Вернуться к Р.Ю. Шебалов. Ономастическая игра в ранней прозе А.П. Чехова

Введение

Рассмотрение ономастической игры в художественном тексте вписывается в русло антропоцентрической парадигмы, наиболее «востребованной» в современных лингвистических исследованиях. Это связано с особым вниманием к проявлению в языке личностного начала, анализу языковых категорий с учетом стоящей за ними ментальности, образа мира, отраженного в сознании говорящих, в целом — «рассмотрению диады «язык и человек»» [Кубрякова 1994: 14].

Все расширяющаяся интеграция лингвистики с разнообразными научными дисциплинами (психологией, культурологией, социологией и др.) породила трактовку языка как психоментальной сущности, фиксирующей приоритетные для говорящих аспекты категоризации мира. Так, имя собственное (в частности, антропоним) выступает как знак, «отягощенный» этносоцио-культурной маркированностью и, соответственно, несущий информацию о потенциальном носителе имени, что оказывается стимулом для использования ассоциативной (коннотативной) семантики онома в характерологических целях. Ономастическая игра — одно из направлений эксплуатации прагматики имени в процессах коммуникации, в том числе в художественном тексте. Особую значимость приобретает в этой связи проблема лингвокреативной деятельности говорящих в использовании потенциала языкового знака, в том числе имени собственного (ИС) как знака, вписанного в системно-языковую, когнитивную и индивидуально-личностную картину мира.

Феномен лингвистической креативности получает «операциональную» разработку, во-первых, при исследовании креативного потенциала языка, заключающегося «в бесконечной интерпретационной валентности» языковых единиц, в нереализованных возможностях системы, в наличии разнообразных тенденций ее развития; во-вторых, в рассмотрении лингвокреативной деятельности носителей языка как «...проявления тенденции к нарушению языкового стандарта в коллективной и индивидуальной речевой деятельности» [Гридина 1996в: 12] и, в-третьих, в изучении лингвокреативного мышления как особого ассоциативного механизма, лежащего в основе этой деятельности.

Для изучения амбивалентной (рече-языковой) сущности и ассоциативной природы креативной деятельности говорящих, безусловно, продуктивным является обращение к феномену языковой игры (ЯИ) как форме лингвокреативного мышления (см.: [Гридина 1996а, 1996б, 1996в, 1996г]).

Исследование ЯИ как формы лингвокреативной деятельности требует обращения к разным сферам ее реализации и, в первую очередь, к ее проявлению в сфере художественного творчества (языка художественной литературы). ЯИ традиционно исследуется как тропеическая составляющая художественного текста, однако данная область не исчерпывает представления о ЯИ как механизме творческой деятельности художника слова. Художественный текст — сложно структурированное эстетическое образование, в котором сложно переплетены интерпретационные векторы авторской концепции мира. Игровой код художественного текста нуждается в специальном рассмотрении в аспекте языковых и индивидуально авторских предпосылок его моделирования и воплощения.

Игровой код художественного текста, таким образом, нуждается в специальном рассмотрении в аспекте языковых и индивидуально-авторских предпосылок его моделирования и воплощения. Ономастическая игра — явление лингвокультурного и лингвопрагматического характера, которое заслуживает подробного изучения. Такое исследование предполагает выявление параметров ИС, структурирующих игровое ономастическое пространство текста.

Актуальность данного курса определяется необходимостью расширения интегративного (лингво-филологического, лингво-культурологического) подхода к исследованию феномена языковой (в том числе ономастической) игры применительно к художественному тексту. Это позволит расширить диапазон научно-методических «техник», которыми овладевает будущий учитель-словесник за период обучения в педагогическом вузе.

Цель курса — познакомить студентов с основными положениями современной теории языковой игры и ее частной разновидности ономастической игры на материале текстов рассказов А.П. Чехова.

Задачи курса:

— рассмотреть теоретические основания анализа языковой игры как одной из форм лингвопрагматической деятельности человека;

— проанализировать существующие подходы к описанию феномена языковой игры (философские, психологические, культурологические и др.);

— дать определение и охарактеризовать основные параметры ономастической игры как разновидности языковой игры;

— представить методику изучения ономастикона художественного текста;

— сформировать практические навыки интерпретации ономастической составляющей художественного текста как сложной, многоуровневой системы генерации эстетических смыслов.

Учебное пособие состоит из двух частей. Первая часть посвящена теоретическим основам изучения языковой игры, вторая часть включает анализ антропонимикона ранних рассказов А.П. Чехова.

В качестве зачетной работы по курсу студентам предлагается провести самостоятельный целостный анализ ономастикона одного из рассказов А.П. Чехова с использованием алгоритма, приведенного в конце второй главы.

Пособие содержит краткий словарь терминов, необходимых для анализа языкового материала.