Вернуться к Наш Чехов. Коллективный сборник

Т.А. Барская. Наследие хозяина Белой дачи

Чехов пришел в этот мир, чтобы остаться в нем навечно, став неотъемлемой частью нашего сознания, умным, правдивым собеседником с неисчерпаемым душевным богатством и замечательным разнообразием глубоких мыслей и ясных чувств. Он особенно дорог и близок нам, крымчанам, потому что жил и создавал свои произведения на нашей земле. Ялту поэтому не случайно называют городом Чехова. До того, как поселиться на своей Белой даче в Аутке, Антон Павлович несколько раз приезжал в Крым, как бы присматриваясь к нему, чтобы, по настоянию врачей, окончательно переехать сюда. Начиная с 1888 года и по 1898 год, он почти каждый год бывал в Ялте, жил в гостиницах «Россия», «Мариино», «Франция», на даче Иловайской.

Излюбленным местом его встреч с приезжими литераторами была набережная, где находились кафе-поплавок и книжно-табачная лавка Синани, сделанная в стиле русской избушки. Здесь Чехов встречался с Александром Куприным, Иваном Буниным, Дмитрием Маминым-Сибиряком и другими представителями творческой интеллигенции того времени. Подлинным центром культуры стал дом Антона Павловича в Аутке. Целое созвездие талантов собрал он при жизни хозяина за пять лет — с 1899 по 1904 годы. Владимир Короленко, Максим Горький, Исаак Левитан, Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Викентий Вересаев, Николай Телешов, Вера Комиссаржевская, Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко с артистами Московского Художественного театра — вот неполный список тех, кто побывал в гостях у Чехова.

«Он был очень гостеприимен», — вспоминал о хозяине дома А.И. Куприн. Обаяние его улыбки, взгляда, душевного изящества испытывали на себе не только люди его круга, но и местные учителя, студенты, врачи, приходившие к Антону Павловичу за помощью и советом.

В памяти многих его современников сохранился живой портрет писателя, его лицо, в котором все было прекрасно. Его голубые глаза, лучистые и глубокие, постоянно светились мыслью и какой-то почти детской непосредственностью. Открытая улыбка, всем лицом, искренняя, но всегда накоротке и скромность, которую в свое время заметил Лев Толстой, назвав Чехова тихим, прекрасным, просто чудесным, покоряли собеседника.

Ярким в жизни Чехова оказался 1900-й год, когда к нему в Ялту приехала вся труппа Московского Художественного театра. Станиславский вспоминал потом: «Это была весна нашего театра, самый благоуханный и радостный период его молодой жизни». Антон Павлович болел и не мог приехать в Москву, чтобы посмотреть свои пьесы на сцене молодого театра. И вот подарком автору стали спектакли «Чайка» и «Дядя Ваня», с большим успехом проходившие в Ялтинском городском театре. Свидетелем этого триумфа стал приглашенный Чеховым в Ялту Алексей Максимович Горький, который, уступая настоятельным советам драматурга и актеров, решил попробовать себя в новом жанре. Вскоре появилась первая горьковская пьеса «Мещане», поставленная мхатовцами.

Иван Алексеевич Бунин всегда приносил в чеховский дом радость дружеского общения. Гость обладал мастерством веселого рассказчика. Его короткие рассказы, шутки и экспромты вызывали у слушателей взрывы смеха.

Теплый прием на Белой даче находил Александр Куприн. В одной из комнат, любезно предоставленной ему для творческой работы, он написал рассказ «В цирке».

Однажды в гости к Чеховым пришел Федор Иванович Шаляпин. Он привел с собой молодого талантливого пианиста, начинающего композитора Сергея Васильевича Рахманинова. В доме звучали русские народные песни и романсы. Большой ценитель чеховского таланта Рахманинов напишет потом два произведения: «Фантазию» под впечатлением рассказа «На пути» и романс «Мы отдохнем» на монолог Сони из пьесы «Дядя Ваня».

Гостям Чехов не без гордости показывал свой молодой сад. «При мне здесь посажено каждое дерево, — пояснял он — и, конечно, мне это дорого. Ведь здесь же до меня был пустырь и нелепые овраги, все в камнях и чертополохе. А я вот пришел и сделал из этой дичи культурное, красивое место».

Были у Антона Павловича встречи с Л.Н. Толстым, который в 1901—1902 годах жил в Гаспре на даче графини С.В. Паниной. Чехов тогда навещал больного писателя и много делал для того, чтобы «великий старец» скорее выздоравливал.

Живя в Ялте, Чехов написал девять рассказов и две пьесы — «Три сестры» и «Вишневый сад». Своими «беспокойными» произведениями он утверждал, что жизнь, где счастье меньшинства, построенное на страданиях большинства, противоречит правде, красоте и губительна для человека. Герои «Трех сестер» стремятся к лучшей, полезной жизни, говорят о приближающейся буре, которая, как им казалось, «сдует с нашего общества лень, равнодушие, гнилую скуку».

Достойное место в мировой классике занял рассказ Антона Павловича Чехова «Дама с собачкой» — насквозь крымский, ялтинский. Рисуя чудесные картины природы Южнобережья, писатель показывает драму бесприютности и обездоленности людей, сбросивших с себя обывательские заботы, которые в житейском обиходе называются «счастьем». Любовь пробудила в них стремление быть чище, сделала их прозорливее. Они осознали, что нравственные устои общества, в котором они живут, противоречат разуму и совести человека, приходят к мысли о том, «как, в сущности, если вдуматься, все прекрасно на этом свете, все, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве».

Антон Павлович часто говорил о том, что каждый человек должен сделать что-нибудь полезное для людей, чтобы жизнь не уходила в вечность бесследно. Устами Астрова, одного из героев пьесы «Дядя Ваня» он напоминал о том, что человек наделен разумом и творческой силою, чтобы приумножить то, что ему дано природой.

Атмосфера чеховского дома сохранялась и после смерти писателя. С открытой душой принимала гостей в Белой даче сестра писателя Мария Павловна, сохранившая ее в первозданности после кончины брата. Доброй традицией стало проведение здесь Чеховских чтений, фестивалей искусств, встреч с мастерами культуры, артистами, художниками, писателями. Сюда приходят услышать рассказ о семье Чеховых Заслуженного работника культуры АРК Аллы Васильевны Ханило, принявшей от Марии Павловны эстафету любви к наследию великого писателя. Еще школьницей пришла она в этот дом. И вот уже более полувека является страстным пропагандистом творчества любимого писателя. Много интересного узнают посетители из ее рассказов о побывавших тут в разные годы таких известных людях, как И. Козловский, И. Ильинский, Р. Глиер, С. Маршак, К. Паустовский, А. Толстой, А. Твардовский, Р. Гамзатов, Пабло Неруда и многих, многих других деятелях отечественной и зарубежной культуры.

В Ялте память о Чехове хранит не только дом, в котором он жил и работал, но и носящие его имя — улица, гимназия, библиотека, Дом творчества писателей, городской театр, который ждет своего возрождения, а зрители новых встреч на его сцене с артистами МХАТа и не только.

Спустя столетие со дня кончины А.П. Чехова он остается дорог и близок нам потому, что принадлежит к великим художникам, которым были свойственны чуткое восприятие красоты человека и отрицание всего, что ее разрушает.

Портрет А.П. Чехова работы Сергея Чехова, племянника писателя

Белая дача А.П. Чехова

Городской театр в Ялте, 1890-е годы