Вернуться к Е.Н. Морозова. «Малая драматургия» последней трети XIX века: проблематика и поэтика (Н.А. Лейкин, А.П. Чехов)

Введение

Последняя треть XIX века представляет собой противоречивый и неоднозначный этап, сложность которого вызвана стремительностью перемен, совершающихся во всех сферах жизни общества. Ощущение надвигающейся катастрофы, осознание кризиса и необходимости его преодоления находят отражение в литературе и формируют новые тенденции в национальной драматургии.

Искания писателей-драматургов характеризуются идейно-тематическим и жанрово-стилевым многообразием. Особенно интересны, на наш взгляд, эксперименты в области такого феномена, как «малая драматургия», которая, с одной стороны, всегда сопутствовала драматургии больших форм, с другой — представляла собой уникальное явление со своими тенденциями развития. Под «малой драматургией» традиционно подразумеваются пьесы небольшого объема (от 1 до 3 действий). Однако, помимо указанного формального признака, она отличается особой полисемантической природой, воплощенной в текстах малого объема с экономным использованием художественных средств и приемов, что порождает удивительное разнообразие недостаточно исследованных жанровых форм и модификаций, которые и становятся объектом нашего интереса на примере творчества Н.А. Лейкина и А.П. Чехова.

Выбор авторов объясняется тем, что эволюционные процессы, происходившие внутри «малой драматургии», неоднородны: если в 1870-е гг. малые драматические формы отличались большей связью с традицией, то на рубеже веков они теряли устойчивые жанровые признаки, что было обусловлено попытками писателей вместить в малый текст большое содержание. В стремлении преодолеть фрагментарность переходной эпохи драматурги уже не замыкаются в рамках индивидуального и бытового, а, широко используя фольклорные и мифологические образы, символические коды, поэтику аллюзий и реминисценций, обращаются к вечному и бытийному.

Степень разработанности проблемы. Исследование «малой драматургии» как самостоятельного научного объекта разворачивается в первые десятилетия XX века. Попытки разобраться в идейно-художественной специфике малых драматических текстов предпринимаются в 1930-е гг. в работах А.П. Бородина («Об одноактной пьесе», 1939) и А. Глебова («Одноактная пьеса», 1939). Авторы отмечают в качестве отличительных признаков малых пьес только формальные показатели: ограниченное количество линий драматической борьбы, вспомогательных и проходных сцен, этапов развития действия, перипетий.

1920—1930-е гг. положили начало теоретическому осмыслению своеобразия чеховского водевиля1. Ю.В. Соболев в своей монографии «Чехов. Статьи, материалы, библиография» (1930) подчеркивает важность использованных при создании водевилей приемов для эволюции всей драматургической поэтики писателя. Монография С.Д. Балухатого «Чехов-драматург» (1936) посвящена выявлению особенностей «новой драматической манеры письма» А.П. Чехова [17, с. 53].

В 50—70-е гг. XX века усилился интерес ученых к малым драматическим произведениям как научной проблеме. И.Н. Давыдова («Малые формы драматургии», 1966) предлагает одну из первых классификаций малых драматических форм с позиции структурных особенностей, обусловленных жанровым разнообразием. Исследователь различает «микродраматургию» и «собственно одноактные пьесы».

В указанный период драматические миниатюры А.П. Чехова изучаются в разных аспектах: ученые устанавливают взаимосвязи с предшествующей классической русской драматургией, обращают внимание на лингвостилистическое своеобразие произведений, рассматривают сценическую историю и вопросы поэтики (В.В. Ермилов [60; 61; 62], В.Н. Невердинова [111], И.В. Милостной [98], Н.И. Гитович [40], В.В. Голубков [42], М.П. Громов [47], Б.И. Зингерман [66], М.Л. Семанова [138; 139] и др.). В научных трудах утверждается мысль о новаторском характере водевилей писателя, которые оказываются «ключом» к его большим пьесам.

Именно в это время в процессе анализа художественного творчества А.П. Чехова впервые упоминается имя Н.А. Лейкина. И.В. Милостной («А.П. Чехов как мастер водевиля», 1973) отнесет Н.А. Лейкина к числу авторов, которые в своих произведениях размышляли о судьбах человека в мире собственничества. Несколько позже С.В. Зубкова назовет Н.А. Лейкина в своей работе «Концепция человека в одноактной комедии А.П. Чехова» (1989) «талантливым, интересным писателем» [68, с. 5]. Данные отзывы являлись скорее исключением, поскольку в академической науке драматургу отказывали в самодостаточности. За писателем прочно закрепилась слава «спутника Чехова».

