Актуальность
Несмотря на большое количество исследований, посвященных творчеству А.П. Чехова (С.Д. Балухатый, А.П. Скафтымов, М.Л. Семанова, А.П. Чудаков, Г.А. Бялый, Е.С. Добин, Г.П. Бердников, В.Е. Хализев, Т.К. Шах-Азизова, Б.И. Зингерман, В.Б. Катаев), оказалось, что многие фундаментальные вопросы поэтики великого драматурга остаются предметом научных разногласий. Это сюжетно-фабульная организация драматургического повествования (А.П. Чудаков). Малоизучены проблемы взаимовлияния эпоса и драмы (Б.И. Зингерман, Э.А. Полоцкая), в частности, фольклорные элементы в творчестве А.П. Чехова. Недостаточно исследованы возможности монтажа в творчестве А.П. Чехова (Т.К. Шах-Азизова, Питер Брук) и концепция человека-героя (М.Ю. Хмельницкая). В русле названных аспектов поэтики А.П. Чехова ведется речь об освоении этих традиций в отечественной драматургии 70—90-х гг. XX века.
Работ, посвященных этой научной проблеме немало (А.С. Собенников, С.С. Васильева, Л.Г. Тютелова, М.И. Громова и др.). Но что касается типологических соответствий поэтики А.П. Чехова и отечественной драматургии 70—90 гг. XX века, то наиболее часто говорится о сходстве, хотя не менее значимыми представляются и отличия.
Изучение отечественной драматургии 70—90-х гг. XX века в ключе театрально-драматургической эстетики А.П. Чехова дает возможность проследить главные типологические схождения и отличия разных (по всевозможным параметрам) художественных миров, объединенных рубежным переходным временем, эпохой «промежутка» и, главное, общим героем.
Материалы и методы исследования
Объект исследования: пьесы отечественных авторов 70—90-х гг. XX века в русле традиций поэтики А.П. Чехова.
Предмет исследования: бытование традиций поэтики А.П. Чехова в отечественной драматургии 70—90-х гг. XX века.
Рамки исследования определяются логикой типологического исследования, где ключевыми стали понятия рубежного, переходного времени (конец XIX — начало XX и конец XX — начало XXI веков); новые способы организации драматургического повествования у А.П. Чехова в отечественной драматургии 70—90-х гг. XX века («диалог» эпоса и драмы, усиливающийся в переходные эпохи, принцип монтажности в поэтике А.П. Чехова и отечественной драматургии 70—90-х гг. XX века); герой — человек переходной эпохи.
Материалом исследования было творчество А.П. Чехова, а также пьесы драматургов трех поколений Л.С. Петрушевской (1938 г. р.), Н.В. Коляды (1957 г. р.) и Е.В. Гришковца (1967 г. р.), показавших в своем творчестве три переходных периода жизни России:
— 70-е — начало 80-х годы XX столетия — эпоха «застоя» и предтеча социальных, ментальных и психологических трансформаций, которые привели к перестройке (Л.С. Петрушевская);
— начало 80-х — 90-е годы XX столетия — время перестройки и постперестроечных социальных катаклизмов, приведших к фактической смене общественно-экономической формации. Это нашло интенсивное выражение в драматургии Н.В. Коляды;
— 90-е годы XX — начало XXI веков — от социальных катастроф (в начале периода), их последствий (в середине периода) до относительной стабилизации жизни в стране (в настоящее время). Изменилась социокультурная ситуация, оказавшая «существенное влияние на эстетику театра и драматургии и обусловила новые выразительные средства». Это время и его герой воплощены в своеобразной драматургии Е.В. Гришковца, воспевающего «простое повседневное мужество».
Если центром творчества Л.С. Петрушевской, Н.В. Коляды и Е.В. Гришковца, как и А.П. Чехова, остается человек — уникальный источник смысла, то в произведениях драматургов самого последнего времени (М. Курочкина, Д. Привалова, И. Вырыпаева и др.) исчезает герой как эквивалент человека в драме. Именно поэтому их творчество не стало предметом исследования данной работы.
