Девятого сентября 1899 года чеховская семья отпраздновала новоселье в новом доме, построенном по проекту архитектора Л.Н. Шаповалова в Аутке, на окраине Ялты.
«Моя ялтинская дача вышла очень удачной. Уютно, тепло и вид хороший. Сад будет необыкновенный. Сажал я сам, собственноручно», — писал Антон Павлович Вл. И. Немировичу-Данченко. А в письме к А.И. Урусову уточнял: «Я живу у себя на том участке, который Вы видели в прошлом году. Воздвигнут дом в 2 этажа, белый дом, который извозчики и татары называют «Белой дачей». Вид с балкона чудеснейший. Пыли, которой так пугали меня, совсем нет. Здоровье моё сносно...».
Своеобразный портрет чеховской дачи рисует в своих воспоминаниях А.И. Куприн, утверждая, что она была самым оригинальным зданием в Ялте. «Вся белая, чистая, легкая, красиво несимметричная... со стеклянной верандой внизу и с открытой террасой вверху, с разбросанными то широкими, то узкими окнами, — отмечал он, — она походила бы на здание в стиле moderne, если бы в её плане не чувствовалась чья-то внимательная и оригинальная мысль...».
Сегодня «Белую дачу» знают во многих странах мира, как и её хозяина — великого русского писателя, гениального художника слова, самого играемого драматурга современности.
По воспоминаниям ялтинского врача, друга А.П. Чехова С.Я. Елпатьевского, Антон Павлович в те годы был красивый, изящный, тихий, немного застенчивый, с негромким смешком, с медлительными движениями, с мягким, терпимым и немного скептическим, насмешливым отношением к жизни... и дом свой устроил по своему вкусу — уютный, с маленькими комнатами.
Мы входим со стороны сада в дом, на первый этаж, где расположены четыре комнаты. Самая большая из них — столовая, где за овальным столом обычно собиралась вся семья и гости дома. Самовар, буфет, заполненный посудой, стулья с изогнутыми спинками — каждая вещь здесь помнит прикосновение чеховской руки. На скатерти метка, вышитая руками Марии Павловны.
Отсюда дверь ведёт в солнечную комнату с тёмно-красными обоями. Здесь во время приездов в Ялту останавливалась жена писателя, актриса Московского художественного театра О.Л. Книппер-Чехова.
Две другие комнаты первого этажа принадлежали родственникам и друзьям хозяина дома. Здесь жил и работал брат писателя М.П. Чехов. Находили приют: Левитан, Бунин, Куприн. Частым гостем в доме был Алексей Максимович Горький. До сего времени в глубине сада притаилась «горьковская скамья». Подолгу беседовали здесь два великих писателя, с исключительной теплотой относившиеся друг к другу.
На втором этаже дома особое внимание привлекает кабинет Антона Павловича. Письменный стол, камин, большое венецианское окно, выходящее на южную сторону в сад.
Одним из первых гостей дома был известный художник И. Левитан. Долгие часы они проводили в беседах. Писатель вспоминал о дорогой ему русской северной природе, по которой он очень скучал. Художник, слушая его, за полчаса написал этюд. На нем изображены копны сена в поле во время сенокоса в лунную ночь, вдали лес. В нижнем правом углу надпись: «И. Левитан — А. Чехову». Этюд был вставлен в нишу камина. И сейчас напоминает о последней встрече двух талантливых, чем-то близких друг другу людей.
В этом кабинете в гостях у А.П. Чехова бывали Мамин-Сибиряк, Короленко, Спендиаров, Телешов, Гиляровский, Найдёнов, Вересаев, Комиссаржевская, Станиславский, Немирович-Данченко вместе с артистами Московского художественного театра.
«Он был очень гостеприимным», — писал о хозяине дома А. Куприн. Обаяние гостеприимства, его улыбки, взгляда, душевного изящества испытывали на себе не только люди того круга, к которому он принадлежал сам, но и учителя, врачи, студенты, приходившие к Антону Павловичу за советом и помощью.
