз считался талантливым и модным портретистом. Долгие часы позирования утомляли писателя. «Меня пишет Браз. Мастерская. Сижу в кресле с зеленой бархатной спинкой. En face. Белый галстук, — сообщает он А.А. Хотяинцевой. — Говорят, что и я и галстук очень похожи, но выражение, как в прошлом году, такое, точно я нанюхался хрену. Мне кажется, что и этим портретом Браз останется недоволен в конце концов, хотя и похваливает себя» (23 марта (4 апреля) 1898 г.). Позднее, в сентябре этого же года, в журнале «Новое время» появилась карикатура А.А. Хотяинцевой «Чехов перед своим портретом в Третьяковской галерее». По словам Марии Павловны, художница надеялась, что Антон Павлович не сердится на нее за это5. О том, как писатель посетил галерею, вспоминал один из смотрителей: «Помню Чехова, как он, улыбаясь, постоял с полминуты перед своим портретом и ушел поспешно»6.

В Pension Russe вечерами в комнате Чехова устраивались по русской традиции чаепития. К Антону Павловичу приходили Александра Александровна и Владимир Григорьевич Вальтер, врач-бактериолог и литератор, давний приятель Чехова еще по таганрогской гимназии. «Передо мной сейчас стоит букет роз, — пишет Хотяинцева сестре писателя, — но мы все-таки решили, что мелиховские гораздо лучше. Мы сейчас говорили о том, что вы там делаете, кто у вас гостит, вспоминаем летние истории»7. Антон Павлович старался продлить вечер, но доктор Вальтер «не позволял ему поздно ложиться спать». Да и всякий раз вечер прерывался одним и тем же курьезом: «Приблизительно около десяти часов где-то по соседству кричал осел, так громко и неожиданно, что Антон Павлович начинал смеяться. Ослиный крик стал считаться сигналом к окончанию нашей вечерней беседы. Д-р Вальтер и я желали Антону Павловичу покойной ночи и уходили. Помню исключение — встречу Нового 98 года — ровно в полночь». По словам Хотяинцевой, это была ее «бриллиантовая идея», и она специально приехала в Ниццу к Антону Павловичу. «Сейчас 10 ч. Мы поздравили друг друга с Новым годом (в России теперь 12 ч.) и разошлись спать <...> Во сне сегодня мы будем видеть большие золотые монеты в 100 фр., на которые нагляделись сегодня в Монте-Карло на рулетке» (М.П. Чеховой)8.

Мария Павловна писала брату, что Хотяинцева, делившаяся с ней своими впечатлениями в письмах, «восторгается Ниццей и рулеткой»9. Сам же Чехов сообщал сестре: «Вчера возил я Хотяинцеву в Монте-Карло и показывал ей рулетку, но она, как вообще женщины, лишена того хорошего любопытства, которое так двигает мужчин, и на нее ничто не производит впечатления...». Действительно, сама игра не очень занимала Александру Александровну, но окружающая обстановка вызывала массу эмоций: интерьер казино, играющая публика и особенно природа. В своих письмах к М.П. Чеховой художница дает описания в манере импрессионизма: «Зала очень красивая, немного темноватая, свет сверху, и все наполнено звуком денег — разговоров, кроме ставок и возгласов крупье, никаких. Туалеты дам отменные. <...> Вид с Монте-Карло чудесный, рулетка на горе, кругом сад с цветниками, пальмами, кактусами и прочей прелестью, море синее с голубым и белой лентой прибоя у берега. Вся дорога от Ниццы (поезд идет ½ часа) очаровательная, по берегу моря, красивые виллы, апельсиновые сады, розы, все это под чудным теплым солнцем, точно у нас в мае. <...> На Promenade des Angleis гуляет толпа богатых праздных людей. <...> Масса роскошных экипажей, велосипедистов и разных фасонов автомобилей. Вообще Ницца пахнет миллионами». Но как и для Чехова, для художницы все это было чужое, «ненастоящее», «точно оперная декорация или олеография»10.

В середине января 1898 г. Хотяинцева вернулась в Париж, но вскоре, весной того же года, они встретились снова. «Буду очень рад, — писал Антон Павлович ей незадолго до отъезда из Ниццы, — если Вы меня встретите на вокзале; пусть приходят девицы в белых платьях, как вы обещаете, и — нельзя ли еще также голеньких младенцев с крылышками?». В Париже его, «бодрого и веселого», встретили Александра Александровна и известный юрист Максим Максимович Ковалевский.