Новый всплеск интереса к «малой драматургии» приходится на 1980—1990-е гг. Теория малых жанров конкретизируется и уточняется в работах Я.В. Апушкина («В роли падчерицы», 1983), В.В. Гудковой («Ретроспектива и прогнозы», 1983), В.И. Славкина («Пчелиный глаз», 1983), А.М. Пронина («Советская одноактная драматургия 1960—1970-х годов (Конфликты и характеры в пьесах А. Володина, А. Вампилова, В. Розова)», 1984). Общей для большинства исследований становится мысль о художественной полноценности и значимости «малой драматургии» как для литературного процесса в целом, так и для понимания творчества отдельного автора (Л.В. Витковская «Драматургия Н.П. Николева», 1984; М.Н. Сербул «Русский водевиль 1810—1820-х годов», 1989; И.В. Александрова «Поэтика драматургии А.А. Шаховского», 1992).

Особое внимание уделяется чеховской концепции водевильного жанра и проблеме драматического характера в работах Г.П. Бердникова [19; 20], Б.И. Зингермана [67], А.Б. Муратова [110], З.С. Паперного [121; 122], Г.А. Тиме [156] и др.

В XXI веке внимание ученых привлекает проблема диалога малых и больших жанров драматургии (И.Д. Немировская «От русской комической оперы к «раннему» водевилю: генезис, поэтика, взаимодействие жанров (середина XVIII в. — первая треть XIX в.)», 2009; Т.С. Шахматова «Традиции водевиля и мелодрамы в русской драматургии XX — начала XXI веков», 2009). Появляется ряд новых научных направлений — проблемы читательского/зрительского восприятия малых пьес, проблемы писательской и исследовательской рецепции классической (в том числе и малой) драматургии. Попытку дать объективную оценку творческого наследия Н.А. Лейкина предпринимает И.С. Шиловских в диссертации «Жанровое своеобразие прозы и драматургии Н.А. Лейкина» (1999).

Продуктивным для данного времени становится изучение чеховских миниатюр в следующих аспектах: анализ связи драматического пространства и диалога (С.О. Носов [114]), обнаружение традиционных культурных кодов (М.Ч. Ларионова [90]), приемов «поэтики абсурда» (В.Г. Одиноков [116]), выявление специфики драматического действия (И.А. Щербакова [177]), сопоставление с образцами зарубежной «малой драматургии» (С.С. Васильева [32]).

Однако, в указанных выше работах творческий диалог Н.А. Лейкина и А.П. Чехова в контексте «малой драматургии» последней трети XIX века не подвергался детальному рассмотрению, хотя попытки установления связей художественных систем писателей предпринимались — в большинстве случаев на материале прозаических произведений.

Актуальность исследования обусловлена следующими факторами:

— недостаточной проработанностью в литературоведении проблемы малых драматических жанров;

— необходимостью расширить драматургический контекст последней трети XIX века за счет включения в него малоизученных и неизученных текстов;

— усилением научного и читательского интереса к периферийным жанрам отечественной драматургии.

Объектом исследования является «малая драматургия» последней трети XIX века, а предметом — проблематика и поэтика драматических текстов малых форм на материале пьес Н.А. Лейкина и А.П. Чехова.

Целью работы является исследование структурно-семантической и жанрово-стилевой специфики «малой драматургии» последней трети XIX века.

Достижение поставленной цели потребовало разрешения следующих задач.

1) проследить эволюцию драматургии малых форм и основные тенденции ее развития;

2) выявить основные направления исследовательских рецепций в их ретроспективе и обозначить перспективы дальнейшего изучения «малой драматургии»;

3) рассмотреть возникновение и развитие новых тенденций в драматическом контексте конца XIX века;

4) проанализировать проблематику и поэтику драматических текстов Н.А. Лейкина;

5) исследовать феномен малых пьес А.П. Чехова;

6) определить характер литературных связей А.П. Чехова и Н.А. Лейкина.