За несколько лет жизни в Ялте А.П. Чехов написал девять рассказов и две пьесы. И каждое из этих произведений — общепризнанный шедевр, начиная с рассказов: «Случай из практики», «Архиерей», «Дама с собачкой» и кончая пьесой «Вишнёвый сад». А.М. Горький, прочитав рассказ «Дама с собачкой», писал автору: «Огромное Вы дело делаете Вашими маленькими рассказами — возбуждая в людях отвращение к этой сонной полумертвой жизни — черт бы её побрал»!
И действительно, своими «беспокойными» произведениями А.П. Чехов утверждал, что жизнь, где счастье меньшинства построено на страданиях большинства, противоречит правде, красоте, губит человека. Этот мягкий и нежный художник слова был жесток к социальной несправедливости и пошлости. Он творил свой строгий суд над старым собственническим миром, над дикостью и сытостью, над мещанским покоем и умственной ленью, над всем, что обрекало человека на безмолвие и холопское пресмыкательство.
Наиболее ярким в биографии «Белой дачи» оказался 1900 год, когда в гости к А.П. Чехову приехала вся труппа Московского Художественного театра. «Я вряд ли ошибусь, — вспоминала Мария Павловна, — если назову эти дни пребывания Художественного театра в Ялте лучшим временем из всей ялтинской жизни Антона Павловича. Как бывало когда-то в Мелихово, Антон Павлович был жизнерадостен, весел, шутлив, остроумен, и совсем забывался даже о такой болезни, которая заставила его жить в Крыму...». В этом же 1900 году А.П. Чехов пригласил к себе в Ялту А.М. Горького, чтобы познакомить его с Московским Художественным театром, приобщить к драматургии — новому для пролетарского писателя жанру. Именно после этого знакомства с коллективом театра Горький написал свою первую пьесу «Мещане», а затем — «На дне».
Подлинную радость общения приносил в чеховский дом И.А. Бунин, обладавший большим мастерством весёлого и находчивого рассказчика. Его короткие рассказы и шутки всегда сопровождались взрывом смеха.
В 1899 году Антон Павлович познакомился с А.И. Куприным, который часто бывал на «Белой даче». Чехов с большой заботой относился к молодому писателю, давая ему полезные советы. В один из приездов в Ялту А.И. Куприн оказался в тяжелом материальном положении. Узнав об этом, Антон Павлович пригласил его к себе в дом и создал все условия для работы. Так, в ялтинском доме Чехова был написан А. Куприным рассказ «В цирке». Однажды на «Белую дачу» пришли Ф.И. Шаляпин и молодой талантливый пианист и начинающий композитор С.В. Рахманинов, с юных лет зачитывавшийся произведениями А.П. Чехова. В этот день в гостиной звучали исполняемые Шаляпиным русские романсы и народные песни. Позже под впечатлением рассказа А.П. Чехова «На пути» С. Рахманинов написал «Фантазию» и романс «Мы отдохнём» — на монолог Сони из пьесы «Дядя Ваня».
Стол, за которым собирались гости, фортепиано, большая фотография А.П. Чехова на стене над диваном, картина брата Николая Чехова «Бедность», пальмовые ветки с красной лентой и надписью: «Антону Павловичу Чехову — глубокому истолкователю русской действительности», — напоминают о многих исторических событиях, происходивших в стенах «Белой дачи». К ялтинскому периоду жизни А.П. Чехова относятся его встречи с Л.Н. Толстым, который в 1901—1902 годах жил в Гаспре на даче графини Паниной. Антон Павлович навещал тяжелобольного писателя, волновался о его здоровье, заботился о «великом старце». А когда сам по болезни не мог выходить из дому, — звонил ему в Гаспру по телефону, который находился в кабинете.
Из гостиной дверь открыта на застеклённую веранду. Отсюда можно выйти на балкон и увидеть прекрасный разросшийся сад. При жизни хозяина дома, когда сад только зарождался, вид с балкона открывался на Ялту, горы, море. «Это не вид, а рахат-лукум!» — шутил Антон Павлович. Каждое дерево тут посажено ещё при жизни писателя, многие он посадил сам. А.М. Горький, вспоминая свои встречи с А.П. Чеховым в Ялте, приводит слова, которые Антон Павлович сказал ему, показывая тогда ещё молодые деревца: «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!»
