Имя Абрама Борисовича Дермана (1880—1952), одного из старейших советских литераторов — критика, литературоведа, беллетриста, — хорошо известно нескольким поколениям читателей.
А.Б. Дерман плодотворно работал на литературном поприще в течение почти пятидесяти лет. Еще в начале XX века В.Г. Короленко обратил внимание на первые опыты молодого писателя и в 1903 году опубликовал в «Русском богатстве» его рассказ «Странный вопрос». Ряд последующих рассказов и роман А.Б. Дермана печатались до революции в крупнейших прогрессивных журналах — «Русское богатство», «Русская мысль», «Мир божий» и др.
Критические и историко-литературные работы А.Б. Дермана также начали появляться в журналах еще до революции. Но полностью его талант критика развернулся в советское время. Диапазон интересов А.Б. Дермана был очень широк, ему принадлежат статьи о целом ряде классиков и современных писателей — Л.Н. Толстом, Шевченко, Чехове, Короленко, Вересаеве, Бунине, Куприне, Шмелеве, Блоке, Горьком, Алексее Толстом, Подъячеве, Сергееве-Ценском, Фадееве, Исаковском, Макаренко и многих других. Всего отдельными изданиями в советское время вышло свыше десяти книг А.Б. Дермана. Количество же опубликованных им статей составляет внушительную трехзначную цифру.
Наиболее постоянным был интерес А.Б. Дермана к А.П. Чехову, В.Г. Короленко и М.С. Щепкину. Им посвятил он большое количество частных исследований, статей и рецензий, их книги подготавливал он к изданию, комментировал и предварял вступительными статьями, о них написана и большая часть книг А.Б. Дермана. Назовем здесь только те книги, которые посвящены жизни и творчеству Чехова: 1. «Академический инцидент (история выхода из Академии наук В.Г. Короленко и А.П. Чехова в связи с аннулированием избрания А.М. Горького в почетные академики)» (1923). 2. «Творческий портрет Чехова» (1929). 3. «Антон Павлович Чехов» (1939), 4. «Москва в жизни и творчестве Чехова» (1948).
Предлагаемая читателю книга — последняя работа покойного критика о Чехове, которая была закончена автором летом 1952 года, незадолго до смерти и публикуется впервые. Это исследование о мастерстве Чехова проблемно в подлинном смысле этого слова, что вообще характерно для трудов А.Б. Дермана. Здесь автор дает тонкий анализ новаторства Чехова, своеобразия языка и композиции его рассказов, исследует причины перехода писателя от остро занимательной, иногда анекдотической фабулы ранних рассказов к внешне бесфабульным произведениям: раскрывает основные средства создания поэтической атмосферы в рассказах и повестях Чехова. Очень убедительна интересная мысль критика, что особенности творческой манеры Чехова, его лаконизм в частности, связан с тем, что писатель рассчитывал на активного «домысливающего» читателя, участника в творчестве, роль которого в создании подтекста очень велика.
В этой последней книге А.Б. Дерман в основном отходит от своих старых взглядов о душевной сухости, о математической расчетливости Чехова-художника, поэтика которого в книге «Творческий портрет Чехова» (1929) рассматривалась в значительной мере как рассудочное экспериментаторство художника. Однако местами отголоски старой концепции еще звучат. Несомненно, что если бы автор был жив, то в процессе редактирования он сам бы внес необходимые исправления. Издательство, подготавливая работу А.Б. Дермана к печати, изменило название книги (заглавие, данное автором, «Как работал Чехов», не вполне точно выражает ее содержание) и несколько сократило рукопись за счет наименее удавшихся мест, а также двух-трех недоработанных глав.
Интересная, талантливо написанная книга покойного исследователя является вкладом в советское чеховедение и адресована широкому читателю, интересующемуся литературой и любящему Чехова. Как всякое настоящее исследование, она в одно и то же время и подлинно научна и популярна.
К оглавлению | Следующая страница |