Начало произведения художественной литературы — важнейшая позиция в смысловой организации художественного повествования — принадлежит к понятиям, выделяемым различными дисциплинами, имеющими отношение к анализу словесных произведений.
Начало — это и категория философии, и категория текста, и композиционная позиция, и элемент строения повествования.
Как философская категория начало рассматривается и определяется в работах, посвящённых вопросам философии: Аристотеля, Цицерона, Н. Буало, Б.Д. Голованова, Л.Н. Гумилёва, М.В. Ломоносова, О.С. Разумовского, М.Т. Степанянца, К.А. Филиппова, и др. Его роль структуре и композиции художественного текста анализируют И.В. Арнольд, Н.Д. Арутюнова, М.М. Бахтин, О.Г. Бутко, О.Б. Вакуленко, И.Ж. Винокурова, Л.Н. Голубенко, Е.А. Гончарова, Н.К. Данилова, Е.В. Кузнецова, Ю.М. Лотман, Н.В. Петрова, Д.Ф. Рахимова, Т.С. Ряднова, А.К. Соловьёва, И.В. Столярова, Н.М. Тхор, Н.Г. Шевченко, И.П. Шишкина, Н.П. Эфендиева и др.
В предложенном нами диссертационном исследовании начало рассматривается как категория (подкатегория) художественного текста, обладающая категориальными признаками: формальными (строгостью позиции в тексте и повествовании), содержательными (типичностью репрезентируемой художественной информации), структурными (оппозиционными отношениями с другими частями композиции).
Теоретической базой нашего исследования являются работы, посвящённые изучению функционального аспекта языковых единиц, категориям языка и текста, а также работы по поэтике и стилистике В.С. Абрамовой, С.Б. Аюповой, Л.Г. Бабенко, М.М. Бахтина, Н.С. Болотновой, Г.О. Винокура, И.Р. Гальперина, А.Б. Есина, С.Г. Ильенко, О.О. Кандрашкиной, Н.А. Кожевниковой, Е.И. Кравцовой, Н.А. Купиной, Ю.М. Лотмана, В.А. Лукина, Л.Н. Михеевой, О.В. Мякшевой, Н.А. Николиной, Л.А. Новикова, В.В. Одинцова, Л.В. Поповской, А.Е. Реферовской, Г.Я. Солганика, И.А. Сырова, Е.В. Тарасовой, Л.В. Татару, О.И. Таюповой, В.Н. Топорова, З.Я. Тураевой, В.И. Тюпы, Б.А. Успенского, А.А. Федотовой, Н.В. Черемисиной и др.
Несмотря на значимость этой текстовой позиции, его содержательное своеобразие и языковое оформление в лингвистике почти не изучалось. Актуальность нашего диссертационного исследования обусловлена необходимостью выявления типологии содержательной структуры начала и лексических средств, традиционно использующихся для оформления этой категории текста.
Наши наблюдения показали, что в языке существуют единицы, за которыми закреплена функция участия в оформлении абсолютного начала повествования. Цель настоящего исследования — выявить лексические закономерности в оформлении начала текста в рассказах и повестях А.П. Чехова.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятия начала художественного произведения и абсолютного начала текста, основные критерии его отграничения от других элементов композиции и повествования;
2) определить содержательную специфику и содержательную типологию начальных фрагментов прозаических произведений А.П. Чехова;
3) выделить и проанализировать лексические средства, участвующие в презентации базовых категорий структуры художественного повествования: героев, пространственных и временных повествовательных ориентиров;
4) определить общие и специфические функции лексических единиц в презентации элементов повествования, их соотношение с другими художественными функциями языковых единиц;
5) реконструировать идиостилевое своеобразие прозы А.П. Чехова в аспекте языковой организации композиционных элементов его произведений.
Объектом исследования выступают начальные фрагменты текста и текстовые категории, организующие начало повествования, такие как презентация персонажа, организация пространственных и временных характеристик художественных событий.
Предметом исследования являются лексические средства оформления начальных фрагментов произведений А.П. Чехова.
Именно лексика является главным средством репрезентации повествовательных категорий персонажа, пространства, времени действий. Другие языковые единицы могут выполнять роль вспомогательных средств оформления начала, и мы рассматриваем их только в связи с анализом функционирования лексики.
Материалом исследования послужили рассказы и повести А.П. Чехова. Всего проанализировано 514 художественных контекстов — начальных фрагментов произведений А.П. Чехова.
Научная новизна работы заключается в следующих теоретических аспектах и практических результатах:
1) на основе анализа категориального состава структуры художественного текста (целостности, связности, членимости, когерентности и т. п.) выделена особая текстовая категория — категория абсолютного начала текста, намечены критерии его выделения, формальные и содержательные границы и статус подкатегории по отношению к другим структурным категориям текста;
2) на основе содержательной и лексической характеристики фрагментов абсолютного начала текста прозаических произведений А.П. Чехова предложена типология художественных начал, которая может быть использована в исследовании языковой организации произведений разных писателей;
3) предложена методика функционального анализа лексических средств в аспекте их участия в оформлении начала произведения;
4) значительно пополнен фонд исследовательских данных о языковом и композиционном своеобразии художественной прозы А.П. Чехова.