Методологическую теоретическую основу диссертационной работы составляют труды по эстетике, философии, психологии, богословию, истории и теории искусства: Аббаньяно Н., Аверинцева С.С., Бахтина М.М., Бачелис Т.И., Бентли Э., Берковского Н.Я., Вейдле В.В., Выгодского Л.С., Гачева Г.Д., Зингермана Б.И., Лихачева Д.С., Лотмана Ю.М., Любимова Б.Н., Митрополита Сурожского Антония, Мэя Р., Назлояна Г.М., Скафтымова А.П., Соловьева Э.Ю., Топорова В.Н., Тынянова Ю.Н., Хализева В.Е., Чудакова А.П., Фрейденберг О.М., Эйзенштейна С.М., Якоби М.
Методы исследования
Исследование первоисточников проводилось в 2 этапа:
1-й этап. «Техника медленного чтения» Д.С. Лихачева, позволяющая детально рассмотреть драматическое произведение (вычленение и отбор — «дробный анализ»);
2-й этап. Использование синтетического (междисциплинарного) метода, заключающегося в одновременном применении литературоведческих (сравнительно-типологический и текстологический анализ), киноведческого (принцип монтажности), философских (экзистенциализм, герменевтика), богословского, психологического и культурно-исторического подходов. Это позволило комплексно, более глубоко и разносторонне проанализировать полученные на 1-м этапе материалы.
Целью исследования было: изучение бытования традиций поэтики А.П. Чехова и концепции человека в драматургии Л.С. Петрушевской, Н.В. Коляды, Е.В. Гришковца.
Задачи исследования:
— выявить особенности освоения чеховской концепции человека в отечественной драматургии 70—90 гг. XX века;
— исследовать взаимовлияние эпического и драматического начал в поэтике А.П. Чехова и драматургии Л.С. Петрушевской, Н.В. Коляды, Е.В. Гришковца;
— изучить бытование сюжетно-фабульной организации драматургического повествования А.П. Чехова у Л.С. Петрушевской, Н.В. Коляды, Е.В. Гришковца.
Структура диссертации: работа «Отечественная драматургия 70—90-х гг. XX века в контексте чеховской поэтики» состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
По материалам диссертации опубликовано 3 монографии, 10 статей и 5 тезисов в научных журналах и сборниках.
Научная новизна
Впервые изучено воздействие традиций поэтики А.П. Чехова на современную отечественную драму с применением комплексного анализа на примерах творчества Л.С. Петрушевской, Н.В. Коляды, Е.В. Гришковца.
Впервые для изучения традиций поэтики А.П. Чехова в отечественной драме 70—90-х годов XX века был применен 2-х этапный подход, заключающийся в привлечении на 1-м этапе «техники медленного чтения» Д.С. Лихачева, а на 2-м этапе — в использовании междисциплинарного метода. Это позволило выявить сущностные сходства-различия освоения поэтики А.П. Чехова отечественными драматургами 70—90-х гг. XX века.
Проведенные исследования выявили принципиальные типологические связи поэтики А.П. Чехова и драматургии Л.С. Петрушевской, Н.В. Коляды, Е.В. Гришковца, проявляющиеся на глубинном ценностном уровне — концепции человека.
Теоретическая и практическая значимость диссертации
Материалы диссертации, ее основные положения используются в учебных и специальных курсах по истории отечественного театра, теории драмы. Разработаны и опубликованы: «Теория драмы. Программа-конспект». Уфа, 2007; «Семинар по анализу драмы и театральной критике. Программа». Уфа, 2007. Представленная работа может быть полезна практикам театра.
Апробация результатов исследования
Материалы диссертационного исследования на протяжении двадцати лет находят практическое применение в преподавании курсов «История русского театра», «Теория драмы», «Введение в театроведение», на семинарах по театральной критике в Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова. Разработано и издано две учебные программы с грифом Министерства образования Республики Башкортостан.
К оглавлению | Следующая страница |