Вернуться к Л.Е. Кройчик. Неуловимый Чехов: этюды о творчестве писателя

Для разговора

Чехов двадцать первым веком востребован.

Его читают. Его пьесы ставят. По его повестям и рассказам снимают фильмы. О нем пишут книги.

О нем спорят.

И это — нормально.

Потому что художник жив, пока о нем говорят.

В чем тайна интереса к творчеству Чехова? Виктор Ерофеев охотно эту тайну раскрывает: Чехов всех устраивает.

Это очень обидная для любого человека «тайна»: если каждый из нас устраивает всех, то что же все мы собой представляем?

Искусство прелестно тем, что скрывает в себе тайны, которые до конца разгадать невозможно.

Читаем — и думаем. Думаем — и перечитываем.

Мне интересно читать Чехова, потому что он открывает мне меня самого.

А кто-то в Чехове открывает мир.

А кто-то открывает в произведениях писателя энергию слова...

Я писал эту книгу в расчете на понимание тех, для кого она написана.

Согласие с автором — не обязательно.

Важно желание перечитать Чехова.

Неторопливо. Внимательно. Ничего не пропуская.

Потому что в реальной жизни пропусков не бывает.

В ней нет ничего не нужного.

Так и у Чехова.

Я выбрал для разговора почти произвольно десяток чеховских вещей: «Письмо к ученому соседу», «Черный монах», «Скрипка Ротшильда», «Дуэль», «Дом с мезонином», «Мужики», «Чайка», «Три сестры», «Архиерей», «Вишневый сад».

Почему именно их?

Отвечу чеховскими словами: «Почему?.. Почему?.. Почему?.. Не знаю, почему?»

Эта книга — не учебное пособие по курсу «История русской литературы».

Эта книга для тех, кого заботит отечественная словесность.

Эта книга субъективна и сориентирована на субъективно думающего читателя.

Читайте и думайте.

С уважением
Автор.