Методы исследования. В работе были использованы методы структурно-композиционного, лингвопоэтического и лексико-семантического анализа — при выявлении и интерпретации начальных фрагментов текстов и реконструкции их лексического оформления; метод сравнения, классификации и типологизации — при определении типов начал и классификации анализируемых единиц; метод проспекции — при выявлении функций начальных фрагментов текста в организации художественного повествования; метод смысловой интерпретации — в толковании художественного смысла анализируемых произведений, их фрагментов и других художественных феноменов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Начало — категория художественного текста и значимая текстовая позиция. Наряду с категориями целостности, связности и членимости, с которыми начало соотносится, оно характеризуется универсальностью, обязательностью и спецификой языковой организации.
2. Многоаспектность этой категории позволяет выдвинуть для её обозначения термин абсолютное начало. Абсолютное начало — объединённая по смыслу и повествовательной функции совокупность первых предложений текста, которые открывают повествование и в которых репрезентируются его основные компоненты: персонаж, пространство, время и др. Термин абсолютное начало используется нами с целью отграничить это понятие от смежных литературоведческих категорий: завязки действия, вступления, пролога, зачина и т. п.
3. Абсолютное начало повествования вычленяется на основе следующих критериев: 1) формально-композиционный (следует непосредственно после названия произведения и является его формальным началом); 2) композиционно-нарративный (в абсолютном начале обозначены отдельные ориентиры последующего повествования: представлены и частично охарактеризованы герои, указаны пространственно-временные координаты последующих событий, содержатся элементы подтекста, проспекции, ретроспекции и т. д.); 3) сюжетно-нарративный (абсолютное начало текста может совпадать с завязкой действия или зачином, включать события, типичные для начала повествования о событиях: встречу, приезд, знакомство и т. п.).
4. Универсальный характер организации абсолютного начала проявляется в регулярности его содержательного оформления и возможности выделения содержательных типов. К ним мы отнесли до-событийную художественную информацию (1) презентацию персонажа; 2) обозначение и описание места будущего действия; 3) особые контексты с жанровой спецификой, например, «письмо», «рассказ в рассказе» и т. п.), повествование о центральных событиях произведения (событийные содержательные типы): 1) начальную ситуация, начальное событие в сюжетной канве рассказа; 2) повествование об особом событии, предшествующем описываемым событиям; 3) собственно начало повествования.
5. Регулярными (частотными) содержательными типами абсолютного начала в рассказах и повестях А.П. Чехова являются событийный содержательный тип «собственно начало повествования»; смешанный контекст в сочетании «описания места события и презентации персонажа»; до-событийный содержательный тип «презентация персонажа».
6. Лексическими средствами, маркирующими начало повествования, становятся средства репрезентации героя: антропонимы и нарицательная лексика — наименования лица; пространственная лексика как средство репрезентации места описываемых событий; лексика со значением времени как средство репрезентации времени описываемых событии и глагольная лексика со значением действий персонажа в числе средств репрезентации основных событий художественного повествования.
7. Некоторые группы лексики (обозначение героя по социальному наименованию, по степени родства, по полу и возрасту, по внешнему виду, названия мест — конкретные и условные, обозначения времени) можно считать композиционно и художественно маркированными — употребляющимися преимущественно в начале повествования.
Теоретическая значимость работы заключается в теоретическом обосновании начала как категории текста, в выделении понятия абсолютного начала текста (подкатегории членимости текста), определении критериев, позволяющих отграничить начальный фрагмент от последующего повествования, в выявлении языковых закономерностей, оформляющих категорию начала, в уточнении понятий, связанных с изучением текста, таких как повествование, завязка действия, композиция, проспекция, ретроспекция.
Практическую значимость работы мы видим в том, что материалы диссертации могут быть использованы в реконструкции идиостиля А.П. Чехова, языковом и литературоведческом анализе художественных текстов, в разработке специализированных курсов для студентов-филологов по анализу языка, структуры и композиции художественной прозы, факультативных программ и элективных курсов по русскому языку, риторике и литературе для учеников старших классов.
Апробация результатов работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на международных научно-практических конференциях: «Филологические студии» (Украина, Бердянск, БДПУ, 2010), «Актуальные проблемы славянской филологии» (Украина, Бердянск, БДПУ, 2012), «Предложение и слово» (Саратов, СГУ, 2013), «Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия» (Новосибирск, 2014), «Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени» (Екатеринбург, 2014), «Русская литература и современные проблемы образования» (Саратов, СГЮА, 2015), «Язык — Коммуникация — Образование: методология исследования и практика преподавания» (Саратов, СГЮА, 2017), а также в сборниках и журналах «Вступление. Фрагменты исследований по филологии» (Саратов, 2010), «Известия Саратовского университета. Новая серия. Филология. Журналистика» (Саратов, 2016), «Мир русского слова» (Санкт-Петербург, 2016), «Русский язык в школе» (Москва, 2016).
По теме диссертации опубликовано 12 работ, в том числе 3 статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК.
Структура диссертации. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованной литературы, включает 2 приложения, отражающих характер анализируемого материала.
К оглавлению | Следующая страница |