Есть в доме ещё два места, которые хранят память о писателе и его близких. Это полностью реставрированные комнаты матери писателя Евгении Яковлевны и сестры Марии Павловны, многолетней хранительницы «Белой дачи».
В первый же год после смерти писателя дом, превращённый в музей, был открыт для посещения. И содержался только на средства Марии Павловны, так как не был официально признан музеем. Царское правительство не считало нужным хотя бы частично финансировать его содержание. С установлением в Крыму Советской власти дом был взят на государственное обеспечение. 9 апреля 1921 года Марии Павловне Чеховой была выдана «Охранная грамота» Ялтинского уездно-городского революционного комитета за подписью М. Шабулина. В ней говорилось: «Ввиду исключительного внимания российского пролетариата к трудам и литературным заслугам умершего писателя Антона Павловича Чехова, дачу его на Аутской улице взять под своё наблюдение в целях полной сохранности и неприкосновенности внутреннего размещения обстановки, в которой писатель провёл свои последние годы». Таким образом, Дом Чехова официально стал музеем, а его директором назначена была Мария Павловна Чехова (1863—1957), руководившая работой до последнего дня своей жизни. Она свято сохраняла традицию гостеприимства, чуткого отношения к людям. Правительство высоко оценило её труд по сохранению дома и пропаганде литературного наследия А.П. Чехова, наградив её орденом Трудового Красного Знамени. В связи с 90-летием со дня рождения ей было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В гостях на «Белой даче» у Марии Павловны бывали И. Козловский, К. Симонов, И. Ильинский, Д. Журавлёв. Известные музыканты Я. Зак и Р. Глиер. Большим другом чеховского дома был С. Маршак. Сюда приходили такие известные советские писатели, как А. Толстой, Вс. Иванов, Ф. Гладков, К. Тренев, П. Павленко, Л. Никулин, Л. Сейфулина, С. Смирнов, А. Арбузов, В. Солоухин, Б. Полевой, А. Твардовский, Р. Гамзатов, М. Лисянский. Известные зарубежные деятели культуры Андре Стиль, Пабло Неруда. В книге отзывов посетителей Дома-музея оставил свою лаконичную запись Поль Робсон: «Большая радость находиться в доме, где Чехов жил и работал. Он принадлежит всему человечеству».
Популярность Дома-музея с каждым годом растёт. Музей проводит большую собирательскую работу, организует научные конференции, в которых принимают участие учёные-чеховеды из ближнего и дальнего зарубежья. В зале литературной экспозиции проводятся литературно-музыкальные вечера, выставки, посвящённые деятелям литературы и искусства, встречи с интересными людьми.
Музейные книги отзывов хранят тысячи взволнованных записей, в которых посетители выражают любовь к великому сыну русского народа, пишут слова благодарности людям, сохраняющим великое наследие Чехова. «Здесь люди как будто очищаются, становятся лучше, благороднее» — таков смысл сотен записей. В книге отзывов оставил свою запись большой друг чеховского дома Константин Паустовский, словами которого мне хотелось бы закончить рассказ о «Белой даче» — Доме-музее А.П. Чехова, отмечающей в этом году своё 85-летие: «Есть четыре места в России, которые полны огромной лирической силы и овеяны подлинной народной любовью — дом Чехова в Ялте, дом Толстого в Ясной поляне, могила Пушкина в Святых горах и могила Лермонтова в Тарханах. В этих местах наше сердце, наши надежды, в них как бы сосредоточена вся прелесть жизни».
А.П. Чехов. Фото Ф. Орлова
А.И. Куприн
А.М. Горький
С.Я. Елпатьевский
И. Левитан
Ф.И. Шаляпин
Е.Ф. Янова с М.П. Чеховой
Примечания
Т. Барская — Заслуженный журналист Украины, лауреат литературной премии имени А.П. Чехова.
К оглавлению | Следующая страница |