Чехов навестил Хотяинцеву в ее мастерской, где она жила и которую снимала вместе с несколькими русскими художницами, «очень милыми и добрыми». Мастерская находилась в удаленном от центра районе Парижа — «в Ваганькове» — по шутливому определению Чехова. А.А. Хотяинцева так описывает М.П. Чеховой свою парижскую жизнь: «Ну вот сижу в Париже, скоро 2 недели, в особом восхищении не нахожусь, мерзну в комнате, греюсь беготней по улицам. Начала даже скучать без дома, и поэтому отправилась в мастерскую Vitti, где преподают два профессора Merson и Collin. <...> Среди дня хожу по музеям или просто гуляю на улице, здесь это очень весело, много народу, шумно, оживленно. Мы живем колонией в маленьком дешевом отеле. Визави меня Званцева, рядом соотечественники (певцы и музыканты), ее старые знакомые, которые по вечерам, когда мы возвращаемся из ателье усталые (в 10 ч.), жаждущие, ждут нас с чаем и каждый вечер кочуем из комнаты в комнату, где теплее...» (декабрь 1897 г.)11.

Благодаря Чехову А.А. Хотяинцева, будучи во Франции, познакомилась с художницей Е.Н. Званцевой, писателями И.Н. Потапенко, Вас.И. Немировичем-Данченко, ученым М.М. Ковалевским. Немирович-Данченко по возвращении в Петербург так отзывался о Хотяинцевой в письме к А.П. Чехову: «Она очень милая и симпатичная девушка. Некрасива — но нравиться может и даже весьма. Жалею, что не успел с нею познакомиться несколько ближе». Антон Павлович послал из Ниццы «многоуважаемой художнице», по ее восторженному отзыву, «чудные розы, гвоздики и фиалки»12. А после шутливо замечал: «Цветы! Но, я думаю, Немирович уже так вскружил Вам голову, что Вы не в состоянии оценить этой моей галантности...»

Два года спустя, после поездки во Францию, А.А. Хотяинцева совместно с Е.Н. Званцевой открыла в Москве художественную мастерскую по образцу парижских свободных студий. Зимой 1900 г. М.П. Чехова писала брату, который находился в то время в Ницце: «У Хотяинцевой и Званцевой дело идет блестяще, учеников и учениц много. Бывает Серов в педелю раз, он вполне сочувствует этому делу и пророчит будущность. Я хожу туда три раза в неделю и с удовольствием пишу»13. Работами Марии Павловны руководили В. Серов и К. Коровин. Кроме живописи, она стала заниматься и лепкой, которую преподавала скульптор Анна Семеновна Голубкина. «Я начала лепить в мастерской и положительно чувствую себя счастливой. Я никак не ожидала, что могу вылепить человека с натуры!...» (Из письма А.П. Чехову 28 февраля 1902 г.)14. Спустя годы, в 1923 году, Хотяинцева вновь организовала подобную студию, но уже совместно с Т.Л. Сухотиной-Толстой, дочерью Л.Н. Толстого. Среди студийных преподавателей был К.Ф. Юон.

Работы А.А. Хотяинцевой демонстрировались на московских и петербургских выставках.

А.А. Хотяинцева хорошо знала мир искусства, была знакома с известными художниками. М.П. Чехова благодаря ей встречалась со многими из них. Еще в первые годы их дружбы Александра Александровна познакомила ее с В.И. Суриковым. Из письма М.П. Чеховой к брату от 13 октября 1897 г.: «Познакомилась через Александру Александровну Хотяинцеву с знаменитым Суриковым. Была у него, показывала свои новые рисунки. Моя живопись ему понравилась, и он предложил себя в руководители. Конечно, я очень рада»15. Но, к сожалению, они больше не виделись.

После переезда Чеховых в Ялту Хотяинцева продолжала поддерживать с ними отношения, тем более что Мария Павловна в то время жила еще в Москве. Александра Александровна помогала ей в сборе средств на создание в Ялте пансионата «Яузлар» для туберкулезных больных.

Несколько раз приезжала А.А. Хотяинцева в Ялту, гостила у Чеховых. Вместе с Марией Павловной они занимались живописью, рисованием. Многие работы сохранились в чеховском доме. В кабинете писателя по сей день находится автокарикатура Хотяинцевой «На этюдах», а в нише — небольшая картина «Вишневый сад», подаренная Антону Павловичу 17 января 1904 года в день премьеры его последней пьесы. В комнате Е.Я. Чеховой среди фотографий родных можно увидеть небольшой акварельный рисунок, на котором художница изобразила мать Чехова за пасьянсом. Еще несколько работ Хотяинцевой, а также автограф в альбоме и фотографии находятся в комнате М.П. Чеховой. Сохранился в фондах музея и портрет самой Хотяинцевой работы Марии Павловны, написанный масляными красками на холсте.

А.А. Хотяинцева, помимо художественного дара, обладала и талантом рассказчицы. «Встречи с Чеховым» — так называются ее воспоминания о писателе, дающие возможность увидеть Чехова как человека, наделенного тонким чувством юмора, умеющего создавать для близких ему людей непринужденную и дружескую обстановку. Впервые они были опубликованы в «Литературном наследстве» к столетию со дня рождения А.П. Чехова.