Теоретико-методологической основой диссертации являются труды по теории и истории драмы и драматических жанров А.А. Аникста, Е.Н. Горбуновой, Т.П. Дудиной, А.И. Журавлевой, Б.И. Зингермана, А.А. Карягина, В.Е. Хализева, И.Н. Чистюхина; исследования, посвященные проблемам интерпретации творчества Н.А. Лейкина (О.В. Овчарская, И.С. Шиловских); работы Г.П. Бердникова, С.С. Васильевой, М.П. Громова, В.В. Ермилова, С.В. Зубковой, Ю.В. Калининой, В.Б. Катаева, И.В. Милостного, В.Н. Невердиновой, З.С. Паперного, А.И. Ревякина, А.П. Чудакова, связанные с изучением биографии и художественного мира А.П. Чехова, и др.

В работе использовались следующие методы, метод сопоставительного анализа, сравнительно-типологический, культурно-исторический, структурно-семантический.

Научная новизна исследования обусловлена как обращением к малоизученному или неизученному литературному материалу, так и избранным подходом анализа. Впервые в работе предпринята попытка рассмотрения творческого диалога в «малой драматургии» Н.А. Лейкина и А.П. Чехова в контексте основных тенденций литературного процесса последней трети XIX века.

Теоретическая значимость работы заключается в уточнении теоретических аспектов термина «малая драматургия», а также во всестороннем исследовании полижанровой природы малых пьес Н.А. Лейкина и А.П. Чехова.

Практическая значимость работы состоит в возможности использовать материалы исследования при разработке учебных программ, в чтении общих и специальных курсов по истории русской литературы второй половины XIX века.

На защиту выносятся следующие положения:

1. «Малая драматургия», являясь неотъемлемой частью общелитературного процесса, представлена разнообразными жанровыми формами и модификациями, преобладание которых в тот или иной период обусловлено как литературной традицией, так и внелитературной ситуацией.

2. Малые пьесы Н.А. Лейкина характеризуются, с одной стороны, тесной связью с традицией (Н.В. Гоголь, А.Н. Островский), с другой — дают основания для формирования новых тенденций (М. Горький).

3. Малые пьесы в творчестве А.П. Чехова приобретают значение эксперимента, позволившего драматургу найти новые приемы и способы изображения мира и человека.

4. Литературный диалог Н.А. Лейкина и А.П. Чехова реализуется на уровне мотивной организации и образной системы «малой драматургии».

5. В мотивной структуре пьес Н.А. Лейкина и А.П. Чехова ведущее значение приобретают мотивы маски, дороги, прозрения, несостоявшегося праздника, воплощающие философскую проблематику произведений.

6. В образной системе произведений исследуемых авторов смысловой емкостью и глубиной изображения отличаются образы «маленького человека», плута, шута, с одной стороны, восходящие к литературной традиции, с другой — актуализирующие ситуацию пограничной эпохи.

Апробация работы. Результаты исследования прошли апробацию в ходе обсуждения докладов на научных конференциях разных уровней, в частности — на международных научных конференциях: «80-летие елецкой филологии» (Елец, 2019), XLVIII Международная филологическая конференция (Санкт-Петербург, 2019), «Пушкинские чтения — 2018. Художественные стратегии классической и новой словесности: жанр, автор, текст» (Пушкин, 2018), «Вопросы филологии в современных исследования» (Елец, 2018); на всероссийской научно-практической конференции «Филология, лингвистика и лингводидактика: вопросы теории и практики» (Елец, 2020); на региональных научно-практических конференциях: «Актуальные вопросы современного гуманитарного образования» (Елец, 2016), областной профильный семинар «Школа молодых ученых по проблемам гуманитарных наук» (Елец, 2017), «Филология, лингвистика и лингводидактика в современном обществе» (Елец, 2017—2019). Основные положения диссертации представлены в 11 статьях, 4 из которых опубликованы в рецензируемых журналах, включенных в список ВАК.

Структура диссертации. Решаемые задачи определили следующую структуру работы: введение, три главы с последующим делением на параграфы, заключение и список литературы, включающий 182 наименования.

Примечания

1. Именно такая трактовка закрепилась в науке за одноактными произведениями писателя в отличие от авторских жанровых подзаголовков, указанных в полном собрании сочинений и писем: шутка в одном действии, сцена в одном действии, сцена-монолог в одном действии, драматический этюд в одном действии.