К сожалению, пока не удалось узнать о последних годах жизни А.А. Хотяинцевой. Только в записной книжке М.П. Чеховой сохранились два варианта адреса, как-то проливающего свет на ее дальнейшую судьбу: один вписан Марией Павловной в книжку — «Ленинград, 41. Ул. Халтурина, 27. Д<ом> Прест<арелых> Ученых. Хотяинцева», другой — на небольшом тетрадном листке — «Хотяинцева А.А. Ленинград. ул. Халтурина, 27. Убежище для престарелых Ц.К. Б.»16

Список работ А.А. Хотяинцевой, находящихся в фондах Дома-музея А.П. Чехова в Ялте17

*1. «Вишневый сад». Картон. Масло.

*2. «На этюдах». Автокарикатура. Акварель.

*3. «Чехова Е.Я. за пасьянсом». Акварель.

4. «Портрет Л.С. Мизиновой». Тонированная бумага. Карандаш. С надписью рукой М.П. Чеховой: «1/VIII. <18>97. А. Хотя<инцева>».

*5. «Венчание М.П. Чеховой с И.И. Левитаном». Силуэтный рисунок. Тушь.

*6. «Это бывает!» («На перроне»). Силуэтный рисунок. Тушь. На обороте рукой А.А. Хотяинцевой: «М.П. Чехова опоздала на поезд. Провожал ее И. Алябьев».

7. «Чехова М.П. и Алябьев И.Н.». Силуэтный рисунок. Тушь.

*8. «Дружеский шарж на М.П. Чехову и А.И. Куприна». Акварель. С надписью рукой М.П. Чеховой: «М.П. Чехова и А.И. Куприн на набережной в Ялте. 1900—2 гг.».

*9. «За чайным столом». Силуэтный рисунок. Тушь.

*8. «Художник Аладжаров З.Е. за работой». Дерево. Масло. На черном деревянном миниатюрном мольберте.

9. «Девушка». Тонированная бумага. Карандаш. С надписью рукой М.П. Чеховой.

10. «Девушка», «Дорога в поле», «Разлив реки». Тонированная бумага. Карандаш. На одном листе.

А.П. Чехов перед своим портретом в Третьяковской галерее. Рисунок А.А. Хотяинцевой

А.П. Чехов на прогулке с А.А. Хотяинцевой и М.М. Ковалевским. Рисунок А.А. Хотяинцевой. Ницца, 1898

Портрет Л.С. Мизиновой. Рисунок А.А. Хотяинцевой. 1 августа 1897 г. ДМЧ в Ялте

Рисунок А.А. Хотяинцевой «М.П. Чехова с Ив.Н. Алябьевым». ДМЧ в Ялте

Примечания

1. Хотяинцева А.А. Встречи с Чеховым // Литературное наследство. Т. 68. М.: Наука, 1960, с. 605. Далее цитируется по этому изданию, в тексте указаны страницы.

2. Чехова М.П. Из далекого прошлого. М., 1960, с. 172—173.

3. ОР РГБ, ф. 331, ед. хр. 43, 44.

4. Там же, ед. хр. 45.

5. Чехова М.П. Письма к брату А.П. Чехову. М.: Госиздат, 1954, с. 73—74.

6. Мудрогель Н.А. Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее. Л., 1966, с. 120.

7. ОР РГБ, ф. 331, ед. хр. 42.

8. Там же, ед. хр. 43.

9. Чехова М.П. Письма к брату А.П. Чехову. С. 60—61.

10. ОР РГБ, ф. 331, ед. хр. 43.

11. Там же, ед. хр. 41.

12. Там же.

13. Чехова М.П. Письма к брату А.П. Чехову. С. 149—150.

14. Там же, с. 201.

15. Там же, с. 44—45.

16. ДМЧ (Ялта). КП № 3589.

17. В списке звездочкой помечены работы А.А. Хотяинцевой, которые были указаны в публикации А.В. Ханило «Чеховы и художники «серебряного века» (По материалам Дома-музея А.П. Чехова в Ялте)» // Чеховиана. Чехов и «серебряный век». М.: Наука, 1996, с. 290—292. Там же опубликованы две работы Хотяинцевой «Венчание М.П. Чеховой с И.И. Левитаном» и «Это бывает!», а также фотография «А.А. Хотяинцева. Начало 1900-х гг.» См. также: Скобелев Ю.Н. Фонд М.П. Чеховой в собрании Дома-музея А.П. Чехова в Ялте // Чеховские чтения в Ялте: Чехов в Ялте. М., 1983, с. 127—133. Фомина Л.А. Произведения искусства в ялтинском доме А. 11. Чехова // Чеховские чтения в Ялте: Чехов сегодня. М., 1987, с. 148—158.